Любой бизнес не может существовать без планирования. А новый бизнес тем более. Перед открытием своего дела предпринимателю просто необходимо составить бизнес-план для понимания и видения развития всех направлений деятельности предприятия.
Итак, что такое бизнес-план и как его грамотно построить?
Бизнес-план – это перспективный план на развитие предпринимательской деятельности, составленный на определённый период , как правило на три года или пять лет. В нем изложено описание бизнеса, его цели и шаги для их достижений, а также экономическое обоснование всех действий предпринимателя.
Стоит добавить, что бизнес-план – это документ, который используется как для внутренних, так и для внешних целей.
Внутреннее использование бизнес-плана подразумевается в кругу сотрудников предприятия (бизнеса) и, естественно, самим руководителем. Внешнее использование обычно проводится для потенциальных инвесторов или органами власти в процессе проверок. Также бизнес-план может быть рассмотрен сотрудниками банков в случаях, когда решается вопрос о выдаче кредита при финансировании какого-либо проекта предприятия.
Внутреннее использование бизнес-плана происходит в рамках ознакомления сотрудников с коммерческой тайной предприятия, разглашение которой влечет за собой ответственность.
А теперь поговорим о создании бизнес-плана.
Бизнес-план нужен предпринимателю , прежде всего, для собственного понимания, как будет развиваться его бизнес: от самых азов создания до стратегического планирования на перспективу, к примеру, на пять лет.
Так как у каждого предпринимателя свой взгляд на развитие бизнеса, то каждый бизнес-план будет являться неповторимым и уникальным по-своему. Однако есть общие правила относительно того, как должна выглядеть структура бизнес-плана.
Как должна выглядеть структура бизнес-плана?
Первый раздел должен содержать описание проекта. Эта часть, как правило, обзорная, в которой содержится описание бизнеса - от названия и целей создания до сроков реализации.
Во втором разделе проводится описание предприятия. Здесь содержится информация о предприятии – от названия, юридического и фактического адреса и контактов – до сферы деятельности.
Третий раздел включает в себя описание производимого предприятием продукта или предоставляемой услуги.
Четвертый раздел – маркетинговый. В этом разделе обычно содержится информация о рынке, конкурентах, а также размещается маркетинговый план развития предприятия. При составлении данного раздела нужно иметь в виду, что плохо проработанный маркетинговый план проекта может стать причиной провала проекта.
В пятом разделе предпринимателю рекомендуется привести показатели по развитию производства продукции. В данном разделе размещается производственный план предприятия.
Финансовый план предприятия раскрывается предпринимателем в шестом разделе бизнес-плана. Стоит обратить внимание, что этот раздел считается одним из самых сложных и самых важных при составлении. От грамотности составления данного раздела зависит успех развития всего бизнеса. Именно этот раздел будет в будущем интересовать инвесторов и кредиторов. Ошибки в расчётах в данном разделе недопустимы. Если для предпринимателя является проблемой самостоятельное составление финансового плана предприятия, то рекомендуется обратиться к экспертному консультанту.
Седьмой раздел обычно содержит информацию о структуре организации. В данном разделе размещается организационный план. Предприниматель при составлении этого раздела должен ответить на вопросы: каким он видит организацию на начальном этапе и в перспективе, какой будет ее структура, как будут распределены функциональные обязанности между сотрудниками. Также в разделе прописывается план управления проектом.
В восьмом разделе прописывается график реализации проекта. Рекомендуется его выполнить в форме таблиц, в также использовать схематическое изображение показателей.
Следующий, девятый раздел, посвящен рискам. Предприниматель проводит анализ всех рисков, которые могут сопровождать его проект. Он дает прогноз и его оценку.
И заключительный, десятый раздел, содержит все приложения, необходимость которых в бизнес-проекте проводится на усмотрение предпринимателя. Обычно в приложения выносят копии учредительных документов, маркетинговые исследования, рекомендательные письма и отзывы партнеров, информацию из СМИ, рекламную информацию в виде проспектов или листовок, копии сертификатов, лицензий, патентов и др.
Как видно из статьи, составление бизнес-плана – это нелегкая задача, которая требует достаточно много времени, задача, которую зачастую не под силу выполнить предпринимателю самостоятельно. К счастью, сегодня можно обратиться за помощью к профессиональным консультантам, которые являются экспертами в данной области. Однако стоит дать практичный совет начинающим предпринимателям – не отстраняйтесь от процесса создания бизнес-плана, отдав эту задачу экспертам «под ключ». Отдаление от данного процесса не принесет пользы, а участие в обсуждении всех деталей поможет лучше понять принцип развития своего бизнеса, прочувствовать его до мелочей, что, в свою очередь, поможет в успешной его реализации на практике.