Начнем со Швейцарии — страны банков и гор. И, как это неудивительно, страны с самыми мобильными и эффективными вооруженными силами. Да, армия маленькой Швейцарии считается самой сильной и боевой в мире. Ведь в стране банкиров каждый мужчина от 20 до 50 лет находится «под ружьем», причем оружие с полным боекомплектом и вся остальная амуниция хранится дома. Еще несколько лет назад у многих швейцарцев, наряду с военной формой и оружием, в полной боевой готовности стоял двухколесный военный велосипед. В каждом полевом корпусе армии Швейцарии по штату был полк велосипедистов, оснащенных противотанковыми гранатометами и ручными пулеметами. Причем модель военного средства передвижения менялась только один раз — в 1993 году. А перед этим, с 1905 года верой и правдой служил в швейцарской армии велосипед — Militärvelo МО 05. И как служил! Во время второй мировой войны швейцарские пограничники и пехотинцы так охраняли границы своей страны, что военные снабженцы не успевали поставлять шины для велосипедов. На горных дорогах не было более маневренного и неприхотливого средства передвижения, чем заслуженный трудяга - МО 05.
Пользовался уважением велосипед у военных и в царской России. Первое самокатное подразделение было создано в 1897 году и применяло французские боевые велосипеды «Капитан Жерар». Сам император Николай II любил эту военную технику и был инициатором начала производства военных велосипедов на российских заводах. С 1900 года в России самокатные части использовали военные велосипеды «Дукс боевой» и модель Базилевского, произведенные отечественной фабрикой «Дукс».
За свою военную историю велосипед побывал в разных амплуа. В основном, он использовался как средство передвижения и связи. Но были и другие, более грозные, роли. В польской армии времен Пилсудского были созданы экспериментальные модели пулеметных установок на велосипедах. Причем эта установка использовалась для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям. Во Франции использовались велосипедные «воронки» для перевозки преступников. В Германии была очень интересная модель для перевозки пулеметного расчета. При необходимости, расчет мог вести стрельбу во время движения. Так же вермахт использовал велосипед для перевозки фаустпатронов. Во время войны во Вьетнаме на велосипедах транспортировали гранатометы бойцы армии Вьетконга.
Сейчас активно используют велосипеды американские военные. Особенно популярен у морской полиции, парашютистов и морской пехоты новейший Montague Paratrooper, который способен нести до 230 кг груза. Так, во время операции «Буря в пустыне» американские морские пехотинцы передвигались по Ираку на этих «боевых конях». В одном из докладов из Ирака, командир подразделения даже указал, что скрытность и быстрота успешной операции его бойцов во многом обеспечена применением велосипедов. Так же хорошо показали себя велосипеды во время боевых действий американской армии в Афганистане.
Так может ли быть велосипед настоящей боевой техникой? Может, ведь практичные американцы не будут ставить на вооружение велосипед ради экзотики. Да и опыт боевых действий показал, что велосипед достоин быть в рядах вооруженных сил и может успешно и эффективно нести боевую службу.