icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Почему сериалы стали мыльными?

  • 1150
  • 7

Почему сериалы стали мыльными?

М
«Мыльная опера»… словосочетание, заставляющее брезгливо морщиться любого человека с интеллектом хоть чуть-чуть выше среднего – и тем не менее, «художественные явления», подходящие под это определение, стабильно собирают публику у экранов… откуда же ЭТО взялось?

Как и многое, что мы в России «проглотили», зародилось это явление в США – причём задолго до появления телевидения. Сразу оговоримся, слово «опера» не имеет в данном случае никакого отношения к одноимённому жанру музыкального театра – здесь имеется в виду его первоначальное значение: «произведение»… Так вот, началось всё в США 10 октября 1932 года, когда американское радио начало транслировать многосерийную радиопостановку «Бэтти и Боб». Радиоспектакль полюбился публике, а спрос, как известно, рождает предложение – за «Бэтти и Бобом» последовали другие радиопостановки.

Кто их слушал? Конечно же, домохозяйки – ведь транслировались-то они в дневное время, когда все прочие граждане на работе… и им преподносилось то, что их скорее всего заинтересует: сюжеты, вращающиеся вокруг «женских» проблем (любовь, семья, дети и т.п.), во многом перекликающиеся с женскими журналами… а для поддержания интереса сюжет каждой серии обрывался на самом интересном месте.

Соответствовала «аудитории» и реклама, «разбавляющая» радиопостановки. Что в первую очередь заинтересует домохозяек? Разумеется, моющие средства – и производители их очень быстро поняли свою выгоду: «первопроходцем» стала фирма «Procter&Gamble»., за ней последователи другие… потому-то один критик окрестил такие радиоспектакли «мыльными операми» – и название закрепилось.

Впоследствии – с наступлением эпохи телевидения – идея «мыльной оперы» перекочевала туда. Первым кинематографическим произведением в этом жанре стал фильм «Женщина, которую стоит запомнить», вышедший на экраны в 1947 году. Со временем телевизионные «мыльные оперы» совершенно вытеснили радиоспектакли.

Мыльные оперы существуют до сих пор – и не собираются сдавать позиции, сохраняя свои характерные черты:

- непрерывное развитие сюжета (в отличие от жанра теленовеллы, где каждая серия представляет собой более или менее законченный сюжет);

- длительность (несколько лет);

- медленное развёртывание сюжета – иной раз это даже раздражает зрителя («да сколько можно об одном и том же, ну, решила она уйти – так зачем же «уходить» целую серию!»), но эта особенность позволяет зрителю, который начал смотреть сериал не с начала, «втянуться» в любой момент, сравнительно быстро разобравшись, что происходит;

- завершение серии в самый интригующий момент; строго говоря, этот приём любят авторы не только «мыльных опер, но и многосерийных фильмов вообще). В Америке это имеет ещё одно значение: заинтригованные зрители заплатят за следующий месяц просмотра данного телеканала;

- актёры могут время от времени меняться;

- если сериал носит комедийный характер, зрителям могут «подсказывать, где смеяться» с помощью смеха за кадром.

Почему «мыльные оперы» полюбились публике – прежде всего женской? По словам одного американского критика, жизнь «среднестатистической» женщины (прежде всего – домохозяйки) кажется «настолько пустой, что нуждается в иллюзорном наполнении». Суждение, пожалуй, слишком резкое… Но верно одно: сюжеты мыльных опер, в сущности, заменяют сплетни, к которым так склонны женщины: кто с кем завёл роман, кто разводится и т.д. и т.п. – всё это можно обсуждать с подругами, и никто от этого не пострадает, и не будешь чувствовать, что делаешь что-то предосудительное.

В нашу страну жанр «мыльной оперы» пришёл из стран Латинской Америки (Мексика, Аргентина, Бразилия) в 90-е гг. XX в. – и упал на благодатную почву: среди дефицита, талонов на продукты и прочих «прелестей» той эпохи сюжеты о дамочках, у которых только и заботы, что «любит-не любит», стали своеобразным средством ухода от реальности… вряд ли стоит слишком сурово осуждать наших соотечественниц: ведь ничего лучшего реальность им предложить не могла…

Так или иначе, «жертвами» мыльных опер – сначала мексиканских и бразильских, потом – американской «Санта-Барбары» в той или иной мере стали все наши граждане (можно было услышать: «Я «Санта-Барбару» не смотрю – но зачем они опять сменили Мейсона?»). Уберечься было поистине трудно: события сериалов обсуждались везде – и дома, и за его пределами, так что не хочешь – а будешь в курсе событий. Примечательно, что мои родственники после каждой серии восклицали: «Ну когда же эта пытка кончится!» – тем не менее, продолжали смотреть… герои сериалов становились для наших граждан практически членами семьи, в их честь называли детей… Сейчас «сериаломания» вроде бы поутихла – но жанр «мыльной оперы», видимо бессмертен… тем более, что появились и отечественные сериалы в этом жанре.

deb
Александр Куц

Многие "домохозяйки" очень сильно хотят хоть на одно мгновение оказаться там, по ту сторону экрана, в выдуманном мире их собственных фантазий, вместо того, чтобы сделать свою жизнь лучше, так уж хочется им мылодрамы.

deb
Светлана Шибунская

Неправда! Не все пенсионеры, а только те, кому заняться нечем. На свете столько интересных дел, что просто не хватает времени на эти самые сериалы! Вот, например, прочитать такую интересную статью. Понравилась! +.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+