icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

«ачем нужны однородные члены предложени€?

  • 18731
  • 5

«ачем нужны однородные члены предложени€?

 
 то не знает об однородных членах предложени€? ѕоднимите руку! „то? “аковых нет? ƒа и откуда им вз€тьс€, если все мы здесь отличники и русский €зык знаем лучше всех. ј то, что не знаем, стремимс€ побыстрее узнать и освоить.

Ќаверн€ка многие соглас€тс€ с тем, что даже самые простые вещи скрывают некоторые тайны, о которых мы даже не догадываемс€. ј всЄ из-за того, что привычка - втора€ натура. ¬идим ежедневно, пользуемс€ ежечасно и так уже свыклись с привычным существованием таких €влений, что перестаЄм загл€дывать вглубь, туда, где скрываетс€ основна€ часть айсберга.

“о же самое происходит и с однородными членами предложени€. ≈сли нас спрос€т, зачем они нужны, мы даже сквозь сон ответим: да чтобы перечисл€ть! Ќа этом и закончилась бы эта стать€, если бы не одно архиважное Ќќ. ¬едь у таких привычных однородных членов предложени€ есть масса стилистических функций, о которых и стоит поговорить более подробно.

ќднородные члены предложени€ и их стилистические функции

¬ предложении однородные члены используютс€ главным образом дл€ того, чтобы перечислить видовые пон€ти€, которые относ€тс€ к одному и тому же родовому пон€тию. ќднако в стилистическом плане они играют роль довольно-таки действенного средства изображени€.

“ак, с помощью однородных членов предложени€ рисуют детали общей картины, выражают динамичность действи€, создают р€ды эпитетов, которые обладают живописностью и экспрессивностью.

¬спомним хот€ бы поэзию јфанаси€ ‘ета, который искусно использовал в своих стихотворени€х однородные члены предложени€, выраженные в предметных названи€х:

Ёто утро, радость эта, Ёта мощь и дн€ и света, Ётот синий свод, Ётот крик и вереницы, эти стаи, эти птицы, Ётот говор вод...

ƒинамика однородных глаголов-сказуемых

ќднородные глаголы позвол€ют создать напр€жЄнность и динамичность речи.  онстантин ‘един в своЄм романе " остЄр" пишет:

ЎофЄр засме€лс€, влез к себе в будку, грохнул дверцей, выкрутил баранку влево, включил мотор, крикнул через окошко, быстро огл€дыва€ ћатве€ с головы до ног.

≈сли к глаголам добавить обсто€тельства, то можно образовать смысловую градацию, например, такую:

¬ городе зажигаетс€ добра€ сотн€ €рких солнц.  расочна€ реклама вежливо умол€ет, убедительно настаивает, нахально требует поверить в то, что нет ничего лучше предлагаемых ею товаров...

»спользуем однородные определени€, согласованные и несогласованные

Ёкспрессией обладают и однородные определени€, которые могут быть и согласованными, и не согласованными. ѕримером несогласованных однородных определений €вл€етс€ отрывок из книги  онстантина ѕаустовского:

... аждому, кто знает книги √рина и знает —евастополь, €сно, что легендарный «урбаган - это почти точное описание —евастопол€, города прозрачных бухт, др€хлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражЄнной черноморской воды...

ќсобые случаи употреблени€ однородных членов предложени€

јнтон ѕавлович „ехов использовал приЄм, позвол€ющий создавать мелодичность и ритмический рисунок фразы. ƒл€ этого он примен€л троекратное повторение: ¬ каждую минуту она готова была убежать, зарыдать, броситьс€ в окно. »ли: ќна, высока€, красива€, стройна€, казалась теперь р€дом с ним очень здоровой и нар€дной.

Ќо особенно поражают возможности однородных членов предложени€ дл€ создани€ комического эффекта, чем искусно пользовались Ќиколай √оголь и јнтон „ехов.

” первого читаем в "ѕовести о том, как поссорилс€ »ван »ванович с »ваном Ќикифоровичем": јгафь€ “имофеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жЄлтенькими цветочками.

” второго - в рассказе "ћесть": Ћев —аввич “урманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у при€тел€ в винт.

—овершенно разнородные пон€ти€ используютс€ в этих предложени€х. Ќо именно однородность членов предложени€ и позвол€ет ощутить всю комичность данных описаний литературных героев.

—оздадим симметрию!

— помощью однородных членов предложени€ можно создать выразительную смысловую соотнесЄнность, котора€ заключаетс€ в том, что сначала используютс€ нераспространЄнные однородные члены, а после этого эти же слова повтор€ютс€ с подробным по€снением. “ак и получаетс€ симметри€ синтаксических конструкций.

яркий пример подобного €зыкового €влени€ мы можем увидеть в следующем отрывке из одной газеты:

ѕогода в тот день была сырой и туманной... ѕолитический климат в јнглии с тех пор часто был сырым вследствие разочарований и туманным вследствие нерешительности...

 ак бы не запутатьс€?!

¬роде бы всЄ с однородными членами предложени€ пон€тно. ƒа вот незадача: их нужно отличать,

во-первых, от неоднородных определений,

во-вторых, от других членов предложени€, которые не €вл€ютс€ однородными.

Ќеоднородные определени€

ќпределени€ (отвечают на вопрос какой? кака€? какое? какие?) €вл€ютс€ неоднородными, если:

обозначают признаки, которые характеризуют определ€емое слово с разных сторон;

предшествующее определение непосредственно относитс€ не к определ€емому слову, а к целому сочетанию следующего определени€ с этим определ€емым словом.

¬ качестве примеров неоднородных определений обратим внимание на следующие:

»з "ћЄртвых душ" √огол€: ... в углу сто€ло пузатое ореховое бюро... (указаны форма и материал).

»з поэмы "ƒвадцать шеть и одна" ћаксима √орького: ...мы жили ... в подвале большого каменного дома... (указаны размер и материал).

ѕохожи, но не однородны

“акже однородными не €вл€ютс€:

устойчивые сочетани€, которые используютс€ в нашей речи очень часто. —реди них такие выражени€, как и смех и грех, ни слуху ни духу, ни свет ни зар€, ни рыба ни м€со, и так и с€к и многие другие;

осложнЄнное простое глагольное сказуемое типа вз€л и сделал, пойду отдохну;

слова, которые повтор€ютс€ в предложении в неизменном виде, например, в рассказе јлександра  уприна "»зумруд": Ѕелые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад.

¬от такие они, знакомые незнакомцы однородные члены предложени€! »спользовать их достаточно просто, а если включить немного фантазии, то с их помощью мы сможем не только перечисл€ть, но и заставим читател€ сме€тьс€, почувствовать динамику повествовани€ и скорость, поверить в то, что мы действительно говорим правду, а не сочин€ем сказки.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

ќтличные статьи об основах русского €зыка.  ажда€ стать€ Ќадежды полезна дл€ всех авторов. —пасибо, за нужное и подробное освещение правил грамматики. +++.

deb
“ать€на Ѕалабан

Ќадежда, ¬ы не просто очень грамотный человек, по моемому ¬ы - прирожденный педагог. ѕрочитав статьи, в школу на уроки русского €зыка можно не ходить.+++

deb
Ќадежда Ћимонникова

ƒа, “ать€на, в недалЄком прошлом € учитель широкого, но не очень профил€. Ќачинала с русского €зыка и литературы, заканчивала историей и обществознанием. )

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+