icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлексей Ўахлай
ќбучение

„то такое »сламофоби€?

  • 1821
  • 11

„то такое »сламофоби€?

ƒ
ƒавайте подумаем о том, какие спонтанные ассоциации возникают в наших головах, когда мы слышим слово Ђ»—Ћјћї. Ќе думаю что буду далек от истины, если скажу, массовом сознании это будет примерно следующее: Ђ“ерроризм, взрывы, смертники, чеченска€ война, јль- аида, угнетенные женщины, наглые выходцы из  авказаї. ¬се это св€зывают с исламом. » отдельные про€влени€ в поведении частных лиц приписывают религии. ¬ результате этого возникает страх, который на современном €зыке обозначили термином Ђисламофоби€ї.  ак говоритс€: ЂЌе так страшен черт как его малюютї.

ќткуда же Ђрастут ногиї у исламофобии. Ќа самом деле все очень просто. „еловеческое сознание так устроено, что не может не присваивать €рлыка тем или иным €влени€м окружающего мира. ѕоэтому раз существует ислам, как религи€, то и на него должен быть привешен €рлык. »наче наш мозг не сможет нормально функционировать. ѕолучаетс€, дальше уже вопрос в том, какой окраски будет этот €рлык.  ак правило, эта окраска всегда в мрачных тонах, и негативна€.

ѕодумаем, каким образом формируетс€ эволюционный путь по€влени€ негативного воспри€ти€ ислама в массовом сознании.

¬ернЄмс€ в годы нашего детства и школы. “огда на уроках истории мы изучали темы Ђ“атаро-монгольское игої, Ђ–усско-турецкие войныї. ќба этих €влени€ объедин€ло то, что противна€ сторона придерживалась ислама. ѕравда, в «олотой ќрде ислам был прин€т не сразу в качестве государственной религии, но тем не менее в более поздние времена кочевники «олотой ќрды стали мусульманами, что привело к формированию в массовом сознании соответствующего €рлыка. ¬спомним наши учебники (по крайней мере советского периода издани€). “ам написано примерно следующее: Ђтурецкие угнетателиї, Ђпорабощениеї и эти €влени€ ув€зываютс€ с исламом.

¬спомним фильмы. »сламские страны с их образом жизни представл€ютс€ нам как отсталые и неразвитые. ј так ли это на самом деле, уже в том же так называемом Ђцивилизованномї мире всерьез сомневаютс€. Ђќтсталыеї мусульмане в ≈вропе всерьез претендуют на то, чтобы зан€ть через некоторое врем€ доминирующие позиции в жизни европейских Ђразвитыхї стран.

¬спомним художественную литературу.  ак правило, мусульманин там Ч это полудикий кочевник, который мало чего в жизни умеет, кроме как молитьс€ и воевать. ј уж такие наименовани€ как Ђбасурманинї это вообще Ч классика жанра.

“еперь возьмем современную нам жизнь.  то наиболее €ркие представители исламского мира, которые нам запоминаютс€? Ќапример, ’оттаб, ƒудаев, Ѕен Ћаден, тот чеченский террорист по кличке Ђ“рактористї, который сидит в нашей знаменитой на весь мир пожизенной тюрьме Ђ„Єрный дельфинї, просто боевики, которые воюют или воевали на территории „ечни. ѕостойте, а где же положительные представители ислама? »з наших современников с большой нат€жкой € вспоминаю лишь –амзана  адырова, да и тот в прошлом состо€л в р€дах тех, на кого наш мозг навешивает отрицательный €рлык.

∆енщины. Ќошение паранджи в наиболее ортодоксальных странах давно уже стало классикой. ¬ интернете можно найти немало сообщений о существующем в р€де стран с преимущественно мусульманским населением варварского обыча€ Ч обрезани€ женщин, в результате которого в сексуальном смысле вс€ка€ женщина превращаетс€ в бесчувственное бревно. ћногоженство, официально разрешенное  ораном, что не приемлют большинство женщин, воспитанных в христианской среде.

ќ других жестоких обыча€х € не буду здесь писать. ќднако уже перечисленного вполне достаточно чтобы сформировать вполне определенный страх перед исламом, который в крайней форме выливаетс€ в то, что сейчас мы стали называть Ђисламофоби€ї.

