icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Обучение

Делить шкуру неубитого медведя, что это значит?

  • 1668
  • 6

Делить шкуру неубитого медведя, что это значит?

З

Значение этого выражения очевидно. Воспользоваться плодами труда можно только тогда, когда работа сделана, и ее результат у тебя в руках. Тогда-то и делай с ним, с результатом, что хочешь: хочешь сам пользуйся, хочешь – продавай.

Первоисточники

Впервые про неубитого медведя рассказал в одной из своих басен, «Медведь и два охотника», французский поэт и баснописец Жан Лафонтен (1621 — 1695). Многие сюжеты его басен известны нам в пересказе «дедушки Крылова». Например, «Стрекоза и Муравей». Правда, во французском оригинале басня называется «Цикада и муравей» и производит несколько иное впечатление, поскольку во французском языке оба насекомых – женского рода (La Cigale et la Fourmi). Перед нами – разговор двух женщин, беспечной и трудолюбивой. В русском же варианте муравей предстает трудягой-мужичком, что, согласитесь, совсем другой коленкор.

Басню про двух охотников, продавших еще до начала охоты шкуру медведя, которого они только собирались убить, Иван Андреевич Крылов по-русски не пересказал. Так что придется вкратце рассказать, о чем там у Лафонтена написано.

Итак, два лихих охотника получили деньги авансом, пообещав некоему купцу принести с охоты славную медвежью шкуру. Они считали, что дело за малым, уж вдвоем-то медведя они обязательно убьют.

Однако, в реальности все оказалось не так просто. Медведь вылез из берлоги и охотники струхнули. Один с перепугу забрался на сосну. Второму же повезло меньше. Пришлось притвориться мертвым телом, чтобы в реальности не стать трупом. Медведь над ним постоял, перевернул, обнюхал, да и ушел.

Один охотник слез с дерева, другой – встал с земли. «Эй» – спрашивает первый охотник второго – «Что это тебе медведь на ухо прошептал?» «Он сказал мне, что все следует делать по порядку» – ответил тот – «Сначала медведя нужно убить, а уже после продавать его мех»

Мораль сей басни такова...

Так что правильнее было бы говорить не о дележке шкуры неубитого медведя, а о ее продаже. Кстати, строго говоря, это более логично. Что пользы в поделенной шкуре? Она хороша только целой.

Итак, «делить шкуру неубитого медведя» значит пытаться продать результаты еще не сделанной работы. Очевидно, что народная мудрость делать так не рекомендует.

Столкновение с реальностью - нынче все наоборот

Впрочем, народная мудрость не всегда права. Сплошь и рядом мы поступаем наоборот. Например, часто производители работ берут с заказчика задаток, определенный процент оплаты за тот товар, который еще будет произведен. Так поступают строители, так поступают многие творческие работники, которым часть гонорара выплачивается в виде аванса.

Выгода для производителя ясна: он получает деньги, еще ничего не сделав. Кроме того, задаток часто тратится на покупку сырья и исходных материалов, без которых дело с мертвой точки не сдвинется.

А есть ли при этом выгода для заказчика? Да, есть. Для заказчика аванс – это способ привязать к себе желаемого работника. Именно того, кто ремонт в квартире сделает быстро и качественно или роман напишет так, что публика его будет раскупать, как горячие пирожки.

Кто не рискует, тот не пьет шампанское

Да, конечно, есть риск, что деньги будут выплачены, а работа не сделана. Но этот риск страхуется возможностью взыскания уплаченных денег через суд. Кроме того, заказчик оговаривает право контроля за выполняемой работой на всех стадиях ее исполнения. Если работа вдруг застопорилась по вине исполнителя, заказчик имеет право задержать последующие выплаты.

  1. Система продажи еще не произведенного товара широко практикуется, например, при торговле нефтью или другими природными ресурсами. Контракты на покупку ресурсов по определенной фиксированной цене заключаются заранее. Цена покупки – продажи, зафиксированная в контракте, может быть выше или ниже текущей рыночной цены. Таким образом, одна из сторон, участвующих в продаже (в покупке) страхует свои риски и гарантирует устойчивые поставки или устойчивый сбыт ресурса. При контрактной системе будущие продавец и покупатель находят друг друга.
  2. Когда мы заказываем товар по каталогам или через Интернет, мы не всегда уверены, что товар, который мы хотим купить, уже произведен и находится на складе у продавца. Вполне возможно, что его произведут уже после того, как деньги будут перечислены на счет производителя. Мы, конечно, рискуем, за что надеемся получить товар по более низкой цене.
  3. Краудфандинг – это тоже «продажа шкуры неубитого еще медведя», в ходе которого будущий производитель и будущий покупатель товара находят друг друга. Будущий покупатель авансирует производителя, в обмен на свой риск получая определенные бонусы (например, право первоочередной покупки)
  4. Случай, когда компания выходит на биржу – это тоже случай продажи шкуры еще не убитого медведя. Акционеры авансируют начало производства, оплачивая еще не произведенную продукцию. Получаемые ими дивиденды – плата за определенный риск, имеющий место быть при такой организации финансирования.

Итак, хотя мы совершенно согласны с житейской мудростью о том, что не следует делить шкуру неубитого медведя, мы видим, что современная экономика сплошь и рядом нарушает это мудрое правило. Это позволяет производителям, работать быстрее, эффективнее и производить более дешевую продукцию.     

deb
Иван Иванов

Отличная статья, МАРК КАК ВЕГДА ВСЕ ГЕНИАЛЬНО ОБЪЯСНИЛ, СПАСИБО МАРК +++

top
Halida Rojkova

Емко, логично и с синонимами. Молодец, Марк!

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+