icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юрий Пономаренко
Обучение

Что такое радар?

  • 9138
  • 2

Что такое радар?

Р
Радары сейчас используются довольно широко. Особенно широкое применение они нашли в военной технике – ни один самолет или судно не обходится без радара. Да и наземные радары распространены. На основе их показаний диспетчеры управляют движением и посадки самолетов, они отслеживают появление опасных или подозрительных объектов на суше и на море. На кораблях также есть такое устройство, как эхолот, которое работает по принципу радара, только измеряет глубину под судном.

Принцип работы радара основан на свойстве радиоволн отражаться от металлических поверхностей. Хотя отразить или рассеять радиоволны способен любой предмет, электрические свойства которого не такие, как у окружающей среды, но наиболее сильно это происходит именно на металлической поверхности. Радиосигнал, посланный из радара, после отражения от предмета возвращается к нему же. Если сигнал был искажен, то на экране радара сразу становится заметна эта помеха – значит, в том направлении находится какой-то объект. Антенна, излучающая и принимающая радиосигнал, обычно вращается, поэтому радар может иметь круговой обзор.

Способность радиоволн отражаться от различных объектов была замечена еще Генрихом Герцем в 1886 году. Затем в 1897 году Попов отметил это же явление, но ни один из них не обратили на это особого внимания. Рождением радара мы обязаны немецкому изобретателю Хюльсмайеру, который в 1905 году запатентовал устройство для обнаружения кораблей. Его устройство было очень несовершенно и не получило практического применения, однако уже тогда оно имело все черты современного радара, как и принципы его работы.

Только через 30 лет устройство на основе идей Хюльсмайера удалось воплотить в металле. Причина этого даже не столько в технологиях, сколько в принципе. Проводя свои опыты, Герц и Попов использовали короткие волны, а в начале 20-го века в основном применялись длинные. Наилучшее отражение радиосигнала происходит, если длина его волны меньше размера объекта. И как раз в 20-30-е годы короткие волны получили широкое распространение среди радиолюбителей. Они требовали малой мощности генератора и при этом могли распространяться на огромные расстояния. Именно такие устройства и были положены в основу радара.

В 1922 году два сотрудника из радиоотдела морской исследовательской лаборатории – Тейлор и Юнг предложили разместить передатчик и приемник на двух отдельных миноносцах. Если их поставить на расстоянии нескольких миль друг от друга, то любой корабль, пересекающий их линию, создаст помеху в приемнике, и будет немедленно обнаружен. Их идея осталась без внимания.

Только в 1933 году Юнг, Тейлор и инженер Хайланд получили патент на прибор в его современном виде. В то время уже обстоятельства вынуждали военных к изобретению такого прибора. Самолеты тогда могли обнаружить только специальные посты наблюдателей. Но скорость самолетов была уже довольно высокой, и посты, выставленные за десятки километров от города, не могли вовремя сообщить об опасности. Радар мог это сделать мгновенно и действовал на гораздо большем расстоянии, даже ночью и в туман. Он может обнаружить цель даже за облаками.

Современные радары способны обнаружить цель на сотни километров. Созданы целые сети радиолокационных станций, которые постоянно «прощупывают» поверхность Земли с целью обнаружения авиа- и ракетной атаки. И в мирных целях радары тоже применяются – в космической технике и в авиатранспорте, на судах и даже автодорогах.

Так вот устроена наша история – казалось бы, незначительный побочный эффект какого-то явления входит в нашу жизнь так прочно, что без него вся наша жизнь становится немыслимой. Так и открытие радиоволн подарило нам не только радио, телевидение и мобильники, но и способность «видеть» на сотни и тысячи километров в любую погоду, на Земле и в космосе.

И, в заключение - просто интересный факт. Так называемые «самолеты-невидимки», созданные по технологии «стеллс», конечно невидимками на самом деле не являются. Для глаза они – обычные самолеты, только необычной формы. А внешняя обшивка такого самолета рассчитана так, чтобы луч радара в любом положении отражался куда угодно, только не обратно к радару. Кроме того, она сделана из специального полимера, поглощающего большую часть радиосигнала. То есть, радар не получит отраженный сигнал от такого самолета, а значит – ничего не нарисует на своем экране. Такая вот война технологий получается.

spe
Леонид Лапок

+ Юрий в своем амплуа - растолковать и популяризовать достижения науки и техники. И главное - интересно получается, даже знаешь все, а читается легко1

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+