icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Как родители должны относиться к неудачам своего ребёнка?

  • 1684
  • 8

Как родители должны относиться к неудачам своего ребёнка?

Н
«Неудачник» – это слово в современном мире стало практически ругательным. Это – как и многие другие «новшества» – пришло к нам из американской культуры, основанной на протестантской религии, где главным «критерием» Божьего благословения считается успех в делах земных, следовательно, человек, не добившийся успеха – это человек, проклятый Богом – и, соответственно, не заслуживающий доброго отношения со стороны людей.

В противоположность протестантизму, в нашей культуре – основанной на Православии – всегда считалось, что земные испытания приближают человека к Богу, и потому отношение к людям, преследуемым неудачами, всегда было более терпимым, и это сохранялось даже в советское время… Но из этого правила всегда существовало исключение: собственные дети.

Да, мы прощаем ошибки и неудачи кому угодно – но только не нашим детям. Помню, была у меня одноклассница, которая рыдала каждый раз, когда ей ставили не «пять», а «четыре»: с четвёркой домой лучше не приходить! У моих родителей «планка» была чуть пониже – на «четвёрки» они были согласны, но не приведи судьба – «тройка»…

Откуда берётся нетерпимость родителей к детским неудачам?

Главный исток, пожалуй, в идеализации своих детей: мой ребёнок – самый умный, самый талантливый, он может и учиться, и вообще всё делать лучше всех, и если это не так – значит, он просто не хочет постараться, надо выбить из него привычку лениться – и всё будет так, как я требую… Что тут сказать? Может быть, надо объективно взглянуть на своё чадо? Как метко заметила героиня одного фильма – «не всем спутники запускать», не все одарены выдающимися математическими, лингвистическими и прочими способностями, для кого-то сделать в сочинении три ошибки, а не десять – уже неплохо. Возможно, то, что вам кажется неудачей – в действительности большое достижение для вашего сына или дочери?

Другой источник родительской нетерпимости – это обыкновенное мелочное тщеславие: хочется хвастаться перед друзьями и коллегами успехами ребёнка, а ребёнок – негодяй этакий! – такой возможности не даёт… Тут даже трудно что-то определённое посоветовать. Если родители ставят ребёнка в один ряд с машиной, мобильным телефоном и прочими «атрибутами успеха» – это уже не родители.

Способствует родительской нетерпимости о одно распространённое заблуждение: школьная программа рассчитана на среднего ученика, надо быть совсем уж законченным недоумком, чтобы с ней не справиться. В действительности же школьная программа рассчитана на некоего Homo universal типа Леонардо да Винчи, который способен был проявить себя и в механике, и в литературе, и в живописи и т.д. Может быть, в эпоху Возрождения такое и было возможно – но сейчас человечеством накоплен слишком большой объём знаний, что потребовало узкой специализации в науке. Конечно, школьной программе далеко до большой науки – но всё же она за нею следует. Родители же хотят, чтобы ребёнок был на высоте и в математике, и в языках, и в естественных науках, и в живописи, и в спорте… так не бывает! Важно, чтобы родители поняли: школьные отметки – это не «клеймо», а «зеркало», позволяющее вовремя оценить свои возможности. Если у ребёнка «тройки» по математике – это значит, что ему не следует метить на физико-математический факультет, что его призвание – в чём-то другом, только и всего… а вовсе не то, что он «дебил», «лентяй» и т.п.

Доводилось встречаться с человеком, который говорил своему сыну, получившему «двойку»: и замечательно – значит, есть, куда развиваться! Может, это и преувеличение, но «направление» в целом верное: восприятие неудачи как «повода для развития» (если ты чего-то не умеешь – значит, ты можешь этому учиться). Почему не получилась задача – может, её как-то иначе следовало решать? Попробуем разобраться…

Чего нельзя делать ни в коем случае – так это рассуждать на тему «кто виноват»… т.е. можно, но только в одном случае: если однозначно ясно, что ребёнок виноват сам (например, болтался по двору вместо того, чтобы учить уроки). Все разговоры про «школьную перегрузку», «плохих учителей» и т.п. должны быть под запретом (даже если профессионализм учителя действительно вызывает у вас сомнения – обсуждайте этот вопрос с директором школы, а не с ребёнком), иначе рискуете вырастить «непонятого гения», вечно ищущего врагов, которые «зажимают», «подсиживают» и т.п. – единственный тип неудачника, который однозначно не достоин сочувствия.

Итак, признаём за ребёнком право на ошибки и неудачи, не драматизируем ситуацию и разбираемся в причинах неудач. Только так мы научим наших детей учиться на ошибках без ущерба для самооценки.

deb
Людмила Серебрякова

Ребенку лучше разу сказать: это твои отметки, и тебе за них краснеть, а не родителям. Нравится получать двойки-получай. Конечно. трудно родительскому сердцу делать безразличный вид, но надо. А уж если выводы дитя не сделало, тогда другие методы, пожестче, применять.А то потом скажет: почему не драли меня, как сидорову козу?Ваша статья цепляет каждого родителя. Всем хочется хорошего послушного умного ребеночка, но не всем такой достается. А он человек. И Вы на это и устремляете читателя. +

deb
Olek Lewandowsky

Классно и отлично написано!+++++ Взрослые действительно часто прощают себя, а детей пытаются сделать идеальными. Дети только учатся, поэтому имеют больше прав на ошибки и неудачи. Да и побед не бывает без поражений:)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+