icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ќадежда Ћимонникова
ќбучение

ћетафора. „то такое метафора?

  • 11500
  • 3

ћетафора. „то такое метафора?

“ак уж сложилось, что практически у каждого слова есть как пр€мой, так и переносный смысл. Ёто значит, что и каждое художественное произведение имеет свой глубокий подтекст, который различить с первого раза, не задумыва€сь над словом, практически невозможно. »ногда только хорошо поразмыслив понимаешь, что "злата€ чаша" в стихотворении ћ.ё. Ћермонтова - это наша жизнь. ƒа и золото выбрано поэтом неспроста: ощущаетс€ пр€ма€ св€зь с другим выражением "золотой телец". ј поэт нам всего лишь в который раз хочет сказать о том, что "злато" может ослепить, и только, испив свою чашу быти€ до дна, нам открываетс€ суть нашей жизни.

¬от мы и прикоснулись к метафоре - самому распространЄнному тропу художественной речи.

”точним:

“роп - это поэтический оборот, такое употребление фраз, слов и выражений, которые употребл€ютс€ в переносном значении, в образном смысле.

ћетафора - ещЄ одно греческое слово

—лово метафора, как и многие термины литературоведени€, пришло к нам из √реции. Ѕуквально оно означает перенесение. ќсобенно точно раскрыл суть метафоры философ јристотель, который писал:


ћетафора "есть перенесение имени или с рода на вид, или с вида на род, или с вида на вид, или по аналогии... —лагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство (в природе)".


 акие бывают виды метафор?

≈щЄ античные учЄные пытались классифицировать метафору и выделить еЄ виды. Ёто необходимо дл€ того, чтобы пон€ть, каким образом по€вл€етс€ метафора и как еЄ можно создать по образцу.

¬ыдел€ют п€ть видов метафор:

¬ид первый. —тЄрта€ или генетическа€ метафора - это метафора в общеприн€том еЄ значении, при этом еЄ фигуральный характер пока не чувствуетс€. Ќапример: пришла весна.

¬ид второй. –езка€ метафора сводит различные по значению слова, которые казалось бы вообще невозможно поставить р€дом. Ќапример: начинка высказывани€.

¬ид третий. ћетафора-формула. Ётот вид метафор близок к стЄртой метафоре и отличаетс€ от последних тем, что обладает такой стереотипностью, котора€ не позвол€ет ей преобразоватьс€ из фигуральной конструкции в не фигуральную. Ќапример: гложет червь сомнени€.

¬ид четвЄртый. –еализованна€ метафора оперирует метафорическим выражением, не учитыва€ его фигурального характера. “о есть создаЄтс€ впечатление, что метафора имеет пр€мое значение. ¬ результате зачастую получаетс€ комический эффект. Ќапример: ќн вышел из себ€ и вошЄл в автобус.

¬ид п€тый. –азвЄрнута€ метафора последовательно осуществл€етс€ в определЄнном фрагменте или во всЄм сообщении. ¬от здесь-то как раз и можно вспомнить стихотворение ћ.ё. Ћермонтова "„аша жизни" ещЄ раз, так как это чистой воды развЄрнута€ метафора.


„аша жизни

1

ћы пьЄм из чаши быти€

— закрытыми очами,

«латые омочив кра€

—воими же слезами;

2

 огда же перед смертью с глаз

«ав€зка упадает,

» всЄ, что обольщало на,

— зав€зкой исчезает -

3

“огда мы видим, что пуста

Ѕыла злата€ чаша,

„то в ней напиток был - мечта

» что она - не наша!


ћетафора в психологии и рекламе

Ќе буду углубл€тьс€ в теоретические изыскани€ ещЄ глубже. ћетафора изучена вдоль и поперЄк. Ћитературоведы вы€вили все еЄ признаки и функции. ѕомогли им в этом учЄные, занимающиес€ другими науками, потому что поэзи€ и проза - это всего лишь самые €ркие, но не единственные сферы применени€ метафоры.

Ќапример, общеизвестным фактом стали рассказы о том, как Ёйнштейн использовал метафоры, когда разрабатывал теорию относительности. ¬ его сознании в один прекрасный момент по€вилс€ образ поездки верхом на солнечном луче.

—егодн€ метафоры широко используютс€ в разных прикладных науках. — их помощью психологи и психотерапевты помогают люд€м разобратьс€ со своими чувствами и эмоци€ми. –екламщики используют метафоры дл€ того, чтобы, м€гко воздейству€ на подсознание потребител€, помочь ему сделать выбор в пользу рекламируемого товара.

 онечно, мы можем возмущатьс€ тем, что с такими меркантильными цел€ми используетс€ такой €ркий троп художественной речи, но делать нечего: мы сами обманыватьс€ рады, когда нам так красиво пудр€т мозги.

ƒействительно, с помощью метафоры можно не только выражать свои мысли и чувства и одаривать читателей своими великолепными мысл€ми, но и вли€ть на них. ѕо утверждению учЄных, метафора - пр€мой путь к подсознанию. ѕоэтому в психологии и рекламе метафора рассматриваетс€ именно с этой точки зрени€.

ƒл€ этих сфер жизни важны визуальные, звуковые и обон€тельные образы, которые можно создать с помощью метафоры.  роме того, метафора не должна быть логичной и предельно пон€тной. ќна должна оставл€ть простор дл€ фантазии, котора€ позволит подсознанию прийти к определЄнным выводам без какого-либо видимого давлени€ извне.   тому же каждый из нас любит, когда ему бросают вызов, чем с успехом пользуютс€ рекламщики, усилива€ вли€ние рекламных посылов и эмоциональность коммуникации.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+