icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Маша Рудова
Обучение

Что такое черный пиар?

  • 3150
  • 2

Что такое черный пиар?

Д
Для того чтобы понять смысл выражения «черный пиар», которое мы слышали уже не один раз в нашей жизни, но вряд ли серьезно задумывались о его значении, стоит для начала разобраться с тем, что же такое собственно пиар (PR).

Public Relation (Связи с общественностью) – это некий комплекс мероприятий, направленный на создание определенного общественного мнения о базисном субъекте PR. Базисным субъектом может быть что и кто угодно – от небольшой фирмочки в вашем городе до Президента государства и, собственно, самого государства. Да-да, государству тоже может быть нужен пиар.

Что же это за комплекс мероприятий и зверь такой – общественное мнение?

Предположим, у нас есть некий политик Зюзин, которому жизненно необходимо победить на выборах. Но народ о нем не знает и, в общем-то, ничего не думает – ни хорошего, ни плохого. А нам нужно, чтобы думали и непременно хорошее! Зюзин нанимает себе специалиста по PR, который и начинает ему «делать имя»: пускает в прессу пару статей о том, какой Зюзин замечательный, ездит с ним по детским домам, где политик с милой улыбкой раздает игрушки детям и даже участвует в общегородском субботнике! Не забывая, естественно, делать фоторепортажи с участием Зюзина и распространять все это среди целевой общественности. Тут-то народ и задумался: «Глядите-ка, какой Зюзин у нас потрясающий – спортсмен, комсомол и просто красавец! Да, надо за него проголосовать».

Пожалуй, в этом простом примере и заключается вся сущность пиара. Цель? Чтобы о политике хорошо думали и (возможно) проголосовали за него. Средства? Все возможные ухищрения показать свою «хорошесть». И не важно, что Зюзин, к примеру, сплетник, забыл про мать и изменяет жене. Результат? Имеется.

На таком же простом примере попробую объяснить сущность «черного» пиара.

…И стал Зюзин популярным человеком. Но его конкурент Розов очень этим недоволен. И решает Розов подпортить репутацию Зюзину, нажимая для этого на все кнопки и педали. Нанимает человека, который в «эксклюзивном интервью» рассказывает, как Зюзин изнасиловал его 20 лет назад. Было, не было – не докажешь, а репутация подпорчена. Потом Розов изготавливает множество листовок, где Зюзин «исповедуется» людям - мол, не буду больше воровать ваши деньги и сносить гаражи, только проголосуйте. Опять же, ничего страшного, а репутация подпорчена. И люди, может быть, уже не пойдут голосовать.

Говоря более официальным языком, черный пиар – это использование технологий обмана и фальсификации для уничтожения конкурента в определенной сфере, будь то экономика, политика или шоу-бизнес. Считается, что термин появился в России после выхода в свет книги Виктора Пелевина «Generation P» в 1999 году. Однако в мире основоположником этого понятия считается журналист Айви Ли.

Технологии пиар, как черного, так и любого другого его вида, никогда не бывают явными. В этом главное отличие пиар от рекламы. Если реклама четко и намеренно ясно навязывает нам товар, то пиар, скорее, действует на психологические процессы.

Но, несомненно, пиар и реклама схожи в одном – продвинуть.

deb
Наталья Колонцова

Примеры действительно жизненные) Только разделите статью на абзацы, так будет удобнее читать

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+