Сегодня для подобных вылазок на природу придуман специальный горный велосипед – mountain bike, его назначение ездить по плохим дорогам (можно и по хорошим, но – это дело вкуса). Первые официальные соревнования по езде на велосипедах по бездорожью были проведены в Калифорнии (1973 г.). Мы в юности соревновались раньше, но никто не воспринимал наши увлечения всерьез.
В магазинах спортивных товаров сегодня можно найти несколько видов велосипедов для экстремальной езды. Цены на эти велосипеды довольно высокие, но они весьма обоснованы. У горных велосипедов рама изготовлена из легированных сталей, в которых обязательно использованы хром, марганец, молибден и другие элементы, повышающие прочность конструкции. Сама рама сварена из довольно толстых труб. Вес горного велосипеда не может быть менее 13 кг, но также не рекомендуется приобретать велосипед весом более 18 кг – тяжело носить.
Заметным отличием горного велосипеда от собратьев является высоко поднятая каретка. Такое изменение ее положения позволяет легче преодолевать преграды. Такой велосипед не застрянет на лестнице – каретка не достанет до ступеней.
Конструктивно горные велосипеды выполняются с эластичной (двухподвес) или жесткой (хардтейл) подвеской. На эластином велосипеде легко ездить по пересеченной местности. Имеющиеся в наличии амортизаторы погасят неровности дороги и создадут ощущение комфорта. Но на «мягком» велосипеде трудно выполнить замысловатые трюки и прыжки – слишком тяжел и неповоротлив такой «конек». Его хорошо использовать для длительных прогулок по бездорожью, но никак для экстремальных нагрузок.
Комфортные горные велосипеды комплектуются корзинами для перевозки небольших грузов, они часто имеют дополнительные фляги для воды или напитков. Некоторые любители велосипедных прогулок дооснащают свой транспорт и другими опциями: дополнительные щитки, подкрылки и т.п., снижающие попадание грязи при движении в сырую погоду
Для экстрима нужен велосипед, у которого присутствует только передний амортизатор. Руль обычно заметно вынесен вперед, что позволяет легко поставить велосипед на заднее колесо. При прыжках с трамплина возможно выполнить и сальто. Рамы таких велосипедов обычно легче, в них используют алюминиевые сплавы.
Важным элементом является седло. На него следует обратить особое внимание. Есть конструкции с мягким седлом, но они чаще присущи комфортным моделям. Велосипеды с жестким седлом предназначены для экстремалов.
Самое важное!
1. Настоящий горный велосипед разбирается и собирается без ключей. Все гайки и болты должны быть оснащены эксцентриками. Тогда ремонт в дорожных условиях не потребует использования гаечных ключей.
2. Колеса горного велосипед меньше по диаметру, чем у дорожного. В то же время ширина обода и самих колес примерно в полтора-два раза шире. Поэтому такие колеса легче воспринимают ударную нагрузку и служат значительно дольше.
Покупая горный велосипед, стоит задуматься, насколько он нужен. Если доминирует желание испытать себя, ощутить прилив адреналина, то есть смысл его приобрести. В ином случае лучше остановить свой выбор на обычном прогулочном велосипеде.
И еще. Приобретая горный велосипед, следует купить шлем, наколенники, щитки для локтей, а также иметь с собой йод и перевязочный материал.