Пройдя не одну тысячу лет, йога разбилась на несколько течений: хатха-йога, раджа-йога, джнана-йога, карма-йога и бхакти-йога. С точки зрения древнеиндийского индуизма, основные понятия йога как таковой заложены в системе раджа-йога, которая неразрывно связана с философскими идеями санкхьи. Основные постулаты йоги отражены во многих трактатах индуизма, таких как Тантры, Веды, Хатха-йога-прадипика, Шива-самхита и, Бхагавад-гита и Упанишады. В этих трактатах йога в качестве своей цели рассматривает как достижение физической гармонии, так и духовной нирваны. В то же время, за пределами Индии, людьми далекими от философских воззрений индуизма, под йогой понимается некий комплекс физических упражнений, входящих в систему хатха-йоги, при этом в данном случае духовные аспекты йоги не рассматриваются. Людей, занимающихся йогой, называют йогами или йогинами.
Слово «йога» имеет несколько значений: «связь», «гармония», «соединение», «уединение», «упряжка», «союз» и т.д. Само слово йога впервые встречается в одном из самых древних памятников древнеиндийской литературы – «Риг-веде». Сама система йоги, в практически неизменном виде, возникла в глубокой древности. Подтверждением тому являются уникальные археологические раскопки в русле реки Инд, относящиеся к древней Индской цивилизации (3300 год до н.э.). В период этих раскопок были обнаружены глиняные печати на которых были изображены люди в основных йогических позах. Многие исследователи древнеиндийской культуры относят йогу к древним аскетическим практикам, которые упоминаются еще в комментариях к Ведам – Брахманам (10 – 6 вв. до н.э.). Последние рассматривают йогу с точки зрения единения физического и духовного для достижения единого Абсолюта. Что касается отражения основных этапов развития йоги как философского знания отражены в Упанишадах, относящихся к 6 в. до н.э. Официальное признание йога как одна из школ индуистской философии находит в «Йога-сутре».
С учетом нескольких школ йоги, можно отметить, два основные направления: йоготерапия, имеющая своей целью достижение физического благополучия и йоги, направленной на достижение мокши (духовной гармонии). Есть еще несколько йогических школ. Например, адвайта-веданта и шивани-йога подразумевают под собой стремление к мокше, но стремление, подразумевающее под собой полное отрешение от всего земного и материального, с обязательным присутствием в жизни человека земных страданий. Школа бхакти вайшнавиа мало чем отличается от предыдущих: ее цель – достижение бхакти, т.е. любовного и беспрекословного служения Богу. Одним из течений бхакти является гаудия вайшнавиа, целью которой является чистая любовь к Богу или према-бхакти. Надеюсь теперь стало понятно, что йога, далеко не то, чем приходится заниматься в фитнесс-залах. Йога – это возможность достижения высшей гармонии, не только в физическом, но и в духовном плане.