Собственно говоря, вся литература – псевдореальность. Даже самые стойкие писатели-реалисты помещают выдуманных людей в выдуманные обстоятельства. А уж фантасты только этим и занимаются.
«Панк» («punk») в переводе с английского означает «гниль, отброс», а «стим» («steam») – «пар». Стимпанк же – это жанр фантастики, описывающий псевдореальный мир, который мог бы возникнуть, если бы «прекрасное мгновение» остановилось в славные для Британии времена правления королевы Виктории. Технический прогресс не пошел дальше паровых двигателей. В центре огромных мрачных фабрик находятся могучие громадные паровые машины. Трансмиссии разводят механическую энергию по цехам. В цехах – ряды станков, к которым от валов трансмиссий тянутся приводные ремни. Электричество пока что исследуют наиболее смелые ученые. Двигатели внутреннего сгорания никому даже не снятся.
Соответственно, и развитие общества остановилось бы на той же стадии, в викторианской эпохе, которую мы знаем по книгам Ч.Диккенса, А.Конан-Дойла, Г.Уэллса. Знатные и богатые были бы отделены невидимой, но весьма ощутимой стеной от безродных и бездуховных пролетариев. Лондон и другие города Европы в большинстве районов представляли бы ужасное и опасное зрелище жалких многоэтажных трущоб. Естественно, что здесь повсюду отбросы общества, панки. Все это обещает массу приключений. Поэтому многие англоязычные, в основном, авторы посылают своих героев в такой псевдореальный мир, где властвует паровой двигатель и викторианская мораль. У многих получаются интересные истории. Пожалуй, самый удачный роман в этом стиле получился в 1990 году у Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона. По-английски этот роман называется «The Difference Engine». На русский язык это название переводилось по-разному: «Разностная машина», «Дифференциальный исчислитель», «Машина различий». Роман этот написан увлекательно, эпоха, застрявшая в тупике парового двигателя, изображена с большим знанием дела. Опять же, детективный сюжет. Так что рекомендуется к чтению.
Стимпанк – это также и определенный стиль, в котором любят оформлять вполне современные гаджеты. Например, в Интернете, можно увидеть (и даже приобрести) флэшки, имеющие вид медных труб, инкрустированных благородными породами дерева (привет, «Титаник»!). Или же стильные очки с затемненными стеклами, похожие на те, что раньше надевали машинисты паровозов, чтобы выглядывать из своей будки и смотреть на путь. Одна из станций парижского метрополитена, «Музей искусств и ремесел», оформлена в стиле «стимпанк»: сверкающая медь, трубы, штурвалы, круглые иллюминаторы. Это оформление сразу же заставляет вспомнить о романах Жюль Верна.
Стимпанк – не единственный из жанров, эксплуатирующих виртуально-исторические измышления. И даже не первый. Первым был киберпанк, повествующий о будущем, в котором наряду с развитой компьютерной техникой (каким это развитие представляли в 1990-х годах) существуют притоны и «нехорошие районы», где тусуются всякие дряные людишки: наркоманы, бандиты, вампиры и даже зомби. Киберпанк был популярен в 1990-х годах, и даже получил воплощение в нескольких компьютерных играх и в ряде кинофильмов. В результате подобного успеха начали множиться всякого рода технологические «панки». Наряду с уже описанным стимпанком появился «дизельпанк», описывающий приключения в мире, похожем на 1940-е годы. Автомобили, электричество и радио уже есть, электроника отсутствует. Вместо паровозов – тепловозы.
В жанре «клокпанка» описывается псевдореальность времен эпохи Возрождения. Действуют сложные механизмы из шестеренок и рычажков, выполняющие самые хитрые действия. В общем на фоне, словно бы изобретенном Леонардо да-Винчи, действуют лихие ребята вроде трех мушкетеров.
Несколько лет назад довелось мне услышать и словечко «сталинпанк». Ну, это мир отрадный всем тем, кто до сих пор тоскует по Верховному Главнокомандующему. К подобному, довольно убогому, жанру следует отнести фэнтэзи про так называемых «попаданцев», которые, попав в далекое прошлое и пользуясь современными знаниями, изменяют ход истории.
Замечательным образцом сталинпанка является фильм Ф.Бондарчука «Шпион», снятый по роману Б.Акунина. В Москве уже построен 400-метровый Дворец советов, улицы и проспекты столицы широки, красивы и малолюдны. Наверное, половина населения успешно гондурасит на Колыме вместо того, чтобы колымить в Гондурасе.