Существует несколько подходов тайм-менеджмента:
1. Директивный: все свое время нужно тратить разумно, каждая минута должна быть строго расписана, нельзя отдыхать, пока не будут выполнены все пункты плана;
2. Реактивный: мгновенно реагировать на любую, поступающую проблему, чтобы они не скапливались.
3. Проактивный: необходимо поставить цель и проанализировать какие могут возникнуть затруднения при ее достижении и постараться заранее предотвратить все проблемы.
Первые два подхода имеют много минусов, вы рискуете заработать себе переутомление и забыть, в принципе, о своей главной цели. Самым эффективным способом управления временем является проактивный подход. Здесь основной задачей будет достижение основной вашей цели, а все мелкие должны будут ей подчиняться.
Что же нужно сделать, чтобы максимально эффективно использовать свое время? Проанализировать, что вас не устраивает и в какой области (деловая занятость, домашние дела или отдых), правильно поставить цель, расписать краткосрочные задачи, сформировать планы на день, предположить возможные проблемы и сделать так, чтобы они не возникли. Далее необходимо реализовывать намеченные планы, а затем проанализировать результаты. Рассмотрим на примере.
Цель: научиться готовить. Краткосрочные задачи: изучить рецепты, посмотреть кулинарные передачи, готовить интересные блюда. Планы на день: выбрать 1 рецепт, закупить продукты, приготовить. Возможные проблемы: неудачный рецепты, блюдо получиться не так, как на картинке, неправильная последовательность смешивания ингредиентов. Устранение возможных проблем: посмотреть видео о приготовлении именно этого рецепта и записать как действовать. Реализовываем и анализируем реакцию тех, кто попробует наше произведение.
При постановке цели очень важно чтобы она была достижима, измерима, и у вас должно быть достаточно ресурсов, чтобы ее достичь.
Теперь поговорим о том, как быстро и эффективно выполнить большое количество дел.
Д.Д. Эйзенхауэр предложил использовать матрицу, по которой вы определяете важность дел и затем следовать последовательности выполнения. Итак, сначала идут важные и срочные дела, затем важные и не срочные, дальше не важные и срочные, а потом не важные и не срочные. Здесь основной вашей задачей будет определение значимости каждого дела, которое вам надо выполнить. Лучше будет, если вы запишите все в виде таблице и сможете постоянно с ней сверяться.
В последнее время, особо модным направлением стал тайм-менеджмент для мам. Основой, которого является то, что мамам необходимо отдыхать, а браться за дела нужно с новыми силами и некоторые свои полномочия следует разделять с другими членами семьи. Следует составлять списки дел, отмечать важность каждого и то, от чего можно отказаться, выполнение крупных и долгих дел разделять на мелкие и делать их в несколько этапов.
Для кого-то тайм-менеджмент может оказаться очень полезен, а для кого- то неэффективен вообще. Но единственный критерий, по которому можно его судить – это наша личная самоорганизованность и желание достичь цели.