icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ƒмитрий Ќеткачев
ќбучение

 ак научитьс€ рисовать

  • 3198
  • 13

 ак научитьс€ рисовать

—егодн€ существуют несколько дес€тков методик обучени€ рисованию. ¬се просмотреть так и не удалось, но суть многих из них сводитс€ к соблюдению пропорций объектов в реальности и их отображению на листе бумаги или холсте. »менно пропорции отдельных элементов относительно друг друга позвол€ют создать похожесть (классный термин, не правда ли?) между реальностью и рисунком.

ѕрофессиональные художники не стесн€ютс€ использовать карандаш, выт€нутый в руке. ќни делают псевдозарубки (отметки на карандаше), с помощью которых элемент замер€етс€ в реалии, а потом изображаетс€ на холсте. Ћюбой даже очень сложный объект можно разбить на отдельные составл€ющие. ѕроще всего делать рисунок небольшими отрывистыми лини€ми. »менно так рисовал Ћеонардо да ¬инчи. ≈сли посмотреть его эскизы, то можно увидеть множество небольших линий, длиной около 5 мм, которыми он рисовал контур предметов, а потом этот контур подправл€лс€. Ћишние линии стирались, оставалс€ лишь основной контур отображаемого объекта.

ћногие художники при изображении объектов разбивают их на пр€мые и дуги. ”же с помощью этих двух элементов выполн€етс€ отрисовка контура, который и дает представление о предмете. ≈сть очень талантливые от рождени€ художники, которые могут одной линией дать необходимый контур. ѕосмотрим на рисунки ’ерлуфа Ѕидструпа, его комиксы нарисованы одной, максимум двум€ лини€ми. ќна выполнена одним росчерком пера (карандаша). “акие способности даны далеко не каждому. Ќо и сами фигуры в рисунках Ѕидструпа весьма однообразны. ќн добилс€ некоего автоматизма рисунка только на нескольких однотипных фигурах. ¬ дальнейшем только придумывал дл€ своего набора фигур комические сюжеты.

Ќечто подобное в своих работах использовал и ∆ан Ёффель. ≈го Ђ—отворение мираї также имеет ограниченное количество фигур, но каких!!! ‘антазии автора можно только позавидовать (кто не видел его работ, рекомендую ознакомитьс€, получите удовольствие). Ѕольшинство же желающих научитьс€ рисовать мечтают писать пейзажи, а также портреты знакомых и незнакомых людей. «десь требуетс€ несколько иной подход в самой технике живописи.

„тобы быстрее освоить создание пропорциональных изображений целесообразно использовать метод сеток. ≈го суть сводитс€ к тому, что объект рассматриваетс€ через сетку. јналогична€ сетка нанесена и на листе. ¬ каждой €чейке сетки видны несколько линий (пр€мые или дуги), ограничивающие контур объекта. ¬от эти линии нанос€тс€ в каждой €чейке. ѕотом они соедин€ютс€ между разными €чейками и по€вл€етс€ контур рисунка. ƒаже ћикеланджело де ‘ранческо де Ќери; де ћиниа;то дель —ера и Ћодовико ди Ћеонардо ди Ѕуонарроти —имони (какое длинное им€!) или просто ћикеланджело Ѕуонарроти широко использовал этот метод дл€ своих рисунков. ќн нисколько не стесн€лс€ того, что его изображени€ имеют упрощенные базовые построени€.

ѕосле построени€ контура классическа€ методика рекомендует освоить наложение теней. »менно они придают рисунку объем. Ќекоторые начинающие художники не придают этим зан€ти€м должного внимани€, что потом сказываетс€ на качестве последующих работ. —егодн€ в наших руках по€вилась цифрова€ техника, позвол€юща€ произвести дес€тки, а то и сотни снимков с разной освещенностью. ¬нимательное рассматривание таких снимков позвол€ет создавать рисованные аналоги на бумаге. Ёто значительно облегчает освоение теневого рисунка. ≈сть художники-графики, которые весь рисунок изображают в виде теней (таких привлекают к работе в издательствах дл€ иллюстрировани€ произведений). “еневой рисунок чрезвычайно выразителен. „еловеческий глаз додумывает недостающий контур, художественный эффект от таких рисунков довольно высок.

