icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћюдмила —еребр€кова
ќбучение

„то такое парадигма

  • 6467
  • 4

„то такое парадигма

—лово парадигма многих людей приводит в недоумение. ѕотому что они пытаютс€ определить его как само по себе. ј так не бывает. ѕарадигму всегда надо к чему-нибудь цепл€ть, или к ней что-то цепл€ть. » говорить: Ђѕарадигма того то и того то, парадигма такого то словаї. —в€зана она, в основном, с грамматикой. ≈сли бы ¬ы поговорили с греками, они объ€снили бы ¬ам, может, даже на пальцах, что парадигма Ц это на их €зыке пример, образец.

—о школьной скамьи это пон€тие входит в нашу жизнь, оно такое умное, доброе, мудрое (и мудреное тоже). Ќо именно за прилипчивость мы его и не любим. ¬от, как правила Ц так и не любим.  ошку, например, любим, а парадигму кошки не любим. Ќачинаем: кошка, кошки, кошке, кошку, кошкой, о кошке (или о кошки)?Е » тут учительница спрашивает: Ђј кот? ќн относитс€ к парадигме кошки?ї. ј ¬ы и л€паете: Ђ онечно, относитс€!ї Ќу, и всеЕ —ели в лужу, называетс€. ј почему Ц хоть стрел€й! Ц не пон€тно.   одному семейству относитс€, а к парадигме нет? Ќу, блинЕ

“огда учительница ласково так объ€сн€ет, что у кота сво€ парадигма: кот, кота, коту, оп€ть кота, котом... ѕро кота, продолжаете ¬ы. —транно как то Ц про кота, а может, о коте, о коту? ѕочему бы и нет? јн, нет! ≈сть дл€ кота общие правила и нечего их нарушать! ј дл€ кошки правила свои, потому что кошка Ц женского рода, а кот Ц мужского. ¬ одном и том же падеже у этих слов разные окончани€. Ќу, дебриЕ

ћожно сказать, что любое слово в нашей речи, например, хлеб, имеет свою парадигму, то есть, совокупность грамматических разновидностей Ц словоформ. ѕотому что слова способны измен€тс€. ѕричем, измен€ть их можно только по правилам, по своду правил. —уффиксы там подставл€ть, окончани€ мен€ть, даже буквы выкидывать. ѕравда, не все измен€ютс€. —лужебные, такие, как но, чтобы, у, через и другие выступают всегда в одном виде. ’оть через мой труп, хоть через твою голову, хоть через мост. “огда говор€т, что у таких слов нулева€ парадигма.

Ќо у большинства Ц громадье словоформ: душа, души, душе, душу, душой, о душе. ¬о множественном числе: души, душ, душам, души, душами, о душах. » так далее. ¬от, если сын канючит у мамы: Ђћам, можно, € сегодн€ в школу не пойду?ї ј мама говорит: Ђѕойдешь! —обирайс€! Ќечего пропускать зан€ти€!ї ћежду пойду и пойдешь по смыслу Ц бо-о-ольша€ разница! Ќо это парадигма одного слова Ц пойти. я пойду, ты пойдешь, он пойдет, мы пойдем, они пойдутЕ

≈ще уйму вс€ких форм можно придумать Ц но по определенным правилам придумать. “о есть, учитыва€ род, число, врем€ и другие важные вещи. —мотреть, глагол это, им€ существительное, им€ прилагательное, на каком месте в предложении стоит и т.д. ƒаже вот, три обычных слова в предложении: Ђћать любит дочьї. “ут все пон€тно. ј переставьте дочь на первое место Ц что получитс€? Ђƒочь любит матьї. —овсем другое дело!  то кого любит Ц сразу видно. » это тоже парадигма! ÷елого предложени€.

ѕредположим, мама всегда понимает своего ребенка, даже если он не по правилам строит в раннем детстве предложени€, употребл€ет слова. Ђƒать!ї ћама дает Ц и все счастливы. Ќу, редко кака€ мама поправит: ЂЌадо говорить дайї. Ђ упи!ї Ц требует ребенок чего-то в магазине. ¬, основном, мама не покупает. –евы! ј лет так через сорок, или п€тьдес€т этот же Ђребенокї прот€гивает в магазине своей старенькой маме деньги, заработанные т€жким трудом, и говорит: Ђ упи!ї. » мама покупает себе теплую кофту, о какой давно мечтала. » все счастливы, хот€ и со слезами на глазах. Ёто тоже парадигма слова купить Ц в повелительном наклонении. Ќо это и парадигма ЋёЅ¬»! ќбразец ее, пример.

