icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Надежда Лимонникова
Обучение

Метафора. Что такое метафора?

  • 10880
  • 3

Метафора. Что такое метафора?

Т

Так уж сложилось, что практически у каждого слова есть как прямой, так и переносный смысл. Это значит, что и каждое художественное произведение имеет свой глубокий подтекст, который различить с первого раза, не задумываясь над словом, практически невозможно. Иногда только хорошо поразмыслив понимаешь, что "златая чаша" в стихотворении М.Ю. Лермонтова - это наша жизнь. Да и золото выбрано поэтом неспроста: ощущается прямая связь с другим выражением "золотой телец". А поэт нам всего лишь в который раз хочет сказать о том, что "злато" может ослепить, и только, испив свою чашу бытия до дна, нам открывается суть нашей жизни.

Вот мы и прикоснулись к метафоре - самому распространённому тропу художественной речи.

Уточним:

Троп - это поэтический оборот, такое употребление фраз, слов и выражений, которые употребляются в переносном значении, в образном смысле.

Метафора - ещё одно греческое слово

Слово метафора, как и многие термины литературоведения, пришло к нам из Греции. Буквально оно означает перенесение. Особенно точно раскрыл суть метафоры философ Аристотель, который писал:


Метафора "есть перенесение имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... Слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство (в природе)".


Какие бывают виды метафор?

Ещё античные учёные пытались классифицировать метафору и выделить её виды. Это необходимо для того, чтобы понять, каким образом появляется метафора и как её можно создать по образцу.

Выделяют пять видов метафор:

Вид первый. Стёртая или генетическая метафора - это метафора в общепринятом её значении, при этом её фигуральный характер пока не чувствуется. Например: пришла весна.

Вид второй. Резкая метафора сводит различные по значению слова, которые казалось бы вообще невозможно поставить рядом. Например: начинка высказывания.

Вид третий. Метафора-формула. Этот вид метафор близок к стёртой метафоре и отличается от последних тем, что обладает такой стереотипностью, которая не позволяет ей преобразоваться из фигуральной конструкции в не фигуральную. Например: гложет червь сомнения.

Вид четвёртый. Реализованная метафора оперирует метафорическим выражением, не учитывая его фигурального характера. То есть создаётся впечатление, что метафора имеет прямое значение. В результате зачастую получается комический эффект. Например: Он вышел из себя и вошёл в автобус.

Вид пятый. Развёрнутая метафора последовательно осуществляется в определённом фрагменте или во всём сообщении. Вот здесь-то как раз и можно вспомнить стихотворение М.Ю. Лермонтова "Чаша жизни" ещё раз, так как это чистой воды развёрнутая метафора.


Чаша жизни

1

Мы пьём из чаши бытия

С закрытыми очами,

Златые омочив края

Своими же слезами;

2

Когда же перед смертью с глаз

Завязка упадает,

И всё, что обольщало на,

С завязкой исчезает -

3

Тогда мы видим, что пуста

Была златая чаша,

Что в ней напиток был - мечта

И что она - не наша!


Метафора в психологии и рекламе

Не буду углубляться в теоретические изыскания ещё глубже. Метафора изучена вдоль и поперёк. Литературоведы выявили все её признаки и функции. Помогли им в этом учёные, занимающиеся другими науками, потому что поэзия и проза - это всего лишь самые яркие, но не единственные сферы применения метафоры.

Например, общеизвестным фактом стали рассказы о том, как Эйнштейн использовал метафоры, когда разрабатывал теорию относительности. В его сознании в один прекрасный момент появился образ поездки верхом на солнечном луче.

Сегодня метафоры широко используются в разных прикладных науках. С их помощью психологи и психотерапевты помогают людям разобраться со своими чувствами и эмоциями. Рекламщики используют метафоры для того, чтобы, мягко воздействуя на подсознание потребителя, помочь ему сделать выбор в пользу рекламируемого товара.

Конечно, мы можем возмущаться тем, что с такими меркантильными целями используется такой яркий троп художественной речи, но делать нечего: мы сами обманываться рады, когда нам так красиво пудрят мозги.

Действительно, с помощью метафоры можно не только выражать свои мысли и чувства и одаривать читателей своими великолепными мыслями, но и влиять на них. По утверждению учёных, метафора - прямой путь к подсознанию. Поэтому в психологии и рекламе метафора рассматривается именно с этой точки зрения.

Для этих сфер жизни важны визуальные, звуковые и обонятельные образы, которые можно создать с помощью метафоры. Кроме того, метафора не должна быть логичной и предельно понятной. Она должна оставлять простор для фантазии, которая позволит подсознанию прийти к определённым выводам без какого-либо видимого давления извне. К тому же каждый из нас любит, когда ему бросают вызов, чем с успехом пользуются рекламщики, усиливая влияние рекламных посылов и эмоциональность коммуникации.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+