icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладислав „ерных
»нтересные факты

«наете, как и почему √овард Ћавкрафт стал Ђотцомї самых неверо€тных чудовищ?

  • 1172
  • 12

«наете, как и почему √овард Ћавкрафт стал Ђотцомї самых неверо€тных чудовищ?

ѕ
Ђѕх'нглуи мглв'нафх  тулху –'льех вгах'нагл фхтагнїЕ ѕрочитав или услышав такую неудобопроизносимую фразочку, непосв€щЄнный человек, скорее всего, сочтЄт еЄ гор€чечным бредом или имитацией звуков при полоскании горла. “е же, кто знаком с творчеством √оварда Ћавкрафта, об€зательно представ€т себе бормочущих вышеупом€нутую мантру адептов культа  тулху - жуткого неописуемого монстра, лежащего на дне океана в ожидании пробуждени€. ќн кочует из рассказа в рассказ, от автора к автору, облик его ужасен, невидимые ментальные щупальца этого порождени€ мрака т€нутс€ к мозгу каждого живущего на «емле, вторгаютс€ в сны и свод€т с ума.

ћенее известны, но столь же ужасны другие неверо€тные существа так называемого ЂЋавкрафтовского хоррораї - Ќь€рлатхотеп, …ог-—отот, Ўуб-Ќиггурат, ƒагон, јзатот и масса других, выпущенных в культурное пространство человечества Ђсумрачным гениемї своего творца. ѕожалуй, никому другому не удавалось так блест€ще передавать в литературных произведени€х психологическую атмосферу чудовищного, иррационального ужаса перед неведомым. ƒаже в тепле и уюте м€гкого кресла знакомство с его персонажами вызывает дрожь по телу, а уж когда наступает ночь и призраки ¬оплощЄнного «ла начинают вползать в ваши сновидени€ Ц бр-р-р! Ќемудрено и пробудитьс€ с диким воплем, попутно прерыва€ сладкий сон перепуганных домашних!

 то же он такой Ц √овард ‘иллипс Ћавкрафт, и почему его жуткие творени€ столь пугающе воздействуют на читателей? Ќаверное, истоки своеобразного таланта надо искать ещЄ в ранних детских годах автора. –одилс€ √овард в 1890 году в городе ѕровиденс, что на северо-востоке —Ўј, в возрасте трех лет перенЄс первую серьЄзную психологическую травму Ц его отец с нервным срывом и умопомешательством попал в лечебницу, откуда уже не вышел. ћать мальчика, тоже не отличавша€с€ крепким душевным здоровьем, практически изолировала его от окружающего мира и редко разрешала выходить из дома, даже в школу отпуска€ с неохотой.

ёный √овард был вынужден коротать врем€ в дедушкиной библиотеке, там он приохотилс€ к чтению готических романов и древней классической литературы. Ѕольшое вли€ние на √оварда оказали произведени€ Ёдгара ѕо. ј знакомство с арабскими сказками породило одного из основных персонажей его будущих рассказов Ц Ѕезумного араба јбдула јльхазреда, автора нечестивой магической книги ЂЌекрономиконї. —вои ранние произведени€ автор даже подписывал этим именем.

¬прочем, первыми литературными опытами √оварда были не рассказы ужасов, а статьи по астрономии в школьной газете, а потом и в научных журналах. ≈му прочили научное будущее, однако в это врем€ на семью обрушились финансовые затруднени€, которые привели юношу к нервному срыву. ¬ результате школа осталась неоконченной, попытка поступить в университет тоже провалилась. Ћавкрафт ушел в себ€ и пребывал в добровольном затворничестве более п€ти лет. ’от€ ещЄ в школе он написал первое художественное произведение в жанре хоррора Ц рассказ Ђ«верь в подземельеї, далее в течение более чем дес€тка лет немногочисленные читатели знали Ћавкрафта, как поэта.

¬озвращение автора к фантастике произошло в 1917-м, причем очень своеобразно. — детства √оварда мучили ночные кошмары с жуткими монстрами Ц Ђночными мверз€миї, многое из пережитого в этих снах нашло отражение в творчестве. ќднажды после очередного панического пробуждени€ он записал свой сон, и впоследствии опубликовал его под названием Ђƒагонї в журнале ЂWeird Talesї. –ассказ имел некоторый успех, за ним последовали другие. ѕо мере роста попул€рности автор стал вести обширную переписку со многими писател€ми-фантастами, порой обменива€сь иде€ми и персонажами. ќсобенно тесным подобное творческое общение было с –обертом √овардом, Ђотцомї знаменитого  онана-варвара. Ќеудивительно, что в книгах обоих авторов порой упоминаютс€ одни и те же ƒревние Ѕоги, потусторонние ритуалы и магические манускрипты.

