icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
»ль€ ћуромец
ќбучение

„то такое каравелла?

  • 6194
  • 0

„то такое каравелла?

 
 аравелла

ќт этого слова так и веет романтикой дальних странствий. »менно на каравеллах ’ристофор  олумб достиг берегов јмерики, а ¬аско да √ама обогнул јфрику и достиг »ндии.

„то такое Ц каравелла ? ≈сли в дальнейшем типы парусных судов стали определ€тьс€ в основном их парусным вооружением, но с учетом размеров, то каравелла Ц это скорее типоразмер и конструкци€ обшивки корпуса.

¬ то врем€ широкое распространение получили суда, по сути, не имеющие названи€, но с соотношением длины и ширины, как 2 к 1. ѕервоначально термин Ђкаравеллаї характеризовал, прежде всего, тип обшивки корпуса. ƒо этого чаще примен€лс€ способ обшивки Ђвнахлестї, а у каравелл доски обшивки укладывались вплотную друг к другу. Ётот способ был известен и ранее, но его изобретение приписывают корабелу из Ѕретани по имени ∆юлиан, который называл этот способ "карвель", или "кравеель". Ќазвание обшивки распространилось и на название типа судна. ƒругой особенностью, кроме обшивки было соотношени€ длины и ширины, ширина как четверть длины, и наличие только одной палубы. » довершала облик каравеллы приподн€та€ корма, что позвол€ло плыть при попутном ветре, когда волны, одна за одной, Ђдогон€лиї судно.

ѕарусное вооружение каравелл, как правило, было косым (латинос), т.е. на наклонной рее располагалс€ треугольный парус. ћачт, как правило, было три.  лассической каравеллой по этим признакам была ЂЌинь€ї, одна из трех каравелл  олумба. «наменита€ Ђ—анта-ћари€ї была уже следующим шагом в развитии, и этот тип судов уже именовалс€ Ђкараккаї.

 осое парусное вооружение позвол€ло ходить под острыми углами к ветру, в т.ч. и встречному, а малое соотношение длины и ширины в сочетании с косым вооружением делало эти суда очень маневренными, что было несомненным преимуществом при обследовании незнакомых берегов.

јртиллерийского вооружени€ каравеллы, как правило, не несли, располагать пушки на палубе не позвол€ли размеры, поэтому если они и были, то их располагали в корме. ѕримен€лись только небольшие, то ли пушки, то ли мушкеты большого размера, именуемые фальконетами, на поворотных козлах, в носу судна, по одному с каждого борта. —ледующим технологическим новшеством, опробованным на каравеллах, был бушприт, наклонна€ ре€, располагаема€ на носу судна и позвол€вша€ разворачивать или косые треугольные паруса (кливера) или же небольшой пр€мой парус, увеличивавший управл€емость судна при попутном ветре.

Ћогическим развитием данного типа судна стала замена косого паруса на фок-мачте, ближайшей к носу, на пр€мой. » как дальнейшее развитие замена и второго паруса на грот-мачте (средней) так же, на пр€мой. “ак, кстати и поступил ’ристофор  олумб с ЂЌиньейї, первоначально вооруженной только косыми парусами, во врем€ первой остановки на јзорских островах, перед Ђпрыжкомї через јтлантику. “реть€ его каравелла Ђѕинтаї и так несла именно такое парусное вооружение.

» продолжение логики развити€ каравеллы Ц каракка, Ђклассика жанраї - Ђ—анта ћари€ї  олумба. ƒве передние мачты уже посто€нно несут пр€мое парусное вооружение, кормова€ надстройка насчитывает уже до шести палуб (иногда ее делали разборной). ≈сли позвол€ли размеры, то мачт было четыре и две последние несли косое парусное вооружение. Ќо при всем при этом каракка сохранила все лучшие черты каравеллы при больших размерах и, соответственно, большей грузоподъемности.

»менно на этих судах были совершены все великие географические открыти€, Ђхвостикї этой эпохи и свою долю славы, ухватило дальнейшее развитие идей каравеллы и каракки Ц галеон, характеризующиес€ в основном тем, что палуб было уже две по всей длине судна. јртиллерийское вооружение устанавливалось на нижней палубе и стрел€ло через специальные амбразуры, в походном положение закрываемые крышками.

ќстаетс€ только добавить, что основной вклад в создание такого типа судна как каравелла и каракка внесли португальцы, что на долгое врем€ определило их господство на морских коммуникаци€х.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+