icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Обучение

Как по составу разобрать слово?

  • 12586
  • 2

Как по составу разобрать слово?

Р
Разбор слова по составу – это навык, прививать который детям в современной школе начинают уже с первого класса. И это, пожалуй, можно считать правильным подходом: чем больше знает человек о слове, которое ему предстоит написать, чем яснее представляет себе его структуру и ту роль, которую играет в нём каждое из составляющих – тем больше шансов, что слово будет написано без ошибок, ведь правило написания тех или иных букв может быть разным в зависимости от того, где буква находится (так, в корне после шипящих мы пишем букву «Ё» – «шёлк», а в суффиксе – «о» – «бочонок»). Грамотность же многих наших современников уже стала притчей во языцех… достаточно заглянуть на любой форум в Интернете, чтобы убедиться воочию, насколько удручающей выглядит ситуация…

Вот почему родителям не грех вспомнить навыки разбора слов по составу, чтобы помочь в этом своему ребёнку – ведь у учителя учеников много, за каждым в полной мере не уследишь.

Анализ слова начинается с определения его корня (который традиционно обозначают дугой). Напомним, что корень – это общая часть родственных слов, которая содержит «квинтэссенцию» их смысла. Последнее важно, поскольку сейчас некоторые умудряются об этом забывать… как известно, с помощью однокоренных слов поверяется правописание безударных гласных – так вот, посетитель одного форума был уверен, что слова «бордовый» и «бард» – однокоренные, и на этом основании писал слово «бордовый» через «а». Разумеется, он не сделал бы такой ошибки, если бы задумался о смысле корней этих слов… смысловой же критерий помогает опознать корень даже там, где буквы, составляющие его различаются от слова к слову (т.е. чередующиеся буквы) – например, «касаться» и «прикосновение».

Корней может быть несколько, и они могут соединяться по-разному, могут быть написаны слитно или через дефис. Правило такое: если между корнями можно поставить союз «и» – значит, пишем через дефис («русско-английский» – «русский и английский»), если нет – значит, слитно («светоотражающий» – «отражающий свет»). Если всё же слитно, то соединять корни может буква «о» или «е», но никак не «а».

Итак, корень мы нашли. Есть слова, которые состоят только из корня (скажем, «дуб»), но у него может быть и другие части, которые и образуют от одного корня множество слов.

Корню предшествует приставка, иначе именуемая префиксом (обозначается прямым углом, одна из линий которого расположена над приставкой, а другая отделяет её о слова). Она может быть одна – или несколько, но каждая приставка тоже несёт какой-то смысл. Так, приставка пра- обозначает отдалённую степень родства («прабабушка») или изначальность («праязык»), если же такого смысла в слове не наблюдается – значит, это не пра-, а про-. Так же различаются по смыслу приставки пре- и при-. Первую из них можно заменить либо словом «очень» (презабавный=очень забавный), либо приставкой пере- («ПРЕступник – тот, кто ПЕРЕступил закон), вторая же указывает либо на приближение (приходить), либо на близость (приморский), либо на присоединение (прикрепить), либо на неполноту действия (приболеть).

Ещё одна часть – окончание (выделяется квадратом). Его задача – образовывать и изменять форму слова. Следовательно, чтобы его найти, достаточно слово существительное просклонять (кот–кота–коту), глагол проспрягать (знаю–знаешь–знает), прилагательное изменить по родам и числам (весёлый–весёлая– весёлые), та часть, которая будет при этом меняться – и есть окончание. Выше мы говорили, что есть слова, состоящие из одного только корня – так вот, это не совсем так. Окончание у таких слов всё же есть – но оно нулевое, и выделить его тоже надо. В противоположность «переменчивому» окончанию, все остальные части слова образуют основу, которая тоже обозначается при разборе квадратной скобкой снизу.

Наконец, между корнем и окончанием мы обнаруживает суффикс – один или несколько 9их принято обозначать знаком в виде треугольника). У него тоже много задач – образовывать новые слова (стол – столяр), в том числе – принадлежащие к другим частям речи (столЯР – столЯР-НИЧ-Ать), выражать отношение – ласковое (Маша – машЕНЬКа), пренебрежительное (собака–собачОНКа), обозначать неполноту, невыаженность чего-либо (жёлтый–желтОВАТый)… всего и не перечислить, что может в слове «делать» суффикс.

Впрочем, иногда мы обнаруживаем его «не на месте». Скажем, «опозорится–опозоришься–опозоримся», видим меняющуюся часть – окончание – а после неё что-то ещё… это тоже суффикс, который при таком раскладе называется постфиксом. В русском языке есть пять постфиксов. Три из них входят в состав местоимений и пишутся через дефис (-либо, нибудь, -то. Два других – глагольные: -те (возьмите, пойдёмте) и любимый постфикс всех двоечников любых возрастных категорий – «-ся» (-сь). Попадаются «экземпляры», которые заменяют его сочетание с предшествующим «т» или «ть» буквой «ц» – но это уже граничит с патологией, когда так и тянет ввести уголовную статью за акт вандализма в отношении государственного языка… но чаще всё-таки решают «вечный вопрос» – «-тся» или «-ться»? Решается вопрос с помощью… вопроса: что делать? Или «что делает»? В ряде случаев такие словоформы различаются даже ударением («Выходной переносится на понедельник» – «Выходной не будет переноситься»).

Вот так в самом общем виде выглядит структура слова в русском языке. Конечно, любой лингвист скажет, что это лишь вершина айсберга… но школьнику придётся освоить хотя бы это, чтобы начать открывать для себя тайны слова.

spe
Анна Моисеенко

Вот это я понимаю - доступно и понятно! Не то, что в учебниках детям объясняют, сам не поймёшь )))) Мой сын сейчас как раз этот самый разбор слова и проходит в школе, мучаемся не то слово! Если с корнем дела обстоят ещё относительно неплохо, то вот суффиксы - это беда )))
Кстати, о суффиксах! Вот в этом предложении девятка по-моему лишняя )) - "Наконец, между корнем и окончанием мы обнаруживает суффикс – один или несколько 9их п..."
Хорошая статья. ++++++автору!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+