Так уж сложилось, что практически у каждого слова есть как прямой, так и переносный смысл. Это значит, что и каждое художественное произведение имеет свой глубокий подтекст, который различить с первого раза, не задумываясь над словом, практически невозможно. Иногда только хорошо поразмыслив понимаешь, что "златая чаша" в стихотворении М.Ю. Лермонтова - это наша жизнь. Да и золото выбрано поэтом неспроста: ощущается прямая связь с другим выражением "золотой телец". А поэт нам всего лишь в который раз хочет сказать о том, что "злато" может ослепить, и только, испив свою чашу бытия до дна, нам открывается суть нашей жизни.
Вот мы и прикоснулись к метафоре - самому распространённому тропу художественной речи.
Уточним:
Троп - это поэтический оборот, такое употребление фраз, слов и выражений, которые употребляются в переносном значении, в образном смысле.
Метафора - ещё одно греческое слово
Слово метафора, как и многие термины литературоведения, пришло к нам из Греции. Буквально оно означает перенесение. Особенно точно раскрыл суть метафоры философ Аристотель, который писал:
Метафора "есть перенесение имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... Слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство (в природе)".
Какие бывают виды метафор?
Ещё античные учёные пытались классифицировать метафору и выделить её виды. Это необходимо для того, чтобы понять, каким образом появляется метафора и как её можно создать по образцу.
Выделяют пять видов метафор:
Вид первый. Стёртая или генетическая метафора - это метафора в общепринятом её значении, при этом её фигуральный характер пока не чувствуется. Например: пришла весна.
Вид второй. Резкая метафора сводит различные по значению слова, которые казалось бы вообще невозможно поставить рядом. Например: начинка высказывания.
Вид третий. Метафора-формула. Этот вид метафор близок к стёртой метафоре и отличается от последних тем, что обладает такой стереотипностью, которая не позволяет ей преобразоваться из фигуральной конструкции в не фигуральную. Например: гложет червь сомнения.
Вид четвёртый. Реализованная метафора оперирует метафорическим выражением, не учитывая его фигурального характера. То есть создаётся впечатление, что метафора имеет прямое значение. В результате зачастую получается комический эффект. Например: Он вышел из себя и вошёл в автобус.
Вид пятый. Развёрнутая метафора последовательно осуществляется в определённом фрагменте или во всём сообщении. Вот здесь-то как раз и можно вспомнить стихотворение М.Ю. Лермонтова "Чаша жизни" ещё раз, так как это чистой воды развёрнутая метафора.
Чаша жизни
1
Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;
2
Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает,
И всё, что обольщало на,
С завязкой исчезает -
3
Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был - мечта
И что она - не наша!
Метафора в психологии и рекламе
Не буду углубляться в теоретические изыскания ещё глубже. Метафора изучена вдоль и поперёк. Литературоведы выявили все её признаки и функции. Помогли им в этом учёные, занимающиеся другими науками, потому что поэзия и проза - это всего лишь самые яркие, но не единственные сферы применения метафоры.
Например, общеизвестным фактом стали рассказы о том, как Эйнштейн использовал метафоры, когда разрабатывал теорию относительности. В его сознании в один прекрасный момент появился образ поездки верхом на солнечном луче.
Сегодня метафоры широко используются в разных прикладных науках. С их помощью психологи и психотерапевты помогают людям разобраться со своими чувствами и эмоциями. Рекламщики используют метафоры для того, чтобы, мягко воздействуя на подсознание потребителя, помочь ему сделать выбор в пользу рекламируемого товара.
Конечно, мы можем возмущаться тем, что с такими меркантильными целями используется такой яркий троп художественной речи, но делать нечего: мы сами обманываться рады, когда нам так красиво пудрят мозги.
Действительно, с помощью метафоры можно не только выражать свои мысли и чувства и одаривать читателей своими великолепными мыслями, но и влиять на них. По утверждению учёных, метафора - прямой путь к подсознанию. Поэтому в психологии и рекламе метафора рассматривается именно с этой точки зрения.
Для этих сфер жизни важны визуальные, звуковые и обонятельные образы, которые можно создать с помощью метафоры. Кроме того, метафора не должна быть логичной и предельно понятной. Она должна оставлять простор для фантазии, которая позволит подсознанию прийти к определённым выводам без какого-либо видимого давления извне. К тому же каждый из нас любит, когда ему бросают вызов, чем с успехом пользуются рекламщики, усиливая влияние рекламных посылов и эмоциональность коммуникации.