«Его Превосходительству Петру Николаевичу Подволоцкому. Москва, Ружейный переулок, собственный дом. От В.В.Терентьева, С. – Петербург, Мойка, дом С.С.Васильевой». (А. Рыбаков. Кортик).
Самое забавное, что по такому вычурному адресу письма доходили. Почтальоны знали городскую топографию, знали они и то, кому какой дом принадлежит.
А вот в красивом городе Венеции улицу в адресе можно и не указывать. Все дома здесь перенумерованы в определенном порядке. Каждому дому соответствует уникальный номер. Поэтому если на конверте указать только номер дома, венецианские почтовики доставят послание по назначению. На быстром почтовом катере.
В организации Интернета использован сходный принцип. Каждый компьютер или любое другое устройство, подключенное к Интернету, получает уникальный Интернет-адрес (который по-английски называется IP-Address). Более того, Интернет-адрес можно присвоить не только компьютеру, но и Интернет-сайту, то есть определенной информации, которая находится на этом компьютере.
Поэтому Интернет-адресов должно быть много, очень много. Ведь к Интернету подключены миллионы, а может быть, даже миллиарды компьютеров, и на каждом может находиться не один, а несколько сайтов. Те, кто разрабатывал систему адресации Интернета, предусмотрели, такую необходимость. Интернет-адрес состоит из 32 двоичных цифр. Адрес такой длины позволяет записать более 4.29 миллиарда адресов. Этого достаточно. Пока достаточно!
Поскольку для человека неудобно записывать, читать и запоминать Интернет-адрес компьютера в виде длинного двоичного числа, состоящего только из единиц и нулей, адрес обычно записывают в виде четырех десятичных чисел, каждое из которых не превышает 255 и от других чисел отделено точкой. Например, 213.174.157.134. Правда, так удобнее?
Удобнее, но не слишком. Нельзя ли, чтобы цифр было еще меньше?
Можно, почему бы и нет! Цифровому Интернет-адресу можно поставить в соответствие так называемое доменное имя. Доменное имя уникально, так же как Интернет-адрес. Для написания доменного имени используются английские буквы, цифры и еще несколько специальных значков. Пример доменного имени: google.com. Правда, это гораздо проще запомнить, чем 194.90.196.117?
Доменное имя – это то, что мы вводим в адресную строку браузера, желая попасть на нужный сайт. Если вместо доменного имени ввести Интернет-адрес, результат будет тот же. Людям удобнее использовать доменное имя, а компьютерам – Интернет-адрес. Поэтому одной из основ сети Интернет является так называемая Система Доменных Имен (Domain Name System), благодаря которой доменное имя мгновенно переводится в Интернет-адрес и наоборот.
До появления Интернета слово «домен» (domain) было не так распространено, как сейчас, и означало оно «феодальное владение». Всего сто лет назад в русском языке это слово знали, вероятно, только историки-медиевисты да любители Вальтера Скотта.
Подобно тому, как в средние века феодалы образовывали иерархию, «феодальную лестницу», домены тоже находятся в отношениях подчинения друг к другу. Это отражается в доменном имени. Например, levistrauss.ucoz.com – доменное имя, имеющее три уровня.
Иерархию доменов, отраженную в доменном имени следует разбирать справа налево, от точки к точке. Например, в вышеуказанном доменном имени самый верхний, домен первого уровня – com. Этот домен объединяет сайты коммерческой направленности. Есть и другие домены первого уровня, например, net объединяет сайты, связанные с развитием и обслуживанием сети Интернет, org – сайты различных организаций, ru – национальный российский домен. До сих пор жив и используется национальный домен su, выделенный когда-то Советскому Союзу.
Распределение по доменам первого уровня достаточно условно. Например, сайт fishki.net – сайт приколов на русском языке, и к обслуживанию сети он никакого отношения не имеет. Точно так же некоторым странам достались «говорящие» домены первого уровня, в которых регистрируются не только национальные сайты. Например, в домене первого уровня tv, принадлежащем государству Тувалу (найдите его на карте!) регистрируются телевизионные компании.
Доменное имя второго уровня – это, чаще всего название компании или какое-либо другое «говорящее» имя. Например, google.com – сайт всем известной компании. Я думаю, что все поймут также, кому принадлежит сайт с доменным именем levistrauss.com. Бывает, что компания занимает домен второго уровня, меченный своим именем, в нескольких доменах первого уровня. Например, uСoz – компания, предоставляющая всем желающим бесплатный конструктор Интернет-сайтов, имеет сайты в нескольких доменах первого уровня: ucoz.com, ucoz.ru, ucoz.ua. В качестве упражнения можно проверить, чем эти сайты отличаются друг от друга.
Доменное имя третьего уровня обычно дополняет доменное имя второго уровня. Например, ru.wikipedia.org – начало русскоязычного раздела Интернет-энциклопедии «Википедия», которая позиционирует себя, как некоммерческую организацию. Доменное имя levistrauss.ucoz.com принадлежит совсем не сайту компании, производящей джинсы, а сайту, посвященному жизни и деятельности основателя этой компании, созданному с помощью бесплатного конструктора сайтов компании uCoz и размещенного на сайте этой компании.
Доменные имена регистрируются в специальной международной организации за определенную плату. Поэтому доменное имя является собственностью того, кто его зарегистрировал. «Говорящие» доменные имена могут быть предметом купли-продажи, и иногда тот, кто зарегистрировал «красивое» имя, может получить от его продажи «красивые» деньги. А может и не получить. Ведь никто не мешает вместо занятого кем-то явно на продажу доменного имени deneg.net зарегистрировать свое доменное имя babok.net!