Наверняка многие согласятся с тем, что даже самые простые вещи скрывают некоторые тайны, о которых мы даже не догадываемся. А всё из-за того, что привычка - вторая натура. Видим ежедневно, пользуемся ежечасно и так уже свыклись с привычным существованием таких явлений, что перестаём заглядывать вглубь, туда, где скрывается основная часть айсберга.
То же самое происходит и с однородными членами предложения. Если нас спросят, зачем они нужны, мы даже сквозь сон ответим: да чтобы перечислять! На этом и закончилась бы эта статья, если бы не одно архиважное НО. Ведь у таких привычных однородных членов предложения есть масса стилистических функций, о которых и стоит поговорить более подробно.
Однородные члены предложения и их стилистические функции
В предложении однородные члены используются главным образом для того, чтобы перечислить видовые понятия, которые относятся к одному и тому же родовому понятию. Однако в стилистическом плане они играют роль довольно-таки действенного средства изображения.
Так, с помощью однородных членов предложения рисуют детали общей картины, выражают динамичность действия, создают ряды эпитетов, которые обладают живописностью и экспрессивностью.
Вспомним хотя бы поэзию Афанасия Фета, который искусно использовал в своих стихотворениях однородные члены предложения, выраженные в предметных названиях:
Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, эти стаи, эти птицы, Этот говор вод...
Динамика однородных глаголов-сказуемых
Однородные глаголы позволяют создать напряжённость и динамичность речи. Константин Федин в своём романе "Костёр" пишет:
Шофёр засмеялся, влез к себе в будку, грохнул дверцей, выкрутил баранку влево, включил мотор, крикнул через окошко, быстро оглядывая Матвея с головы до ног.
Если к глаголам добавить обстоятельства, то можно образовать смысловую градацию, например, такую:
В городе зажигается добрая сотня ярких солнц. Красочная реклама вежливо умоляет, убедительно настаивает, нахально требует поверить в то, что нет ничего лучше предлагаемых ею товаров...
Используем однородные определения, согласованные и несогласованные
Экспрессией обладают и однородные определения, которые могут быть и согласованными, и не согласованными. Примером несогласованных однородных определений является отрывок из книги Константина Паустовского:
...Каждому, кто знает книги Грина и знает Севастополь, ясно, что легендарный Зурбаган - это почти точное описание Севастополя, города прозрачных бухт, дряхлых лодочников, солнечных отсветов, военных кораблей, запахов свежей рыбы, акации и кремнистой земли и торжественных закатов, вздымающих к небу весь блеск и свет отражённой черноморской воды...
Особые случаи употребления однородных членов предложения
Антон Павлович Чехов использовал приём, позволяющий создавать мелодичность и ритмический рисунок фразы. Для этого он применял троекратное повторение: В каждую минуту она готова была убежать, зарыдать, броситься в окно. Или: Она, высокая, красивая, стройная, казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.
Но особенно поражают возможности однородных членов предложения для создания комического эффекта, чем искусно пользовались Николай Гоголь и Антон Чехов.
У первого читаем в "Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем": Агафья Тимофеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветочками.
У второго - в рассказе "Месть": Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь, как-то играл на именинах у приятеля в винт.
Совершенно разнородные понятия используются в этих предложениях. Но именно однородность членов предложения и позволяет ощутить всю комичность данных описаний литературных героев.
Создадим симметрию!
С помощью однородных членов предложения можно создать выразительную смысловую соотнесённость, которая заключается в том, что сначала используются нераспространённые однородные члены, а после этого эти же слова повторяются с подробным пояснением. Так и получается симметрия синтаксических конструкций.
Яркий пример подобного языкового явления мы можем увидеть в следующем отрывке из одной газеты:
Погода в тот день была сырой и туманной... Политический климат в Англии с тех пор часто был сырым вследствие разочарований и туманным вследствие нерешительности...
Как бы не запутаться?!
Вроде бы всё с однородными членами предложения понятно. Да вот незадача: их нужно отличать,
во-первых, от неоднородных определений,
во-вторых, от других членов предложения, которые не являются однородными.
Неоднородные определения
Определения (отвечают на вопрос какой? какая? какое? какие?) являются неоднородными, если:
обозначают признаки, которые характеризуют определяемое слово с разных сторон;
предшествующее определение непосредственно относится не к определяемому слову, а к целому сочетанию следующего определения с этим определяемым словом.
В качестве примеров неоднородных определений обратим внимание на следующие:
Из "Мёртвых душ" Гоголя: ... в углу стояло пузатое ореховое бюро... (указаны форма и материал).
Из поэмы "Двадцать шеть и одна" Максима Горького: ...мы жили ... в подвале большого каменного дома... (указаны размер и материал).
Похожи, но не однородны
Также однородными не являются:
устойчивые сочетания, которые используются в нашей речи очень часто. Среди них такие выражения, как и смех и грех, ни слуху ни духу, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, и так и сяк и многие другие;
осложнённое простое глагольное сказуемое типа взял и сделал, пойду отдохну;
слова, которые повторяются в предложении в неизменном виде, например, в рассказе Александра Куприна "Изумруд": Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами назад, назад.
Вот такие они, знакомые незнакомцы однородные члены предложения! Использовать их достаточно просто, а если включить немного фантазии, то с их помощью мы сможем не только перечислять, но и заставим читателя смеяться, почувствовать динамику повествования и скорость, поверить в то, что мы действительно говорим правду, а не сочиняем сказки.