Процесс регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя - не такой сложный, как принятие решения оформить свои бизнес-отношения с государством официально. Я носилась с этой идеей с той самой поры, как окончательно покинула официальную работу, то есть года три.
Многие фрилансеры всех направлений деятельности сомневаются ещё дольше. Обычно останавливает необходимость платить обязательные взносы в ПФР и ФОМС, расходы на открытие расчётного счёта и прочее. К тому же все, как чёрт ладана, боятся отчётности. Но рано или поздно наступает тот день, когда приходится регистрироваться ИП, и лучше сделать это добровольно, чем из-под палки, или, чего хуже, по настоятельной рекомендации налоговой.
Поэтому свою инструкцию, рассказывающую о том, как зарегистрировать ИП, я всё же начну с шага номер ноль.
Шаг 0. Подготовка
Если вы окончательно и бесповоротно решили стать индивидуальным предпринимателем, то предварительно вам нужно выбрать:
- подходящий способ регистрации: лично в налоговой, по почте, через посредников (с 2016 года можно будет подать документы через МФЦ или нотариуса);
- систему налогообложения (в этом вопросе лучше разобраться досконально, так как ответ на него повлияет на сумму налоговых выплат);
- сервис, в котором вы будете вести бухгалтерию и отчитываться;
- коды ОКВЭД.
Также не помешает выяснить, какую сумму обязательных выплат установило государство для индивидуальных предпринимателей на год регистрации. На самом деле обязательные выплаты не могут остановить будущих предпринимателей, которые получают стабильный доход. Их можно выплачивать частями в течение года поквартально или всей суммой - в конце года. Особенно радует тот факт, что из налогов затем эта сумма вычитается полностью. То есть выплаты могут оказаться минимальными или вообще нулевыми.
Шаг 1. Оплата госпошлины
Прежде чем заполнять заявление, нужно оплатить госпошлину - 800 рублей. Квитанцию можно сформировать на официальном сайте ФНС nalog.ru. Этот сайт лучше сразу добавить себе в закладки, потому что он ещё неоднократно может вам пригодиться.
Если вы лично подаёте документы на регистрацию ИП, то квитанцию нужно взять с собой. Если документы отправляются почтой, то нужно сделать копию квитанции и отправить её в налоговую.
Шаг 2. Подготовка документов
Если документы вы будете подавать лично в налоговую, то вам нужны четыре документа: заявление установленного образца, копия паспорта, квитанция об оплате госпошлины и заявление о переходе на выбранную систему налогообложения. В большинстве случаев предприниматели, которые работают исключительно на себя, выбирают упрощённую систему налогообложения с учётом только доходов и платят 6 %. Есть ещё УСН - доходы минус расходы и ЕНВД.
Если документы будут отправляться почтой, то заявление и копию паспорта нужно заверить у нотариуса. Добавить в пакет документов копию свидетельства о постановке физлица на учёт в налоговой (ИНН) и сделать копию квитанции. Отправлять документы нужно ценным письмом с описью вложения: заполняются две описи, в них перечисляются все документы, подписывает опись работник почты и ставит печать, один экземпляр остаётся у отправителя, второй - вкладывается в письмо.
Можно обратиться в компанию, которая специализируется на подобных услугах. Но это того не стоит, потому что заявления (не забываем о заявлении о переходе на УСН) довольно-таки просто заполнить самостоятельно. Это можно сделать либо с помощью сервисов, либо с помощью программы, которая есть на сайте ФНС.
Какие сервисы можно использовать? Самые популярные - Моё дело и Контур.Эльба. В них пошагово можно заполнить заявления, но только в том случае, если вы будете лично обращаться в налоговую. В них нет возможности указать способ регистрации ИП. По умолчанию стоит личная подача.
Кстати, в этих же сервисах можно потом вести свою бухгалтерию и отчётность. Моё дело дороже Эльбы. Если учитывать, что вам ещё предстоит оплачивать открытие и ведение банком расчётного счёта, то лучше выбрать Эльбу.
Шаг 3. Ждём свидетельство
На регистрацию отводится 5 дней (в 2016 году - 3 дня). Если все документы в порядке, то по истечение этого срока можно идти в налоговую и забирать Свидетельство о регистрации физического лица в качестве ИП и выписку из ЕГРИП.
Если документы отправлялись почтой, то всё зависит от дальности вашего местоположения.
За эти пять или более дней можно подумать о том, в каком банке открыть расчётный счёт.
Шаг 4. Открываем расчётный счёт
Когда на руках есть свидетельство и выписка, можно отправляться в банк. Банков много, они предлагают разные условия, поэтому рекомендаций в этом случае каких-то дать не могу.
На мой взгляд, лучше ограничить свой выбор банками, которые входят в первую десятку рейтингов. Несмотря на то, что предприниматели находятся в более выгодном положении, чем юрлица, когда банки неожиданно закрываются, рисковать не стоит. Но и сразу бежать в дорогущий Сбербанк, тоже мало приятно.
На открытие расчётного счёта может уйти разное время. Например, можно попасть на выходные или праздники. Но у некоторых банков, например, у Альфа-Банка, есть возможность в день подписания заявления об открытии счёта сразу начать им пользоваться.
Сообщать об открытии счёта в налоговую не нужно. С 2015 года это обязанность банка.
Что касается изготовления печати, то у вас есть выбор. Вы можете её заказать, можете не заказывать. Она совершенно необязательна. На документах достаточно будет вашей подписи.
Шаг 5. Получить СНИЛС
Когда вы регистрируетесь в качестве ИП, Пенсионный фонд присваивает вам ещё один страховой номер индивидуального лицевого счёта. Его нужно получить лично, обратившись в ПФР по месту жительства.
Конечно, можно и не ходить туда, потому что этот номер вам можно узнать через интернет на сайте ПФР. Он нужен, чтобы платить обязательные взносы.
На этом регистрация ИП завершена. Можно продолжать работать спокойно, не забывая ежеквартально выплачивать часть налогов и обязательных выплат и в конце года оформлять налоговую декларацию и Книгу доходов и расходов. Но это уже другая история.