icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ќбучение

„то такое квинтэссенци€?

  • 16456
  • 3

„то такое квинтэссенци€?

“акое красивое и малопон€тное дл€ многих слово Ц Ђквинтэссенци€їЕ обычно мы называем им основной смысл, главную сущность какого-либо €влени€, суть системы взгл€дов Ц так, например, Ѕернард Ўоу, написав статью об основных иде€х творчества норвежского драматурга √.»бсена, назвал еЄ Ђ винтэссенци€ ибсенизмаї. ћежду тем, термин этот очень древний Ц и смысл его гораздо глубже и интереснее.

ѕо€вилось это слово в античной философии, и первым употребил его јристотель. ¬ то врем€ существовало учение о четырЄх стихи€х, созданное философом и врачом Ёмпедоклом: всЄ в мире (и человеческий организм в том числе) состоит из четырЄх превоэлементов Ц воды, огн€, воздуха и земли, различие между чем-либо (например, между животными и растени€ми) заключаетс€ в их соотношении, степени выраженности, преобладании того или иного элемента. јристотель же добавил к этим четырЄм началам п€тую сущность Ц quinta essentia (квинтэссенци€), которую он назвал эфиром. Ќо этот эфир-квинтэссенци€ не дополн€ет собой четыре основных элемента, а противопоставл€етс€ им: из них состоит область между центром «емли и орбитой Ћуны (т.н. Ђподлунный мирї, низший) Ц а небо и звЄзды (Ђнадлунный мирї) состо€т из того самого п€того элемента Ц тончайшего и совершеннейшего. ќн Ц в отличие от других четырЄх элементов Ц не подвержен возникновению и уничтожению.

”чение о квинтэссенции было унаследовано средневековой философией, а затем и алхимией Ц как представление о некоем тончайшем элементе, представл€ющем собой сущность вещей. Ќо особенно интересовались этим пон€тием в эпоху ¬озрождени€ Ц во времена всеобщего колоссального интереса к античности, алхимии иЕ магии. ƒа-да, всплеском интереса к магии, оккультным наукам отмечено вовсе не Ђдикоеї —редневековье Ц а –енессанс, который мы привыкли представл€ть Ђзолотым векомї пробуждени€ человеческого разума! ¬ —редние века такое было невозможно Ц церковь бы не позволила, причЄм не с помощью костров инквизиции (костры запылали как раз ближе к эпохе ¬озрождени€), а в качестве мировоззренческого Ђстержн€ї, без которого человек —редневековь€ не представл€л себе жизни Ц а вот ¬озрождение, когда старани€ми многочисленных ересей церковь в человеческом сознании потесниласьЕ

 ак же представл€етс€ квинтэссенци€ мыслител€м эпохи ¬озрождени€ и начала Ќового времени? ѕрежде всего, это было Ђвоскрешениеї идей неоплатонизма (философского направлени€, возникшего на исходе античности на основе идей ѕлатона) Ц в котором квинтэссенци€ представл€лась неким Ђдухом мираї, оживл€ющим тела, из которого состоит астральное тело Ц посредник между физическим телом и нематериальной бессмертной душой. ¬ таком ключе говор€т о квинтэссенции ƒж.Ѕруно, ‘.Ѕэкон, а также јгриппа Ќеттесгеймский, который полагал, что божественный дух неспособен вли€ть на косную материю непосредственно Ц нужно некое св€зующее звено, каковым и €вл€етс€ квинтэссенци€, обладающа€ смешанной природой (одновременно духовной и телесной). »дею же об Ђастральном телеї прочно усвоил оккультизм Ц и продолжает развивать эту тему до сих пор.

ѕравда, иде€ квинтэссенции подвергалась критике ещЄ в античности Ц так, философ и физик —тратон из Ћампакса считал, что звЄзды состо€т из огн€, а не из эфира, а  сенарх из —елевкии даже написал трактат, который так и называетс€ Ц Ђѕротив квинтэссенцииї Ц но это не мешало философам и алхимикам ¬озрождени€ эту идею развивать. ќни полагали, что квинтэссенци€ может быть извлечена из тел Ц сближа€сь с представлением о философском камне и эликсире жизниЕ “ак толкует пон€тие квинтэссенции, например, “еофраст ѕарацельс Ц который был не только выдающимс€ медиком, но и алхимиком: квинтэссенци€ присутствует во всех элементах как их сущность, экстракт, сам Ѕог извлЄк в гигантской алхимической лаборатории, которой €вл€етс€ вс€ ¬селенна€, п€тый элемент всего сущего в мире, и эта квинтэссенци€ Ц человекЕ

„то-то знакомое, не так ли? »менно така€ иде€ положена в основу фильма Ћюка Ѕессона Ђѕ€тый элементї, созданного в 1997 г. Ц где тоже присутствует образ совершенного человеческого существа, цар€щего над четырьм€ стихи€ми Ц именно это, а вовсе не создание золота из ртути было главной целью алхимиков! » именно в эпоху ¬озрождени€, объ€вившую человека Ђмерой всех вещейї, могло родитьс€ такое понимание квинтэссенции Ц и идею ѕарацельса подхватил кинорежиссЄр на исходе второго тыс€челети€Е вот така€ св€зь времЄн!

ћежду тем, пон€тие квинтэссенции есть и в современной науке Ц так называетс€ одна из моделей тЄмной энергии (феномена, объ€сн€ющего ускорение расширени€ ¬селенной)Е и пока что современна€ наука знает о тЄмной материи не намного больше, чем философы античности Ц о таинственном эфиреЕ но ведь горизонты познани€ безграничны!


spe
Ќадежда «аколюкина

„итала с огромным интересом. ƒаже не ожидала такого развити€,когда открывала статью. ќчень неожиданно+++

mas
ƒмитрий Ќеткачев

Ќа самом деле, думал, что знаю много, оказалось - имею пробелы в образовании. +.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+