icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Анна Митуневич
Мучают вопросы? Узнай

Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами?

  • 3489
  • 3

Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами?

Я
«Я заметил, что даже люди, утверждающие, что всё предопределено и что мы не можем ничего изменить, всегда смотрят по сторонам, переходя дорогу.»

Стивен Хокинг

Все ли предопределено в жизни человека, или он сам управляет своим поведением? Мы «запрограммированы» или свободны? И что считать свободой?

Споры об этом ведутся уже не одну тысячу лет. Подобные размышления можно найти в буддизме, теологии (в двух словах: если бог про нас всё знает заранее, почему же он бездействует и зачем наделил нас свободой воли). Интерес к предопределенности (детерменизму) и свободе воли (индетерменизм) проявляют:

  • Биология и нейробиология.
  • Физика.
  • Неврология.
  • Генетика.

Все они пытаются определить – свободен ли человек или обусловлен. Поступает ли он сообразно своей воле или реагирует на внешние факторы, и они оказывают максимальное влияние (вплоть до возможности определения наших действий заранее).

Факторы внешние и внутренние

То, что одинаковое окружение (внешняя среда) для одного станет проклятьем и приведет к самому дну, а для другого – стартовым толчком и поводом к лучшей жизни из возможных, очевидно. Есть немало примеров, как «золотая молодежь» оказывалась на дне (несмотря на все возможности родителей). И в каждом поколении есть свои Ломоносовы, которые пешком и без связей получали образование, строили свою жизнь самым удивительным образом.

Однако важен один момент. Кроме внешних факторов есть и внутренние. Первые, безусловно, влияют – вспомните хотя бы историю с подростками из Исландии. Там правительство сделало так, чтобы у каждого был реальный выбор, чем заниматься – организовали спортивные занятия, танцевальные, творческие. И в итоге солидно изменилась статистика:

Раньше, в 98-м году, здесь напивались хотя бы раз в месяц 42%. Теперь таких 5%!
Курили (ежедневно) – 23%. В 2016-м году таких стало 7%.

Безусловно, среда и возможности разных занятий, мода на ЗОЖ и поддержка государства сделали свое дело.

Но что относится к внутренним факторам несвободы?

Среду мы выбираем такую, чтобы она поддерживала наше «Я». У каждого уже к 12-13 годам (а тем более – к совершеннолетию) есть понятное описание: кто я такой, на что способен, что мне интересно.

В итоге несвобода бывает не только внешняя (например, трудно было быть интеллигентом во времена Пол Пота в Камбодже – таких убивали очень быстро). Несвобода становится внутренней. Мы выбираем ситуации, которые подтверждают нашу закрепощенность, наше представление о себе. И стараемся избегать обществ, мест, тусовок, ситуаций, где придется выйти из своего маленького уютного мирка.

Свобода воли – от примитива к реальности

Свобода моего кулака, действительно, как и сотни лет назад в Англии, заканчивается там, где начинается свобода чужого носа.

Или вот: каждый свободен двигать ногой, рукой, покупать колбасу или овощи.

Но это так называемый примитивный уровень свободы. Физический. Биологический.

А с другой стороны, каждый из нас действительно делает выбор. И именно личностный выбор из десятков возможностей поведения обеспечивает нам свободу.

Подтверждение «социального заказа», одобряемых или даже запрашиваемых действий (учись, женись, плодись, работай) приводит к социальным плюшкам и поддержке. 

Правильное (но не особенно свободное) действие приносит плоды и поддерживается – на уровне общества. Выход за рамки («пойду путешествовать без денег»), изобретение нового – неизбежно встречает сопротивление, даже если это новое очень нужно и полезно, принесет какие-то дивиденды обществу.

Поэтому каждый человек отчасти свободен в действиях, но эта свобода возможна только в определенных рамках: экономических, культурных, психологических и других. К примеру: вы свободны купить то или это, а рамками, ограничивающими вашу свободу, станут:

  • Время работы магазина.
  • Валюта, принятая в этой стране.
  • Условия покупки (никто не отломает вам половину печеньки или не продаст одну жвачку из набора).
  • Сохранение имущества продавца, жизни и здоровья продавца и покупателя, и мн.др.

Итого: каждый свободен и каждый предопределен обстоятельствами и условиями, принятыми в обществе. Одно не существует без другого. Закон – снаружи. Свобода – в четко оговоренных рамках.

Те, кто переламывают закон и подчиняют себе обстоятельство, называются сильными людьми. А те, кто соглашаются и не переступают через очерченные им рамки, – консерваторами и хранителями традиций.

Выбирать, кем быть – только вам.

tra
Надежда Почтова

Внешние факторы, конечно, имеют значение. Но их действие ограничивается свободой воли. Каждый волен выбирать свой образ жизни и, ставя перед собой цель, добиваться ее, руководствуясь своими принципами.

deb
Анна Митуневич

Надежда, Вы прекрасно написали. Не мы ограничены факторами, а они - нами)) Это необычный, но очень полезный взгляд.

tra
Александр  Бескоровайный

Существование свободы воли и чувства "я делатель" — это лишь поверхностный взгляд, сделанный без должного самоисследования. Достаточно задать человеку вопрос: "Кто дышит сейчас?", чтобы услышать ответ: "Это я дышу!", но так ли это на самом деле? А может быть дыхание ПРОИСХОДИТ? Или это "я", которое заявляет на авторство будет утверждать, что оно и "сердцем стучит", "я стучу сердцем"? Абсурд? Конечно же... Как и выбор, делать что-либо или не делать... Идти в магазин "покупать то или это...", а по сути выполнить программу, которой обусловило вас общество - и где здесь ваш выбор? Иллюзия... Так же это можно обнаружить при езде на авто или даже велосипеде, когда на дорогу выскакивает ребёнок: глаза видят, бессознательное выполняет действия по торможению и тут как тут наше "я-делатель", заявляющее: "Я увидел и затормозил!" )) Наивный, попробуй не дышать или не затормозить, а потом будешь рассказывать о свободе воли! Особенно хорошо это показано в "Мастер и Маргарита", где Берлиоз доказывал Воланду, что "сам человек и управляет своей жизнью". Как потом он управил - все мы прекрасно видели. Удачи в самопознании!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+