В противоположность протестантизму, в нашей культуре – основанной на Православии – всегда считалось, что земные испытания приближают человека к Богу, и потому отношение к людям, преследуемым неудачами, всегда было более терпимым, и это сохранялось даже в советское время… Но из этого правила всегда существовало исключение: собственные дети.
Да, мы прощаем ошибки и неудачи кому угодно – но только не нашим детям. Помню, была у меня одноклассница, которая рыдала каждый раз, когда ей ставили не «пять», а «четыре»: с четвёркой домой лучше не приходить! У моих родителей «планка» была чуть пониже – на «четвёрки» они были согласны, но не приведи судьба – «тройка»…
Откуда берётся нетерпимость родителей к детским неудачам?
Главный исток, пожалуй, в идеализации своих детей: мой ребёнок – самый умный, самый талантливый, он может и учиться, и вообще всё делать лучше всех, и если это не так – значит, он просто не хочет постараться, надо выбить из него привычку лениться – и всё будет так, как я требую… Что тут сказать? Может быть, надо объективно взглянуть на своё чадо? Как метко заметила героиня одного фильма – «не всем спутники запускать», не все одарены выдающимися математическими, лингвистическими и прочими способностями, для кого-то сделать в сочинении три ошибки, а не десять – уже неплохо. Возможно, то, что вам кажется неудачей – в действительности большое достижение для вашего сына или дочери?
Другой источник родительской нетерпимости – это обыкновенное мелочное тщеславие: хочется хвастаться перед друзьями и коллегами успехами ребёнка, а ребёнок – негодяй этакий! – такой возможности не даёт… Тут даже трудно что-то определённое посоветовать. Если родители ставят ребёнка в один ряд с машиной, мобильным телефоном и прочими «атрибутами успеха» – это уже не родители.
Способствует родительской нетерпимости о одно распространённое заблуждение: школьная программа рассчитана на среднего ученика, надо быть совсем уж законченным недоумком, чтобы с ней не справиться. В действительности же школьная программа рассчитана на некоего Homo universal типа Леонардо да Винчи, который способен был проявить себя и в механике, и в литературе, и в живописи и т.д. Может быть, в эпоху Возрождения такое и было возможно – но сейчас человечеством накоплен слишком большой объём знаний, что потребовало узкой специализации в науке. Конечно, школьной программе далеко до большой науки – но всё же она за нею следует. Родители же хотят, чтобы ребёнок был на высоте и в математике, и в языках, и в естественных науках, и в живописи, и в спорте… так не бывает! Важно, чтобы родители поняли: школьные отметки – это не «клеймо», а «зеркало», позволяющее вовремя оценить свои возможности. Если у ребёнка «тройки» по математике – это значит, что ему не следует метить на физико-математический факультет, что его призвание – в чём-то другом, только и всего… а вовсе не то, что он «дебил», «лентяй» и т.п.
Доводилось встречаться с человеком, который говорил своему сыну, получившему «двойку»: и замечательно – значит, есть, куда развиваться! Может, это и преувеличение, но «направление» в целом верное: восприятие неудачи как «повода для развития» (если ты чего-то не умеешь – значит, ты можешь этому учиться). Почему не получилась задача – может, её как-то иначе следовало решать? Попробуем разобраться…
Чего нельзя делать ни в коем случае – так это рассуждать на тему «кто виноват»… т.е. можно, но только в одном случае: если однозначно ясно, что ребёнок виноват сам (например, болтался по двору вместо того, чтобы учить уроки). Все разговоры про «школьную перегрузку», «плохих учителей» и т.п. должны быть под запретом (даже если профессионализм учителя действительно вызывает у вас сомнения – обсуждайте этот вопрос с директором школы, а не с ребёнком), иначе рискуете вырастить «непонятого гения», вечно ищущего врагов, которые «зажимают», «подсиживают» и т.п. – единственный тип неудачника, который однозначно не достоин сочувствия.
Итак, признаём за ребёнком право на ошибки и неудачи, не драматизируем ситуацию и разбираемся в причинах неудач. Только так мы научим наших детей учиться на ошибках без ущерба для самооценки.