Одним из самых загадочных и таинственных художников прошлого является великий голландский живописец Иероним Босх. Настоящее имя мастера - Иеронимус Антонисзон ван Акен. Исследователи жизни мастера считают, что он подписывал свои работы коротким именем Босх по сокращенному названию своего родного города - Хертогенбос - Den Bosch. Дата его рождения точно не установлена. Одни утверждают, что это 1450 год, другие на десятилетие позже - 1460. Он был потомственным художником и никакого специального образования не получил. Утверждают, что Иероним всю свою жизнь прожил в своем родном городе и не оставил ни одного своего портрета, в том числе жены или родственников.Его жизнь окутана тайной, известно только, что он женился на девушке из богатой купеческой семьи, которую знал с детства. Единственным достоверным источником являются счетные записи в книге Братства Девы Марии (Богоматери), с которым была связана вся его семья.
Некоторые исследователи считают, что Босх кроме живописи занимался астрологией, алхимией, оккультными науками, спиритизмом и употреблял галлюциногены. Отсюда якобы в его живописи такие сюрреалистические образы, жуткие сцены и беспощадная сатира. Но прямых доказательств этого нет. По книгам Братства ясно, что Босх вступил в него в 1484 году. Через 2 года он становится «почетным членом», а с 1498 года председателем. Братство Богоматери занималось благотворительностью и Босх будучи весьма состоятельным членом выделял на это немалые средства. Последняя запись в книге с упоминанием художника датируется 9 августа 1516 года - временем его смерти.
Сегодня в различных музеях мира насчитывается 35 его произведений, некоторые из них считаются копиями утерянных картин мастера. Начавшаяся после его смерти Реформация, нанесла огромный урон нидерландской живописи и скульптуре. Часть работ мастера бесследно исчезли в период иконоборчества. В городском архиве сохранились записи из которых следует, что Иероним Босх выполнял многочисленные заказы Братства на эскизы витражей, распятий и паникадил. Тот факт, что художник был активным членом Братства девы Марии начисто отметает предположения о его принадлежности к одной из еретических сект, которых было немало в Нидерландах.
Его заказчиками были весьма почитаемые особы: «Страшный суд» заказал герцог Бургундии Филип I Красивый. Самый знаменитый шедевр голландского мастера «Сад земных наслаждений» хранилась у Генриха III. В спальной Филиппа II - короля Испании, ненавидевшего еретиков, висела картина «Семь смертных грехов». Многие работы Босха выполнены в виде триптиха (складни), которыми украшались соборы, но назвать их иконами трудно, так как они, хотя и содержали библейские мотивы, были наполнены светским содержанием.
Любая работа мастера приковывает внимание зрителя обилием сюжетов и персонажей. Можно провести десятки часов, чтобы приблизиться к пониманию изобразительной интриги. В одном месте он выступает против полифонической музыки, широко применяемой в церковном богослужении, в другом осуждает разврат и распущенность, в третьем мы видим предупреждение о страшном суде, смерти и аде. В целом, творчество нидерландского гения, тайна его произведений и состоит в осуждении тотальной греховности человека и мира. В этом он солидарен с трактатом папы Иннокентия III «О презрении к миру и ничтожестве человека».
Не исключено что творчество Босха питали и книги, которые накануне Реформации, после изобретения Гуттенберга (1455г.) быстро распространялись в Европе. Написанная художником в стиле безжалостной сатиры картина «Корабль дураков», была явно написана под влиянием одноименного произведения Себастьяна Бранта (1494 г.), а «Видения Тунгдала» (1484 г) послужили мотивом к написанию работы «Видение загробного мира»
Исследователи творчества Босха нашли повторяющиеся таинственные символы в его картинах: лестница символизировала половой акт, отрезанная нога - увечья или пытки, ключ — половой орган, стрела — зло, сова — символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного, перевёрнутая воронка — мошенничество или ложная мудрость, черные птицы — грех.
В Нидерландах художник приобрел своего последователя другого известного мастера, его современника - Яна Мандейна. Босх оказал сильное влияние и на Питера Брейгеля Старшего, а Лукас Кранах Старший - художник немецкого Возрождения, во время поездки по Нидерландам в 1509 году копировал алтарь мастера «Страшный суд». Иероним Босх, популярный в XVI-XVII веках, был почти забыт в XVIII веке. Интерес к его удивительному творчеству вновь вспыхнул лишь в XX столетии, в эпоху появления сюрреализма, в эпоху испанца Сальвадора Дали и норвежца Эдварда Мунка.
Спорный мир Иеронима Босха с его фантастикой абсурда, алогизма, зрительной неустойчивости и парадоксальным сочетанием форм так и остается неразрешенной загадкой. Самые выдающиеся искусствоведы, толкователи его творчества продолжают споры по поводу трактовки его произведений. Примечательно в этом смысле высказывание испанского монаха Хосе де Сигуенса: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».
Несмотря на то, что творчество великого мастера одними принимается с восторгом, а у других вызывает отвращение, Иероним Босх занял достойное место в истории мировой духовной культуры.