icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Olek Lewandowsky
Обучение

Аллегория. Что такое аллегория?

  • 5921
  • 16

Аллегория. Что такое аллегория?

Ч
Что общего может быть у известной Фемиды, богини правосудия и у мужчины, держащего утюг у уха. Казалось бы ничего: богиня древней Греции и реклама лекарства от похмельного синдрома не содержат никаких схожих черт. Однако существует то, что объединяет эти два образа. Аллегория - отвлеченное изображение, олицетворяющее определенное понятие. Женщина с весами и завязанными глазами — символ справедливого правосудия, мужчина с утюгом у уха — символ похмельного синдрома.

Первыми активно использовать аллегории начали древние греки. Та же Фемида (женщина с весами и завязанными глазами), Гиппократова чаша (змея, обвивающая чашу), Амур (белокурый ребенок, метко целящийся из лука) — это известные всем образы, являющиеся аллегориями правосудия, медицины, любви. Как утверждают исследователи, аллегории родились в древней Греции тогда, когда сформировались основные мифы (легенды) и греки познакомились с культурой восточных стран. Именно у Востока греки переняли манеру яркими образами заменять простые понятия.

Итак, аллегория (греч. Allegoria) — иносказание. С помощью аллегории, древние греки доносили до современников различные отвлеченные понятия, которые с помощью данного приема становились яркими и образными. Таким образом, аллегория — это выражение определенных идей с помощью конкретных художественных образов, причем внешне аллегория может быть совершенно отдалена от образа, но совершенно с ним однозначна.

Широко применялись и применяются аллегории в баснях, которые сами по себе в какой-то мере тоже являются иносказаниями простых истин. Знаменитый «эзопов язык» хоть и считается литературной тайнописью, однако понятен абсолютно каждому мыслящему человеку. Благодаря басням Ивана Крылова мы знакомы с «животными» аллегориями: лев — мужество, лиса — хитрость, змея — коварство, волк — злость. Другие русские писатели емко использовали в качестве аллегорий фамилии своих персонажей: Скалозуб, Молчалин, Правдин, Простаков, Тяпкин-Ляпкин.

Аллегории прекрасно подходили (да и сейчас подходят) для работы писателя в условиях жесткой цензуры. Еще Салтыков-Щедрин писал: «С одной стороны, появились аллегории, с другой — искусство понимать эти аллегории... И существовала эта манера долго-долго, существует и доныне».

Даже в творчестве Владимира Высоцкого мы находим великолепные и понятные всем аллегории. Например, каждый понимает, что «Як-истребитель» и «Охота на волков» — песни о людях, а не о самолетах и волках.

В современном мире, аллегории стали широко использоваться в рекламе и PR. Мы уже давно не представляем Новый Год без традиционной рекламы Кока-колы, всемирную историю — без банка Империал, а «халявщика» - без МММ.

Наиболее знаменитым современным воплощением аллегории в живописи стала «Герника» великого Пикассо. Картина, изображающая бомбардировку испанского города, несмотря на своеобразность и противоречивость, производит мощное впечатление. Когда нацистский офицер, увидев на столе автора фотографию «Герники», спросил: "Это вы сделали?". В ответ он получил: "Нет, это сделали вы".

deb
Юлия Иличкина

Да-да, помню что-то подобное с уроков литературы. Спасибо+

deb
Olek Lewandowsky

Спасибо! Хотя сам не уверен, что раскрыл тему - такая емкая оказалась:)

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+