icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Неткачев
Обучение

Как научиться рисовать

  • 3100
  • 13

Как научиться рисовать

С
Сегодня существуют несколько десятков методик обучения рисованию. Все просмотреть так и не удалось, но суть многих из них сводится к соблюдению пропорций объектов в реальности и их отображению на листе бумаги или холсте. Именно пропорции отдельных элементов относительно друг друга позволяют создать похожесть (классный термин, не правда ли?) между реальностью и рисунком.

Профессиональные художники не стесняются использовать карандаш, вытянутый в руке. Они делают псевдозарубки (отметки на карандаше), с помощью которых элемент замеряется в реалии, а потом изображается на холсте. Любой даже очень сложный объект можно разбить на отдельные составляющие. Проще всего делать рисунок небольшими отрывистыми линиями. Именно так рисовал Леонардо да Винчи. Если посмотреть его эскизы, то можно увидеть множество небольших линий, длиной около 5 мм, которыми он рисовал контур предметов, а потом этот контур подправлялся. Лишние линии стирались, оставался лишь основной контур отображаемого объекта.

Многие художники при изображении объектов разбивают их на прямые и дуги. Уже с помощью этих двух элементов выполняется отрисовка контура, который и дает представление о предмете. Есть очень талантливые от рождения художники, которые могут одной линией дать необходимый контур. Посмотрим на рисунки Херлуфа Бидструпа, его комиксы нарисованы одной, максимум двумя линиями. Она выполнена одним росчерком пера (карандаша). Такие способности даны далеко не каждому. Но и сами фигуры в рисунках Бидструпа весьма однообразны. Он добился некоего автоматизма рисунка только на нескольких однотипных фигурах. В дальнейшем только придумывал для своего набора фигур комические сюжеты.

Нечто подобное в своих работах использовал и Жан Эффель. Его «Сотворение мира» также имеет ограниченное количество фигур, но каких!!! Фантазии автора можно только позавидовать (кто не видел его работ, рекомендую ознакомиться, получите удовольствие). Большинство же желающих научиться рисовать мечтают писать пейзажи, а также портреты знакомых и незнакомых людей. Здесь требуется несколько иной подход в самой технике живописи.

Чтобы быстрее освоить создание пропорциональных изображений целесообразно использовать метод сеток. Его суть сводится к тому, что объект рассматривается через сетку. Аналогичная сетка нанесена и на листе. В каждой ячейке сетки видны несколько линий (прямые или дуги), ограничивающие контур объекта. Вот эти линии наносятся в каждой ячейке. Потом они соединяются между разными ячейками и появляется контур рисунка. Даже Микеланджело де Франческо де Нери; де Миниа;то дель Сера и Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (какое длинное имя!) или просто Микеланджело Буонарроти широко использовал этот метод для своих рисунков. Он нисколько не стеснялся того, что его изображения имеют упрощенные базовые построения.

После построения контура классическая методика рекомендует освоить наложение теней. Именно они придают рисунку объем. Некоторые начинающие художники не придают этим занятиям должного внимания, что потом сказывается на качестве последующих работ. Сегодня в наших руках появилась цифровая техника, позволяющая произвести десятки, а то и сотни снимков с разной освещенностью. Внимательное рассматривание таких снимков позволяет создавать рисованные аналоги на бумаге. Это значительно облегчает освоение теневого рисунка. Есть художники-графики, которые весь рисунок изображают в виде теней (таких привлекают к работе в издательствах для иллюстрирования произведений). Теневой рисунок чрезвычайно выразителен. Человеческий глаз додумывает недостающий контур, художественный эффект от таких рисунков довольно высок.

Следующий этап освоения профессии художника – передача цвета. Цвет на контур накладывается карандашами, пастелью, акварелью, гуашью, акриловыми или масляными красками. В зависимости от принятой техники раскрашивания используются разные способы составления цвета. Оказывается, что большинство женщин легче осваивают наложение цвета пастелью или карандашом. Мужчины предпочитают жидкие краски. Такое деление весьма условно, но женские рисунки пастелью обычно более глубоко и тщательнее проработаны.

На этапе освоения техники полезно использовать цветные фотографии. С их помощью легче подобрать цвет и его насыщенность, чтобы передать оттенки на каждом элементе картины. Здесь не следует торопиться. Лучше сделать несколько мелких мазков (штрихов) разными цветами, чем стараться закрасить все одним большим мазком. Широкий мазок мастихином (металлический заменитель кисточки, подобный ложечке с прямыми широкими краями) оправдан только при изображении большого однородного пространства (небо, снег, трава и т.п.). Во всех других случаях более эффективным оказывается мелкий мазок. Он позволяет придать произведению объем и большую выразительность.

Чтобы увидеть и показать свою картину следует выбрать расстояние, с которого лучше видно изображение. Зритель также будет рассматривать вашу работу с оптимального расстояния, приблизившись или удалившись от нее.

Закончив работу, не спешите показывать ее окружающим. Должно пройти пару дней после завершения. Ее даже желательно скрыть и от себя. Потом на нее будет интересно взглянуть «свежим оком». Обязательно проявятся места, которые желательно проработать дополнительно. Ничего зазорного нет во внесении дополнительных мазках. Они только улучшат саму работу. Но более трех-четырех раз дополнения вносить не следует. Потом особо улучшения не будет, практика доказывает это со всей очевидностью.

Желаю попробовать. Только работа над рисунком поможет научиться отображать реальность на бумаге. Можно и пофантазировать, тогда появится оригинальный по своему смыслу и пониманию рисунок, например, «Черный квадрат» Малевича.

mas
Дмитрий Неткачев

В одной небольшой статье трудно охватить всё. Нужно только помнить, что научиться рисовать может каждый. Девушка, изображенная на иллюстрации, никогда не думала, что сумеет рисовать. Пришлось долго убеждать. Надеюсь, что она свои пастели когда-нибудь выложит на Топ Авторе. У нее они получаются весьма профессионально.

tra
Елена Горланова

Никогда не умела рисовать, но после прочтения вашей статьи, захотелось взять в руки карандаш. А вдруг получится?

deb
Светлана Шибунская

Дмитрий, прекрасная статья! Очень интересные и ценные советы начинающим. Мне бы хотелось брать у Вас уроки мастерства. Кстати и рисовать и писать я начала совсем недавно, оказывается никогда не поздно начинать, было бы только желание и поддержка близких людей.
Да, ещё, исправьте пожалуйста пару опечаток в статье: в пятом абзаце - "В каждой ячейкИ сетки" и в четвёртом абзаце снизу - "оттенки на каждом элементА картины". За статью большой +.

tra
Василий Петрович

Интересно. Статья вызвала интерес и мне попробовать порисовать. +++.

deb
Алена Коршунова

Статья понравилась, прекрасно описана техника.

Дмитрий, может быть черный квадрат Малевича? Наверное, описались)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+