Вообще, в этой области существует несколько классификаций. Например, по объему – альбом может быть двойным, тройным (согласно количеству композиций), мини-альбомом или полноценным лонгплей-альбомом (который звучит больше 30 минут).
Существует и разделение по типам и способам записи. Согласно ему типы альбомов выделяют по условиям, в которых она осуществлялась. То есть существуют студийные и концертные (live) записи. Сюда же относятся сборники, в которые композиции заносятся по какому-либо правилу.
Эти две классификации и их принципы интуитивно понятны любому, но куда более интересным является разделение альбомов согласно их концепту, то есть по общей идее и качеству. Здесь гораздо больше интересных терминов.
Основной единицей здесь можно назвать «номерной» альбом. Над этой записью исполнители трудятся долго, она является, как правило, лонгплеем, и имеет грамотную медиаподдержку и пиар. Называется она так, потому что заносится в официальную дискографию исполнителя и проходит там под определенным номером.
Кроме номерных альбомов, исполнитель в своей деятельности порождает и другие. Например, его различные старые или «черновые» записи часто сводятся в демо-альбомы, целью которых является демонстрация некоторых записей заинтересованным слушателям. Если исполнитель популярен и уважаем в своей области, то можно найти интересные по своему концепту альбомы – трибьюты, которые создаются сообществом других исполнителей и состоят из кавер-версий его песен. Трибьют означает «коллективный дар».
Если речь идет о группе, один из музыкантов или вокалист которой в творческом поиске записывает собственные композиции, то подобная запись называется сольной, или «сольником». Неофициальные или пиратские записи, словом, композиции, собранные нестандартным способом, сводятся в бутлеги, которые всё реже можно найти в свободной продаже.
Альбомы, призванные явить публике новую песню и содержащие в себе только её одну (реже с несколькими ремиксами), называются синглами. Различаются альбомы и по своему предназначению; примером служат саундтреки, которые содержат в себе композиции, написанные для сопровождения другой медиапродукции (фильма, игры).
Кажется, что все возможные классификации музыкальных записей уже собраны, но музыкальная область является очень живой, поэтому новые термины в ней появляются очень часто. Так что любителям стоит тщательно следить за появляющейся и обновляемой информацией. Но вышеперечисленные обозначения являются базовыми и встречаются чаще других.