Первыми активно использовать аллегории начали древние греки. Та же Фемида (женщина с весами и завязанными глазами), Гиппократова чаша (змея, обвивающая чашу), Амур (белокурый ребенок, метко целящийся из лука) — это известные всем образы, являющиеся аллегориями правосудия, медицины, любви. Как утверждают исследователи, аллегории родились в древней Греции тогда, когда сформировались основные мифы (легенды) и греки познакомились с культурой восточных стран. Именно у Востока греки переняли манеру яркими образами заменять простые понятия.
Итак, аллегория (греч. Allegoria) — иносказание. С помощью аллегории, древние греки доносили до современников различные отвлеченные понятия, которые с помощью данного приема становились яркими и образными. Таким образом, аллегория — это выражение определенных идей с помощью конкретных художественных образов, причем внешне аллегория может быть совершенно отдалена от образа, но совершенно с ним однозначна.
Широко применялись и применяются аллегории в баснях, которые сами по себе в какой-то мере тоже являются иносказаниями простых истин. Знаменитый «эзопов язык» хоть и считается литературной тайнописью, однако понятен абсолютно каждому мыслящему человеку. Благодаря басням Ивана Крылова мы знакомы с «животными» аллегориями: лев — мужество, лиса — хитрость, змея — коварство, волк — злость. Другие русские писатели емко использовали в качестве аллегорий фамилии своих персонажей: Скалозуб, Молчалин, Правдин, Простаков, Тяпкин-Ляпкин.
Аллегории прекрасно подходили (да и сейчас подходят) для работы писателя в условиях жесткой цензуры. Еще Салтыков-Щедрин писал: «С одной стороны, появились аллегории, с другой — искусство понимать эти аллегории... И существовала эта манера долго-долго, существует и доныне».
Даже в творчестве Владимира Высоцкого мы находим великолепные и понятные всем аллегории. Например, каждый понимает, что «Як-истребитель» и «Охота на волков» — песни о людях, а не о самолетах и волках.
В современном мире, аллегории стали широко использоваться в рекламе и PR. Мы уже давно не представляем Новый Год без традиционной рекламы Кока-колы, всемирную историю — без банка Империал, а «халявщика» - без МММ.
Наиболее знаменитым современным воплощением аллегории в живописи стала «Герника» великого Пикассо. Картина, изображающая бомбардировку испанского города, несмотря на своеобразность и противоречивость, производит мощное впечатление. Когда нацистский офицер, увидев на столе автора фотографию «Герники», спросил: "Это вы сделали?". В ответ он получил: "Нет, это сделали вы".