icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

ѕочему сериалы стали мыльными?

  • 1306
  • 7

ѕочему сериалы стали мыльными?

ћ
Ђћыльна€ операїЕ словосочетание, заставл€ющее брезгливо морщитьс€ любого человека с интеллектом хоть чуть-чуть выше среднего Ц и тем не менее, Ђхудожественные €влени€ї, подход€щие под это определение, стабильно собирают публику у экрановЕ откуда же Ё“ќ вз€лось?

 ак и многое, что мы в –оссии Ђпроглотилиї, зародилось это €вление в —Ўј Ц причЄм задолго до по€влени€ телевидени€. —разу оговоримс€, слово Ђопераї не имеет в данном случае никакого отношени€ к одноимЄнному жанру музыкального театра Ц здесь имеетс€ в виду его первоначальное значение: ЂпроизведениеїЕ “ак вот, началось всЄ в —Ўј 10 окт€бр€ 1932 года, когда американское радио начало транслировать многосерийную радиопостановку ЂЅэтти и Ѕобї. –адиоспектакль полюбилс€ публике, а спрос, как известно, рождает предложение Ц за ЂЅэтти и Ѕобомї последовали другие радиопостановки.

 то их слушал?  онечно же, домохоз€йки Ц ведь транслировались-то они в дневное врем€, когда все прочие граждане на работеЕ и им преподносилось то, что их скорее всего заинтересует: сюжеты, вращающиес€ вокруг Ђженскихї проблем (любовь, семь€, дети и т.п.), во многом перекликающиес€ с женскими журналамиЕ а дл€ поддержани€ интереса сюжет каждой серии обрывалс€ на самом интересном месте.

—оответствовала Ђаудиторииї и реклама, Ђразбавл€юща€ї радиопостановки. „то в первую очередь заинтересует домохоз€ек? –азумеетс€, моющие средства Ц и производители их очень быстро пон€ли свою выгоду: Ђпервопроходцемї стала фирма ЂProcter&Gambleї., за ней последователи другиеЕ потому-то один критик окрестил такие радиоспектакли Ђмыльными операмиї Ц и название закрепилось.

¬последствии Ц с наступлением эпохи телевидени€ Ц иде€ Ђмыльной оперыї перекочевала туда. ѕервым кинематографическим произведением в этом жанре стал фильм Ђ∆енщина, которую стоит запомнитьї, вышедший на экраны в 1947 году. —о временем телевизионные Ђмыльные оперыї совершенно вытеснили радиоспектакли.

ћыльные оперы существуют до сих пор Ц и не собираютс€ сдавать позиции, сохран€€ свои характерные черты:

- непрерывное развитие сюжета (в отличие от жанра теленовеллы, где кажда€ сери€ представл€ет собой более или менее законченный сюжет);

- длительность (несколько лет);

- медленное развЄртывание сюжета Ц иной раз это даже раздражает зрител€ (Ђда сколько можно об одном и том же, ну, решила она уйти Ц так зачем же Ђуходитьї целую серию!ї), но эта особенность позвол€ет зрителю, который начал смотреть сериал не с начала, Ђвт€нутьс€ї в любой момент, сравнительно быстро разобравшись, что происходит;

- завершение серии в самый интригующий момент; строго говор€, этот приЄм люб€т авторы не только Ђмыльных опер, но и многосерийных фильмов вообще). ¬ јмерике это имеет ещЄ одно значение: заинтригованные зрители заплат€т за следующий мес€ц просмотра данного телеканала;

- актЄры могут врем€ от времени мен€тьс€;

- если сериал носит комедийный характер, зрител€м могут Ђподсказывать, где сме€тьс€ї с помощью смеха за кадром.

ѕочему Ђмыльные оперыї полюбились публике Ц прежде всего женской? ѕо словам одного американского критика, жизнь Ђсреднестатистическойї женщины (прежде всего Ц домохоз€йки) кажетс€ Ђнастолько пустой, что нуждаетс€ в иллюзорном наполненииї. —уждение, пожалуй, слишком резкоеЕ Ќо верно одно: сюжеты мыльных опер, в сущности, замен€ют сплетни, к которым так склонны женщины: кто с кем завЄл роман, кто разводитс€ и т.д. и т.п. Ц всЄ это можно обсуждать с подругами, и никто от этого не пострадает, и не будешь чувствовать, что делаешь что-то предосудительное.

¬ нашу страну жанр Ђмыльной оперыї пришЄл из стран Ћатинской јмерики (ћексика, јргентина, Ѕразили€) в 90-е гг. XX в. Ц и упал на благодатную почву: среди дефицита, талонов на продукты и прочих Ђпрелестейї той эпохи сюжеты о дамочках, у которых только и заботы, что Ђлюбит-не любитї, стали своеобразным средством ухода от реальностиЕ вр€д ли стоит слишком сурово осуждать наших соотечественниц: ведь ничего лучшего реальность им предложить не моглаЕ

“ак или иначе, Ђжертвамиї мыльных опер Ц сначала мексиканских и бразильских, потом Ц американской Ђ—анта-Ѕарбарыї в той или иной мере стали все наши граждане (можно было услышать: Ђя Ђ—анта-Ѕарбаруї не смотрю Ц но зачем они оп€ть сменили ћейсона?ї). ”беречьс€ было поистине трудно: событи€ сериалов обсуждались везде Ц и дома, и за его пределами, так что не хочешь Ц а будешь в курсе событий. ѕримечательно, что мои родственники после каждой серии восклицали: ЂЌу когда же эта пытка кончитс€!ї Ц тем не менее, продолжали смотретьЕ герои сериалов становились дл€ наших граждан практически членами семьи, в их честь называли детейЕ —ейчас Ђсериаломани€ї вроде бы поутихла Ц но жанр Ђмыльной оперыї, видимо бессмертенЕ тем более, что по€вились и отечественные сериалы в этом жанре.


deb
јлександр  уц

ћногие "домохоз€йки" очень сильно хот€т хоть на одно мгновение оказатьс€ там, по ту сторону экрана, в выдуманном мире их собственных фантазий, вместо того, чтобы сделать свою жизнь лучше, так уж хочетс€ им мылодрамы.

deb
—ветлана Ўибунска€

Ќеправда! Ќе все пенсионеры, а только те, кому зан€тьс€ нечем. Ќа свете столько интересных дел, что просто не хватает времени на эти самые сериалы! ¬от, например, прочитать такую интересную статью. ѕонравилась! +.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+