icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

 ак родители должны относитьс€ к неудачам своего ребЄнка?

  • 1926
  • 8

 ак родители должны относитьс€ к неудачам своего ребЄнка?

Ќ
ЂЌеудачникї Ц это слово в современном мире стало практически ругательным. Ёто Ц как и многие другие Ђновшестваї Ц пришло к нам из американской культуры, основанной на протестантской религии, где главным Ђкритериемї Ѕожьего благословени€ считаетс€ успех в делах земных, следовательно, человек, не добившийс€ успеха Ц это человек, прокл€тый Ѕогом Ц и, соответственно, не заслуживающий доброго отношени€ со стороны людей.

¬ противоположность протестантизму, в нашей культуре Ц основанной на ѕравославии Ц всегда считалось, что земные испытани€ приближают человека к Ѕогу, и потому отношение к люд€м, преследуемым неудачами, всегда было более терпимым, и это сохран€лось даже в советское врем€Е Ќо из этого правила всегда существовало исключение: собственные дети.

ƒа, мы прощаем ошибки и неудачи кому угодно Ц но только не нашим дет€м. ѕомню, была у мен€ одноклассница, котора€ рыдала каждый раз, когда ей ставили не Ђп€тьї, а Ђчетыреї: с четвЄркой домой лучше не приходить! ” моих родителей Ђпланкаї была чуть пониже Ц на ЂчетвЄркиї они были согласны, но не приведи судьба Ц ЂтройкаїЕ

ќткуда берЄтс€ нетерпимость родителей к детским неудачам?

√лавный исток, пожалуй, в идеализации своих детей: мой ребЄнок Ц самый умный, самый талантливый, он может и учитьс€, и вообще всЄ делать лучше всех, и если это не так Ц значит, он просто не хочет постаратьс€, надо выбить из него привычку ленитьс€ Ц и всЄ будет так, как € требуюЕ „то тут сказать? ћожет быть, надо объективно взгл€нуть на своЄ чадо?  ак метко заметила героин€ одного фильма Ц Ђне всем спутники запускатьї, не все одарены выдающимис€ математическими, лингвистическими и прочими способност€ми, дл€ кого-то сделать в сочинении три ошибки, а не дес€ть Ц уже неплохо. ¬озможно, то, что вам кажетс€ неудачей Ц в действительности большое достижение дл€ вашего сына или дочери?

ƒругой источник родительской нетерпимости Ц это обыкновенное мелочное тщеславие: хочетс€ хвастатьс€ перед друзь€ми и коллегами успехами ребЄнка, а ребЄнок Ц негод€й этакий! Ц такой возможности не даЄтЕ “ут даже трудно что-то определЄнное посоветовать. ≈сли родители став€т ребЄнка в один р€д с машиной, мобильным телефоном и прочими Ђатрибутами успехаї Ц это уже не родители.

—пособствует родительской нетерпимости о одно распространЄнное заблуждение: школьна€ программа рассчитана на среднего ученика, надо быть совсем уж законченным недоумком, чтобы с ней не справитьс€. ¬ действительности же школьна€ программа рассчитана на некоего Homo universal типа Ћеонардо да ¬инчи, который способен был про€вить себ€ и в механике, и в литературе, и в живописи и т.д. ћожет быть, в эпоху ¬озрождени€ такое и было возможно Ц но сейчас человечеством накоплен слишком большой объЄм знаний, что потребовало узкой специализации в науке.  онечно, школьной программе далеко до большой науки Ц но всЄ же она за нею следует. –одители же хот€т, чтобы ребЄнок был на высоте и в математике, и в €зыках, и в естественных науках, и в живописи, и в спортеЕ так не бывает! ¬ажно, чтобы родители пон€ли: школьные отметки Ц это не Ђклеймої, а Ђзеркалої, позвол€ющее воврем€ оценить свои возможности. ≈сли у ребЄнка Ђтройкиї по математике Ц это значит, что ему не следует метить на физико-математический факультет, что его призвание Ц в чЄм-то другом, только и всегоЕ а вовсе не то, что он Ђдебилї, Ђлент€йї и т.п.

ƒоводилось встречатьс€ с человеком, который говорил своему сыну, получившему Ђдвойкуї: и замечательно Ц значит, есть, куда развиватьс€! ћожет, это и преувеличение, но Ђнаправлениеї в целом верное: воспри€тие неудачи как Ђповода дл€ развити€ї (если ты чего-то не умеешь Ц значит, ты можешь этому учитьс€). ѕочему не получилась задача Ц может, еЄ как-то иначе следовало решать? ѕопробуем разобратьс€Е

„его нельз€ делать ни в коем случае Ц так это рассуждать на тему Ђкто виноватїЕ т.е. можно, но только в одном случае: если однозначно €сно, что ребЄнок виноват сам (например, болталс€ по двору вместо того, чтобы учить уроки). ¬се разговоры про Ђшкольную перегрузкуї, Ђплохих учителейї и т.п. должны быть под запретом (даже если профессионализм учител€ действительно вызывает у вас сомнени€ Ц обсуждайте этот вопрос с директором школы, а не с ребЄнком), иначе рискуете вырастить Ђнепон€того гени€ї, вечно ищущего врагов, которые Ђзажимаютї, Ђподсиживаютї и т.п. Ц единственный тип неудачника, который однозначно не достоин сочувстви€.

»так, признаЄм за ребЄнком право на ошибки и неудачи, не драматизируем ситуацию и разбираемс€ в причинах неудач. “олько так мы научим наших детей учитьс€ на ошибках без ущерба дл€ самооценки.


deb
Ћюдмила —еребр€кова

–ебенку лучше разу сказать: это твои отметки, и тебе за них краснеть, а не родител€м. Ќравитс€ получать двойки-получай.  онечно. трудно родительскому сердцу делать безразличный вид, но надо. ј уж если выводы дит€ не сделало, тогда другие методы, пожестче, примен€ть.ј то потом скажет: почему не драли мен€, как сидорову козу?¬аша стать€ цепл€ет каждого родител€. ¬сем хочетс€ хорошего послушного умного ребеночка, но не всем такой достаетс€. ј он человек. » ¬ы на это и устремл€ете читател€. +

deb
Olek Lewandowsky

 лассно и отлично написано!+++++ ¬зрослые действительно часто прощают себ€, а детей пытаютс€ сделать идеальными. ƒети только учатс€, поэтому имеют больше прав на ошибки и неудачи. ƒа и побед не бывает без поражений:)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+