»так, парадигма сама по себе не существует, только в паре с кем то. „тобы легче было запомнить, ¬ы так и запомните: пара, то есть два, и дигма Ц ну, как бы догма (неправильный перевод, конечно, но так запомнить легче Ц ассоциаци€ми). ¬от такое упертое: догма (дигма) Ц и все тут. ѕрилипла к слову, не отдерешь. ѕо падежам, по родам, по числам, во времени, в пространстве, в кастрюле, еще там в чем то Ц везде она. ѕара-дигма. ќбразец дл€ определенной семьи слов, как мы уже говорили Ц дл€ существительных, глаголов, деепричастий даже. Ќа каждое слово можно составить досье-парадигму, еще лучше Ц в виде таблицы, например, таблицы окончаний. ј что делать со словом нет? »ли не? Ќет, не запоминаетс€! ј ¬ы запомните: у этих слов парадигмы Ц ноль, нулева€ парадигма, если не измен€етс€ ни в кастрюле, ни в печи, ни пешком, ни поездом. ј вот пальто. ќдно, два, куча? “огда надо смотреть в св€зи с другими словами: одел пальто (единственное число), сн€ли пальто (множественное), свалили пальто в кучу (конечно, множественное!).

≈сли коротко, то парадигма Ц это система форм каждого слова. ќна отражает его видоизменени€ только по присущим этому слову грамматическим категори€м. ѕон€тие парадигма примен€ют и в синтаксисе, лексикологии Ц мы это уже проходили на примерах.

Ќо парадигма Ц это не только грамматика и все, что касаетс€ слов, предложений, речи, €зыка родного и чужого. ѕарадигма Ц это и образец дл€ подражани€ в поведении, в творчестве, в жизни, вообще. ” каждого времени были и есть свои художники, свои ученые, свои композиторы. » вот все они и каждый в отдельности работают и твор€т согласно с какими-то парадигмами. ¬от, искусство –енессанса говор€т. Ёто парадигма. »ли там готический стиль.  ультурна€ парадигма, научна€ парадигма. “о есть, и картины писать, и дома строить, и музыку сочин€ть надо было только по определенным правилам, требовани€м. ј иначе о тебе говорили, что ты не от мира сего, или глупец, или не принимали теб€ в сообщество, например, в союз писателей или художников. —уществует и парадигма информации, и парадигма денег Ц чего угодно. ѕарадигма жизни, то есть, мы строим собственную жизнь по определенному образцу или определенным пон€ти€м. ”казатель такой - иди именно туда и такой дорогой. Ќо! ѕарадигмы не вечны.

—казал, например, ѕифагор (или это уже мы впоследствии сказали?), что его Ђштаны во все стороны равныї. » так оно и есть до сих пор. Ќо не исключено, что чь€-то умна€ голова засомневаетс€, наконец, в этом и придумает свою юбку или шл€пу. ѕричем, или покрой у штанов позаимствует, или материала кусочек, или по€сок, чтоб основание юбки к нему пришить. » ничего! ¬се соглас€тс€ и будут говорить, что вечный радиус юбки, например, такой то. “о есть, важна будет ее длина. Ќосим юбки только такой длины Ц и все тут! ј про штаны забудут. Ќо штаны, как бы, обретут другую жизнь.

ѕарадигму родил, то есть ввел в наш обиход, американский ученый “. ун, рассказав, каким образом происход€т революции в науке и смен€ютс€ образцы и примеры. Ќо его постулаты не объ€сн€ют научного прогресса, поэтому многие ученые мужи (да и женщины тоже) не соглашаютс€ с  уном. ¬едь прогресс потому и возможен, что ценное, добытое пращурами, люди сохран€ют и на последующих своих рубежах.  онечно, не в первозданном виде сохран€ют, а переосмысливают, измен€ют, но в основе Ц предыдущий опыт, и он помогает делать новые открыти€, писать новые картины, сочин€ть новую музыку и печь новый хлеб. Ћюди так устроены: от каждой парадигмы оставл€ют бережок, чтоб кинуть от него свой мостик на другой бережок Ц к другой парадигме. »ли на дрожжах, добытых из позавчерашнего хлеба, заквасить тесто по новому рецепту. ’итрецы и бестии, в общем, старое за новое выдают или наоборот, или чужое за свое. ’от€, и незыблемые парадигмы дл€ отдельных мужественных личностей были, есть и будут. ∆ить по чести, например, по совести, всегда говорить правду, как это не трудно.

Ѕез смены парадигм существовали бы мы себе в насто€щем и насто€щем времени Ц каждый год в насто€щем. Ќи прошлого, ни будущего тебе, ни вчерашнего дн€, ни завтрашнего. “о есть, никаких изменений Ц сплошное сегодн€. »ли без правил Ц в хаосе, в непонимании, с бараньими глазами все врем€. ј так Ц ѕј–јƒ»√ћј. ∆енского рода. ∆енщина, значит. ѕотому и загадочна€, и красива€, и любима€, и везде у нее пор€док, уют, понимание. Ђ»ди, сынок, в школу, иди. ¬от, бутерброд возьми Ц перекусишь на переменкеї. » ты соглашаешьс€, берешь портфель и идешь в школу, чтобы учить там парадигмы слов, а вот мамина парадигма Ц она и без слов пон€тна: она Ц как мостик к твоему сердцу.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+