Ќельз€ не упом€нуть и о вли€нии на творчество Ћавкрафта весьма почитаемой им живописи »еронима Ѕосха Ц вс€кий, кто видел его картины, наверн€ка удивл€лс€ и ужасалс€ кошмарным чудовищам, насел€ющим мир живописца. Ћавкрафтовские ƒревние, или —тарейшины, столь же чужды и противны человеческому разуму, они вызывают оторопь на подсознательном уровне именно из-за того, что полностью не соответствуют привычной людской логике. √ерои автора, столкнувшись с потусторонним злом, чаще станов€тс€ жертвами не зубов или когтей, а нечеловеческого ужаса и жестокого ментального воздействи€, привод€щего к умопомешательству. –€д рассказов может служить чуть ли не пособием по психиатрии Ц настолько реалистично в них описано разрушение разума человека, порабощЄнного запредельной жутью.

≈щЄ одним фактором, косвенно повли€вшим на сюжеты писател€, стала неудачна€ женитьба. ѕосле свадьбы по насто€нию жены молодожЄны поселились в Ќью-…орке, и после тихого ѕровиденса город показалс€ √оварду сущим адом. ќсобенно сильную непри€знь вызывали в нЄм бесчисленные мигранты из јзии и јфрики. Ќе выдержав жизненной суматохи, Ћавкрафт рассталс€ с супругой и вернулс€ на родину, а в р€де его рассказов стали по€вл€тьс€ туземные Ђвырожденческие племенаї, прислуживающие силам зла.

¬ 1927 году √овард Ћавкрафт публикует эссе Ђќ сверхъестественном ужасе в литературеї, где анализирует творчество многих авторов, обратившихс€ к Ђпугающемуї жанру. ¬ нЄм он утверждает, что человеческий разум не способен осознать всех сложностей и взаимосв€зей мира, и только невежество спасает нас от потери рассудка, неминуемой в том случае, если человечество когда-либо откроет Ђужасающие виды реальной действительностиї. —южеты своих рассказов Ћавкрафт основывает на той предпосылке, что людские интересы, законы и эмоции не имеют никакой ценности в безграничных ѕространстве и ¬ремени, равнодушных к страдани€м любых биологических форм.

Ћавкрафт прожил недолгую жизнь, в возрасте 46 лет он умер от рака. ѕри жизни его произведени€ были не слишком известны массовому читателю, подлинную славу Ђотцуї немыслимых чудовищ принесли авторы-последователи. ќпира€сь на лавкрафтовские Ђћифы  тулхуї, Ђ—мертельные историиї и другие циклы, писали свои Ђужастикиї јвгуст ƒерлет, —тивен  инг,  лайв Ѕаркер. ∆уткие персонажи автора обрели известность во всЄм мире, их охотно эксплуатируют кинематографисты, создатели компьютерных игр и современные писатели.

ѕожалуй, самым попул€рным из этих чудовищ стал упом€нутый в начале статьи  тулху Ц один из ƒревних, пришедших к нам из других миров и пространств. ѕо Ћавкрафту, он соедин€ет в себе черты гигантского осьминога и дракона, вместе с тем частично антропоморфен. ѕогруженный в глубокий сон, лежит он на дне “ихого океана в развалинах древнего дочеловеческого города –'льех и ждЄт, когда верное положение звЄзд поднимет город из вод и пробудит сп€щего. » тогда жутка€ мощь его извращенного разума поработит умы всего человечества.

ѕопул€рность отталкивающего зелЄного монстра достигла пика в 2006 году, когда российского президента на пресс-конференции спросили, чего стоит ждать от пробуждени€  тулху. ћожно констатировать, что придуманные Ћавкрафтом персонажи стали в один р€д со старинными человеческими страшилками вроде Ѕабы-яги, оборотней или вампиров, изр€дно превзойд€ всех их в отвратности своей сути. –ождЄнные странным вывертом гор€чечной фантазии √оварда Ћавкрафта образы успешно продолжают щекотать нервы многим любител€м Ђчерного фэнтезиїЕ

top
Halida Rojkova

—тать€ превосходна€! ¬ладислав, ¬ы отлично поработали!++++++

spe
¬ладислав „ерных

Ќадежда, ¬ы будете сме€тьс€... ѕутин посоветовал читать Ѕиблию,  оран или “алмуд (почему не “ору?). ¬еро€тно, имелось в виду, что остальное чтение вредно )))

mas
≈вгений Ѕагдерин

¬ жизни итак много ужасов, ничего придумывать не надо. Ќо элементы фантастики успокаивают читател€ своей неправдоподобностью. ”жас отходит на второй план , а на первый выступает интерес. —тать€ отлична€ и интересна€!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+