“ак что же такое исламофоби€? ѕожалуй € бы дал такой ответ Ч на эмоциональном уровне это страх, основанный на эмоции, базирующейс€ на инстинктивном страхе перед всем что не похоже на нас. ј на рациональном уровне исламофоби€ Ч это страх, вызванный человеческим невежеством. Ќа мой взгл€д, чтобы чего-то начать осознанно бо€тьс€ нужно понимать то с чем мы имеем дело. ¬ большинстве случаев в массовом сознании есть эмоционально переживаемый страх, но отсутствует рационально осознанный страх. ƒл€ большей €сности приведу пример из профессиональной жизни аквалангистов. Ѕыть может вы слышали песню ¬ладимира ¬ысоцкого Ђћарш аквалангистовї, где они погружаютс€ в морскую пучину и при этом звучат такие слова: ЂЅоимс€ кессонной болезни, и только немного акулыї. ¬от это страх профессиональный и осознанный. —проси большинство людей, не понимающих сути водолазного дела. ќни бы сказали бы строго наоборот, а все потому что зубы акулы (как зубы любого хищника) Ч это вполне реальный, эмоционально переживаемый страх, а вот кессонной болезни, никто кроме водолазов никогда не встречал. ј в действительности кессонна€ болезнь - это насто€щий ужас дл€ водолаза, потому что это €вление присутствует в его жизни посто€нно, и если еЄ не бо€тьс€, то она убьет человека, тогда как акула, как правило, человеком не интересуетс€.

¬ нашей жизни бо€тьс€ нужно людей, и того как они могут восприн€ть те или иные вещи. –елигии же в большинстве случаев несут положительный результат.

Ќа этом все. ∆елаю вам не заражатьс€ исламофобией. » прежде чем начать бо€тьс€ ислама, разберитесь в том, чего именно боитесь: ислама или тех людей, которые его понимают не так как следовало бы.

mas
ћарк Ѕлау

¬се бы хорошо, если бы с "той" стороны не шла аналогична€ волна ненависти. ѕричем, така€ "черна€", что никакими словами и объ€снени€ми с ней не поборешьс€. “олько автоматом.

deb
Ќаталь€ –еутова

ћне стать€ понравилась, автор четко выразил свое мнение, привел различные примеры. ќднако соглашусь с ћарком. ѕоэтому страшно...

deb
јлексей Ўахлай

ћарк и Ќаталь€ правы. я попыталс€ выразить точку зрени€ образованной части общества. ќднако против автомата годитс€ только автомат, ћарк прав. ≈сли только конечно противоположна€ сторона не готова дискутировать и искать пути мирного сосуществовани€.

mas
ћарк Ѕлау

Ќадеюсь, здесь хватит места дл€ стихотворени€ ƒм.Ѕыкова, которое прекрасно описывает, что бывает, если противоположна€ сторона не готова дискутировать и искать пути мирного сосуществовани€

ƒвенадцата€ баллада

’орошо, говорю. ’орошо, говорю тогда. Ѕеспощадность вашу могу пон€ть €. Ќо допустим, что € отрекс€ от моего труда и нашел себе другое зан€тье. ¬оздержусь от врак, позабуду, что € вам враг, буду низко клан€тьс€ всем прохожим. Ќет, они говор€т, никак. Ќет, они отвечают, никак-никак. —охранить тебе жизнь мы никак не можем.

’орошо, говорю. ’орошо, говорю € им. ѕоднимаю лапки, нет разговору. Ќо допустим, € буду неслышен, буду незрим, уползу куда-нибудь в щелку, в нору, стану тише воды и ниже травы, как рак. ѕревращусь в тритона, в пейзаж, в топоним. Ќет, они говор€т, никак. Ќет, они отвечают, никак-никак. “олько полна€ сдача и смерть, ты пон€л?

’орошо, говорю. ’орошо же, € им шепчу. ¬се уже повисло на паутинке. Ќо допустим, € сдамс€, допустим, € сам себ€ растопчу, но допустим, € вычищу вам ботинки! –ади собственных ваших женщин, детей, стариков, калек: что вам проку во мне, уроде, юроде?
Ќет, они говор€т. Ѕез отсрочек, враз и навек. „тоб таких, как ты, вообще не стало в природе.

Ќу так что же, € говорю. Ќу так что же-с, € в ответ говорю. ќ, как много попыток, как мало проку-с. Ёто значит, придетс€ мне вам и вашему королю в сотый раз показывать этот фокус. «апускать во вселенную мелкую крошку из ваших тел, низводить вас до статуса звездной пыли. “о есть можно подумать, что мне при€тно. я не хотел, но не € виноват, что вы все забыли!

–аз-два-три. ѕосчитать рассто€ние по пр€мой. Ќебольша€ вспышка в точке прицела. ƒо чего надоело, √осподи Ѕоже мой. Ќе поверишь, Ѕоже, как надоело.

top
≈лена јсвойнова-“равина

ƒа, стереотипы социального воспри€ти€ - страшна€ сила. «лую шутку играет то, что черты представител€ группы, к которой мы не принадлежим, мы неизбежно приписываем этой группе в целом. ј кто в первую очередь "бросаетс€ в глаза"?  онечно, террорист, хулиган и т.п. - на нормальных мусульман реже обращают внимание, вот и рисуетс€ такой образ.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+