icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ольга Каширская
Культура и искусство

Русский авангард в лице Натальи Гончаровой.

  • 1771
  • 3

Русский авангард в лице Натальи Гончаровой.

И

Искусствоведы называют начало XX века «расцветом русского авангарда». Чуть больше двадцати лет (с 1910 по 1932 г.) развивалось это направление, растекаясь несколькими течениями. Предмет гордости авангардистов - беспредметность полотен, каждое из которых есть и шарада, и ребус, и загадка, и тайнопись. Эти картины невозможно понять, быстро скользнув по ним взглядом. Они требуют внимания и понимания. В них нужно вглядываться, отходить и снова возвращаться. Радоваться разгадке, понимать, что ошибся, что разгадка кроется еще глубже, и снова смотреть, не отводя глаз. Такая вот особенность у работ всех авангардистов вообще и Натальи Гончаровой (1881-1962) в частности.

Семья Натальи Гончаровой?

Барышня родилась в дворянской семье, имевшей прямое родство с той самой знаменитой красавицей Натали Гончаровой, которую так страстно любил Пушкин. Отец будущей художницы, Сергей Михайлович, был архитектором. От него Наталья унаследовала точность линий, умение видеть перспективу, любовь к цвету и отвращение к полутонам. Ее мать, Екатерина Ильинична, была дочерью профессора Московской духовной академии. С этой стороны девушка получила в дар любовь к истории, православию и русской природе.

Её детство, первые счастливые десять лет, было безоблачным. Тропинки в поле, перелесок, ромашковая полянка, извилистый поворот речки, мосток через ручей … Природу Тульской губернии (именно там находились имения отца) Наталья изображала на первых своих рисунках.

Образование

В начале девяностых Гончаровы перебрались в Москву. Девочка была прилежна и хорошо училась в гимназии. Серебряная медаль, полученная вместе с документом об окончании, – тому подтверждение. Любовь к живописи не сразу стала профессией. Сначала Наталья решила стать «медичкой». Эта благородная профессия изнутри оказалась вовсе не такой, как барышня себе представляла. Через три дня желание учиться на медицинских курсах исчезло без следа. Историей, как наукой, Наталья занималась всего полгода, обучаясь в 1900 году на историческом факультете Высших женских курсов.

И тут живопись одержала окончательную победу: Гончарова решилась и поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Она решала стать скульптором и выбрала себе в наставники знаменитого импрессиониста П. Трубецкого. Через год перешла в класс С. Волнухина.

Встреча с Михаилом Ларионовым. Любовь, но не на всю жизнь

Молодой, очень обаятельный и необыкновенно талантливый Михаил Ларионов покорил сердце Натальи и стал ее кумиром. Пройдет всего два месяца, и они решат никогда не расставаться. Свадьбы не было, никакие церемонии не проводились. Гончарова и Ларионов официально зарегистрировали свои отношения только в 1950 году. В это время они уже не жили вместе, оставаясь друзьями и единомышленниками. Оба считали, что брак, то есть документ о его заключении, нужен им только для того, чтобы сохранить их творческое наследие.

Творческие искания Гончаровой

Начинала она, как было уже сказано, со скульптурных работ. Потом стала писать акварели и пастели. В этот период Наталья увлечена импрессионистами, и многие картины написаны в этой технике. Сюжеты – старинные особняки, простые избы и городские парки. Картины были интересны, манера письма нова, знатоки живописи сразу поняли, что в России появился новый и очень интересный художник. Почти все работы, привезенные Гончаровой из творческой поездки в Крым, были куплены А. Морозовым и Н. Рябушинским – известными меценатами и коллекционерами. Успех был безоговорочный. Работы Гончаровой экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ.

Наталья делает перерыв в учебе и возвращается в 1904 году, но теперь в класс живописи к Коровину. Постигая «таинства цвета и света», Гончарова не забывает свою «первую любовь» - скульптуру и даже получает две серебряные медали (в 1904 и 1907 г.г.) за анималистические этюды. Из училища ей пришлось уйти в 1909 году. Причина проста – вдруг стало нечем платить за учебу.

Но к этому времени Гончарова – это уже известное имя в мире авангардной живописи. Переломным моментом в ее творчестве стал 1906 год. Именно тогда Наталья увлеклась примитивизмом. Свой интерес к этому направлению она объясняла желанием проникнуть в сущность русского народного творчества, чтобы «измерить всю его глубину».

Гончарова много работала над иллюстрациями к произведениям кубофутуристов, оформляя книги В. Хлебникова и А. Крученых. Посетители дягилевского «Осеннего салона», проведенного в Париже в 1906 году, с восторгом отзывались о картинах молодого дарования и предрекали Гончаровой долгую и у спешную жизнь в искусстве.

И они не ошиблись

За что бы ни принималась Гончарова, ее везде ждал успех. Она стала одной из самых ярких фигур неопримитивизма, внеся в это направление черты русского лубочного хулиганства и прямолинейность языческих каменных идолов.

Она увлеклась лучизмом. Принципы этого метода в живописи были разработаны М. Ларионовым, но потом вновь вернулась к примитивизму. Лубок стал ее «настоящей любовью», позволил ей показать всю прелесть «стихийного буйства яркой народной палитры».

Дягилев пригласил супругов в Париж. Это было в 1915 году. Опыт работы театральным художником у Ларионовой уже был – она оформляла балет Римского-Корсакова «Золотой петушок» и спектакль «Свадьба Зобеиды» на музыку Г. гофмансталя. Здесь, в Париже, Наталья с увлеченно оформляла «Русские сказки» (композитор А. Лядов), «Шарф Коломбины» (на музыку Г. Гофмансталя) и «Жар-птицу». В течение всего эмигрантского периода Гончарова много раз сотрудничала с самыми разными европейскими театрами.

Оценка творчества Натальи Гончаровой

В Европе ее называют самым гениальным творцом авангардного искусства начала XX века. Ее картины стоят миллионы, о ее творчестве пишут монографии и снимают документальные фильмы. В России ей при жизни испортили немало нервов, запрещая выставки и картины, обвиняя в распутстве (за картины с обнаженной натурой) и богохульстве (за полотна с религиозной тематикой). После революции о ней не вспоминали, ее творчество знали только искусствоведы. Творчество Натальи Гончаровой вернулось в Россию в 80-е годы XX века.

Она тихо ушла из жизни в 1962 году. Ее могила находится на кладбище Иври-сюр-Сен.

pro
Елена Коробова

Красивая женщина, умная, сильная. Несломленная. С прекрасным чувством вкуса. Ольга, спасибо за отличную статью!)

top
Halida Rojkova

Признаюсь честно: неопримитивизм мне неблизок. А статья читается с интересом. Вам мои +++++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+