А если есть спрос, значит, будет и предложение. Что нужно сделать для того, чтобы доставка готовой еды приносила доход? Сначала разберемся с терминологией. Доставка еды, приготовленной кем-то, – это вид курьерской работы. А доставка еды, приготовленной в вашем кафе или пиццерии, - это уже серьезный шанс заработать деньги.
Проведем анализ достоинств и недостатков первого варианта. Работа курьером не может быть долгосрочной, она подходит только в качестве временной занятости. И то при условии, что находится недалеко от места вашего жительства или учебы, иначе большая часть заработанных денег уйдет на транспортные расходы. Наверное, поэтому курьерами чаще всего работают молодые люди – студенты или временно неработающие.
Прежде чем подписать договор, уточните график работы и принцип оплаты. Все выяснили? Можно приступать, но помните, что развозить готовую еду выгодно только, работая на «раскрученную» фирму и получая процент от продажи. Заработка хватит на карманные расходы и не больше. К тому же нет карьерного роста, а для молодых и амбициозных людей это условие - большой минус. Вывод: первый вариант выгоден только в качестве приработка.
Анализируем второй вариант. Чтобы заниматься поставкой готовой еды, приготовленной в вашем кафе или пиццерии, нужно:
1. Провести качественный анализ, чтобы понять, какой объем рынка вы будете осваивать. От этого зависит ассортимент и количество готовых блюд.
2. Сделать хорошую рекламу.
3. Провести презентацию.
4. Найти хороших поваров и подобрать персонал.
5. Организовать доставку – это транспорт и курьеры.
6. Найти надежных оптовых поставщиков продуктов и одноразовой посуды.
А теперь несколько слов по каждому пункту. Кому, куда и сколько готовой еды вы будете поставлять? Чтобы ответить на эти вопросы, придется пройти по территории и провести презентацию готовых блюд. Дело это хлопотное и затратное, но необходимое. Не стоит предлагать много блюд, два – три, но из тех, что будут продаваться. Это может быть пицца, пирожки, блинчики, то есть те блюда, которые можно съесть во время обеденного перерыва или во время перекуса. Затратность в этом случае небольшая, но выгода очевидна. Разнообразие готовых блюд достигается заменой начинки, а тесто готовится одно и то же.
Теперь о том, как найти рынок сбыта. Начать следует, конечно, с рекламы. Тут большую роль сыграет кабельное телевидение. Вещание идет как раз на тот регион, который вы собираетесь обслуживать. Угостите и их, не упускайте возможность. Понравится – будут заказывать. Закажите яркие баннеры, растяжки. Придумайте запоминающийся слоган. Не ожидайте, что на вас мгновенно обрушится шквал звонков с заказами. Наберитесь терпения.
Рынок завоевать трудно, поэтому придется приложить усилия и личное обаяние. Не поленитесь и сами обойдите фирмы, банки, магазины, салоны. Если у вас уже есть команда единомышленников, то охват территории можно увеличить. Вот тут на сцену выйдет слово «презентация». На переговоры вы пойдете, «вооружившись» блюдами, которые собираетесь поставлять. От их вкусовых качеств и внешнего вида зависит объем продажи. Так что постарайтесь!
Договорились? Замечательно, а теперь займитесь персоналом. Повара у вас уже есть, курьеров набрали, транспорт на ходу. Кстати, можно пригласить водителей – курьеров с личным транспортом. Теперь на рынок за продуктами. Качество еды напрямую зависит от качества продуктов, из которых она приготовлена. Найти хороших (а это значит, честных, не нарушающих договорных обязательств) поставщиков – дело трудное, но вполне осуществимое.
Все эти перечислены выше пункты должны прорабатываться одновременно. Все готово, процесс запущен. Надо помнить, что от неожиданных потерь в бизнесе никто не застрахован. Но все же есть несколько правил, соблюдение которых позволяет свести к минимуму ущерб.
Если предприятие небольшое, то работает обычно один повар и два помощника. Представьте, что будет, если он уволится или заболеет. Не экономьте на зарплате, наймите двух поваров. Или найдите человека, который выручит вас в форс-мажорных обстоятельствах. Точно так же следует подстраховаться с транспортом и курьерами.
Главное, чтобы клиент получил заказ вовремя. На обеденный перерыв отводится немного времени, и ваше опоздание даже на 5 – 10 минут неприемлемо. Позволите себе это – потеряете клиентов и репутацию.
Многие поставщики готовой еды разоряются еще и потому, что со временем в погоне за количеством позволяют себе снижать качество выпускаемого продукта. Учтите это и не повторяйте чужих ошибок.
И еще несколько слов об ассортименте. Проводите постоянный мониторинг, отслеживайте, какое блюдо продается лучше всего, а какие следует заменить. Предлагайте новые блюда и постоянно совершенствуйте свой бизнес.
Начав с поставки пирожков и пиццы, постепенно можно расширить бизнес и создать сеть поставок готовых блюд или комплексных обедов, а затем кафе, потом ресторан с тем же названием. Дело за малым: разработайте бизнес-план, обязательно проконсультируйтесь со специалистами, изучите основы маркетинга и менеджмента. А главное – верьте в себя!