Использовать свои знания основ программирования для получения выгоды можно нескольким путями. Первый путь - самый распространенный. Устроиться в солидную кампанию и обеспечивать работоспособность установленных программ, потихоньку забывая все то, чему тебя учили.
Второй путь. Пройти месячные курсы в брендовой кампании, получить сертификат и влиться в коллектив разработчиков крупных дорогостоящих проектов, выполняя заказы госучреждений и корпораций. Третий путь – уйти на «вольные хлеба» и самостоятельно, освоив самое востребованное направление программирования, искать заказчиков со скромными заказами и раскручивать свой бизнес.
В действительности, реализация первых двух путей возможна лишь при наличии прочих факторов: протекция, родственные связи, впечатляющий портфолио, весомые резюме, красные дипломы, победа в конкурсе, внешние данные, предварительная встреча в дорогом ресторане и т.д.
Попробуем разобраться, насколько выгодно встать на третий путь с направлением - WEB программирование? Затрат практически никаких, кроме ПК, оплаты за интернет и недорогой хостинг. Прежде всего, надо попробовать создать свой демонстрационный сайт. Следует определиться с системой управления контентом (CMS) , прочитать документацию, изучить возможности, отзывы, посмотреть готовые сайты, скачать, находящиеся в свободном доступе дистрибутивы. Из самых популярных open source это “Joomla”,”Ru-Mambo”,”4Site”, “Denwer”, “Parser”. Open Source разработчики на своих сайтах охотно выкладывают различные шаблоны и локализации, компоненты, модули и плагины. На форумах без высокомерия и снобизма посоветуют как решить любую проблему, найти ошибку или решение, оценить проделанную работу. Не случайно «Joomla» в переводе с суахили «Все вместе».
На главной странице своего сайта поместите информацию о себе, своих планах и контактах. После того как вы убедились, что сайт строение это то, что у вас получается. Попробуйте бесплатно сделать странички для своих знакомых и близких и разместить их на открытых хостингах. И вот, в один прекрасный день вам напишет в гостевой книге или позвонит ваш первый заказчик.
В вашем регионе наверняка уже есть организации или предприниматели, которые занимаются разработкой, размещением и сопровождением сайтов. Посмотрите на их продукцию и расценки. Они будут ориентиром в вашей ценовой политике.
Крупные заказчики, которые заложили в своих бизнес-планах затраты на рекламу и сайт, обращаются, чаще всего, в компьютерные фирмы, которые уже давно работаюn в этой сфере. Ваш заказчик - малобюджетные организации, частные предприниматели, малые предприятия, которые не могут позволить себе большие расходы на сайт. Этот сегмент потребителей услуг по веб проектированию значительно больше. Но они, как правило, более прагматичны.
Сайты могут быть разными по сложности:
- статические ( без обратной связи, заказов, электронных платежей, баз данных). Они не требуют постоянного сопровождения;
- динамичные, интерактивные, включающие сложные модули, базы данных, аналитику, RSS ленту. Здесь без постоянного сопровождения не обойтись. Поэтому следует предусмотреть либо обучение персонала заказчика пользоваться CMS, либо сопровождать сайт самому за оговоренную плату (помесячно или поквартально).
Отношения с заказчиком нужно строить на основе трудового соглашения. Это важно, поскольку очень часто в процессе работы у заказчика могут поменяться планы. Если изменения серьезные и потребуют дополнительной работы, надо заключать дополнительное соглашение. Откройте счет в банке, некоторые заказчики предпочитают безналичную оплату, требуют дополнительную документацию (Счет-фактура, Акты выполненных работ и т.д.).
Работа в сфере услуг имеет свои особенности и правила. Контактируя со своими заказчиками, надо сделать все, чтобы расположить к себе клиента, но не быть при этом слишком навязчивым. Уважайте клиента, выполняйте работу творчески, качественно и в установленные сроки. Тогда « народ потянется» к вам, а вместе с ним и выгода. Незаметно придет время, когда придется создавать собственную фирму, с творчески работающим коллективом. Но это уже другая история.