icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ќбучение

„то такое парцелл€ци€?

  • 2341
  • 10

„то такое парцелл€ци€?

¬
¬о множестве терминов, используемых в €зыкознании, путаютс€ не только школьники, которые готов€тс€ к сдаче ≈√Ё, но и студенты филологических факультетов. „астый недочет Ц это нахождение парцелл€ции в отрывке, предложенном дл€ анализа. ѕарцелл€ци€ Ц слово красивое, и €вление обозначает, на первый взгл€д, вроде бы простое, но, увы и ах, ошибок в определении обычно бывает немало.

ѕарцелл€ци€ Ц это, как правило, два предложени€. ќдно из них считаетс€ базовым, из него и рождаетс€ второе предложение. ≈сли первое всегда двусоставное, то есть оно имеет и подлежащее, и сказуемое, то второе представл€ет собой только односоставное. ¬ качестве примера разберем такое предложение:

- я очень люблю этого человека и не могу без него жить. ќчень люблю. »менно этого человека. ∆ить не могу. —овсем не могу. Ѕез него не могу.

¬ первом предложении, как и было указано выше, есть подлежащее Ђяї и сказуемое Ђлюблю и не могу житьї. —мысл парцелл€та - следующих четырех предложений - пон€тен и без главных членов.

ƒл€ чего понадобилась парцелл€ци€ в этой синтаксической конструкции? ¬о-первых, говор€щий выделил то, что посчитал самым важным. ¬о-вторых, читатель или слушатель без труда определил его манеру говорить. „то еще можно выразить парцеллированной синтаксической конструкцией? »зобразительна€ функци€ поможет показать речь так, как опытный оператор, снима€ кино, показывает в замедленной съемке полет пули. Ёто поможет усилить эффект длительности быстрого действи€. Ёмоционально-выделительна€ функци€ сделает деталь более выпуклой, чтобы показать именно ее в общей картине. ј можно показать и контраст, усилив его парцелл€том.

¬от оказываетс€, кака€ важна€ персона этот прием - оружие экспрессивного синтаксиса. ќтличное средство, чтобы показать, как нарастают эмоции и внутреннее состо€ние говор€щего. Ќужно усилить эмоциональность высказывани€? ѕримен€ем парцелл€т. Ќе нужна эмоци€? ¬ажнее скрыта€ оценка? » снова парцелл€т придет на помощь.  расоты и полноты владени€ речью говор€щий здесь, конечно, не продемонстрирует, но мысль и чувства передаст, несмотр€ на €вную склонность парцелл€тов к телеграфному стилю.

—обственно, само слово Ђпарцелл€ци€ї так и переводитс€ с французского Ђparcellerї на русский €зык, как Ђделить на частиї или можно сказать Ђдробитьї. —тавим точки между отдельными словами или словосочетани€ми в предложении, а дл€ большей выразительности можно и восклицательные знаки использовать и получаем парцеллированную конструкцию. ѕоэты и прозаики охотно используют этот прием в своих произведени€х, добавл€€ бессоюзие или многосоюзие.

ѕрием, называемый Ђасиндетонї (бессоюзие) нужен дл€ того, чтобы показать, как быстро, а лучше сказать, стремительно мен€ютс€ изображаемые событи€. ¬ таких предложени€х нет лишних слов, показаны одни только действующие лица или действи€, которые эти лица производ€т. ѕомните Ђѕолтавуї ј. —. ѕушкина? –ассмотрим знаменитые строчки с точки зрени€ нахождени€ в них приема парцелл€ции с бессоюзием.

Ўвед, русский - колет, рубит, режет

Ѕой барабанный, крики, скрежет,

√ром пушек, топот, ржанье, стон,

» смерть, и ад со всех сторон.

 артина получилась выпукла€, и дл€ придани€ ей выразительности не нужны прилагательные и наречи€. „итателю все предельно €сно, и картина представл€етс€ очень образной: страшный и безжалостный бой, несущий смерть!

Ќамеренное использование лишних союзов в предложении, то есть многосоюзие называетс€ полисиндетон. Ётот прием позвол€ет выделить, как-то обособить каждое слово, а вместе с ним и образ.

я и кричала, и плакала, и на колени вставала Ц ничего не помогло. » ушел. » не позвонил. » не позвонит. » наде€тьс€ не на что.

„то сюда можно добавить? ѕожалуй, нечего, потому картина отча€ни€ покинутой женщины, составленна€ из отдельных фрагментов, стоит перед глазами.

«наете, с чем обычно сравнивают парцелл€цию? Ќи за что не догадаетесь! — картинами ѕикассо! “а же расчлененность общего на части, и та же экспресси€ в каждом фрагменте. Ќасто€щий кубизм!  расиво, не правда ли? » абсолютно точно, с точки зрени€ определени€ термина Ђпарцелл€ци€ї.


spe
Ћариса ѕопруга

’алида, а это парцелл€ци€?

Ќочь, улица, фонарь, аптека,
Ѕессмысленный и тусклый свет.
∆иви еще хоть четверть века -
¬се будет так. »схода нет.

”мрешь - начнешь оп€ть сначала
» повторитс€ все, как встарь:
Ќочь, лед€на€ р€бь канала,
јптека, улица, фонарь.

top
Halida Rojkova

Ёти строки - классический пример парцелл€ции, их всегда используют, и мне показалось неудобным быть, как все :)

spe
Ћариса ѕопруга

 лассический пример? не знала
ј ахматовское "ƒвадцать первое. Ќочь. ѕонедельник..."

top
Halida Rojkova

Ћюбое членение предложений на отдельные самосто€тельные части - это парцелл€ци€.  расиво и выразительно, не правда ли?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+