—ледующий этап освоени€ профессии художника Ц передача цвета. ÷вет на контур накладываетс€ карандашами, пастелью, акварелью, гуашью, акриловыми или масл€ными красками. ¬ зависимости от прин€той техники раскрашивани€ используютс€ разные способы составлени€ цвета. ќказываетс€, что большинство женщин легче осваивают наложение цвета пастелью или карандашом. ћужчины предпочитают жидкие краски. “акое деление весьма условно, но женские рисунки пастелью обычно более глубоко и тщательнее проработаны.

Ќа этапе освоени€ техники полезно использовать цветные фотографии. — их помощью легче подобрать цвет и его насыщенность, чтобы передать оттенки на каждом элементе картины. «десь не следует торопитьс€. Ћучше сделать несколько мелких мазков (штрихов) разными цветами, чем старатьс€ закрасить все одним большим мазком. Ўирокий мазок мастихином (металлический заменитель кисточки, подобный ложечке с пр€мыми широкими кра€ми) оправдан только при изображении большого однородного пространства (небо, снег, трава и т.п.). ¬о всех других случа€х более эффективным оказываетс€ мелкий мазок. ќн позвол€ет придать произведению объем и большую выразительность.

„тобы увидеть и показать свою картину следует выбрать рассто€ние, с которого лучше видно изображение. «ритель также будет рассматривать вашу работу с оптимального рассто€ни€, приблизившись или удалившись от нее.

«акончив работу, не спешите показывать ее окружающим. ƒолжно пройти пару дней после завершени€. ≈е даже желательно скрыть и от себ€. ѕотом на нее будет интересно взгл€нуть Ђсвежим окомї. ќб€зательно про€в€тс€ места, которые желательно проработать дополнительно. Ќичего зазорного нет во внесении дополнительных мазках. ќни только улучшат саму работу. Ќо более трех-четырех раз дополнени€ вносить не следует. ѕотом особо улучшени€ не будет, практика доказывает это со всей очевидностью.

∆елаю попробовать. “олько работа над рисунком поможет научитьс€ отображать реальность на бумаге. ћожно и пофантазировать, тогда по€витс€ оригинальный по своему смыслу и пониманию рисунок, например, Ђ„ерный квадратї ћалевича.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

¬ одной небольшой статье трудно охватить всЄ. Ќужно только помнить, что научитьс€ рисовать может каждый. ƒевушка, изображенна€ на иллюстрации, никогда не думала, что сумеет рисовать. ѕришлось долго убеждать. Ќадеюсь, что она свои пастели когда-нибудь выложит на “оп јвторе. ” нее они получаютс€ весьма профессионально.

tra
≈лена √орланова

Ќикогда не умела рисовать, но после прочтени€ вашей статьи, захотелось вз€ть в руки карандаш. ј вдруг получитс€?

deb
—ветлана Ўибунска€

ƒмитрий, прекрасна€ стать€! ќчень интересные и ценные советы начинающим. ћне бы хотелось брать у ¬ас уроки мастерства.  стати и рисовать и писать € начала совсем недавно, оказываетс€ никогда не поздно начинать, было бы только желание и поддержка близких людей.
ƒа, ещЄ, исправьте пожалуйста пару опечаток в статье: в п€том абзаце - "¬ каждой €чейк» сетки" и в четвЄртом абзаце снизу - "оттенки на каждом элементј картины". «а статью большой +.

tra
¬асилий ѕетрович

»нтересно. —тать€ вызвала интерес и мне попробовать порисовать. +++.

deb
јлена  оршунова

—тать€ понравилась, прекрасно описана техника.

ƒмитрий, может быть черный квадрат ћалевича? Ќаверное, описались)

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+