icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Евгений Багдерин
Выгодные советы

Выгодна ли франшиза?

  • 1702
  • 2

Выгодна ли франшиза?

Д
Дословный перевод, предлагаемый русско-французским словарем, слова франшиза ( фр.franchise) – льгота, привилегия, вольность, освобождение от налогов. Вряд ли, этот перевод что-нибудь добавит существенного к пониманию франчайзинга – одной из распространенных моделей создания и продвижения бизнеса. Чтобы понять, что бизнесмены и маркетологи вкладывают в это понятие, давайте вспомним горбачевскую эпоху первоначального накопления, когда «творцы» НТТМ (научно техническое творчество молодежи), и без того, обладающими многочисленными льготами и привилегиями, открывали в подвалах жилых домов кооперативы и российский рынок наполнялся товарами с яркими лейблами от известных фирм. Неискушенные, наивные потребители покупали все подряд и подолгу не снимали эти товарные знаки, чтобы произвести впечатление на окружающих и знакомых.

Много позже, когда мы научились распознавать качество товаров, наши бывшие комсомольские функционеры уже заняли места, в дорогих уютных офисах, имея солидные счета в европейских банках. Девственный социалистический рынок с зашкаливающей по тем временам нормой прибыли, принёс перестроечным ловчилам фантастический первоначальный капитал. Между тем присоединение к чьей-то славе, успеху, использование известного имени за определенную плату, в практике предпринимательства, носит вполне законный и юридически обоснованный характер.

Франчайзингом называют - предоставление комплекса льгот, благ, от использования бренда, бизнес-модели, товарных знаков, лицензии, рекламы известными производителями, оформленными договором в соответствии с законами об охране интеллектуальной собственности за определенную плату. Все эти льготы называются франшизой, а того, кто их предлагает, называют франчайзером. Для того, чтобы товар был легко узнаваем и пользовался спросом у потребителей нужно вложить немалые средства в маркетинговые и рекламные мероприятия. Чтобы заработать свое имя на рынке, при нарастающей конкуренции, потребуется, кроме этого, и немалое время. А что если взять это имя «напрокат»?

Сколько стоит франшиза, каковы размеры затрат для организации бизнеса? Рынок франшизы многообразен, здесь нет фиксированных цен. Они складываются из индивидуальных условий, региональных возможностей и сроков окупаемости. Например, холдинг «Домо», занимающийся продажей электробытовой техники для домашнего пользования, предлагает франчайзи. После подписания договора, необходимо оплатить паушальный (единовременный) взнос в размере 25 000 долларов. Но это не все, потребуется ещё 60 000 долларов на реконструкцию помещения в соответствии с корпоративными стандартами франчайзера и до 140 000 долларов для приобретения товаров, подготовленных холдингом. Срок возвращения инвестиций 1,5 года. Таким образом, предстоит настроиться на расходы в размере 250-300 тыс. долларов.

Насколько это выгодно?

- франшиза даёт возможность получить готовый, уже раскрученный бренд, снимающий необходимость затрат на узнаваемость товара,

- владелец франшизы хорошо информирован о том, насколько раскручен этот бренд в регионе, поэтому с первых дней он получает возможность получать прибыль с нуля, избегая неизбежные риски при открытии собственного бизнеса,

- отпадает необходимость тратить средства и усилия на разработку дизайна собственного дела,

- некоторые франчайзеры продают документацию на производство, технологии и оборудование, включая его стоимость в паушальный взнос,

- рекламная поддержка на федеральных каналах и СМИ, таким образом заботы о рекламе снимаются,

- при приобретении готовой бизнес-модели отпадает необходимость подготовки документов и обращения за кредитами, если эти условия прописаны в коммерческой концессии,

- франчайзер гарантирует квалифицированную поддержку, содействие и консультативное сопровождение совместного бизнеса,

- несомненное преимущество, предоставляемое франшизой эксклюзивное право на ведение бизнеса в регионе, что исключает возникновение конкуренции,

- бесплатное обучение персонала; курсы, семинары, тренинги обмен опытом.

Но, не все так прекрасно. У франшизы есть и свои недостатки:

- во-первых, за право обладания готовым бизнесом придется выложить немалые деньги,

- во-вторых, договор франшизы предусматривает жесткие условия и правила, несоблюдение которых беспощадно наказывается штрафами, вплоть до лишения права на франшизу,

- в-третьих, условия договора составляют юридические отделы франчайзера, нацеленные на выгодные условия для компании, поэтому необходимо тщательно анализировать эти юридические тонкости, привлекая опытных юристов,

- в-четвёртых, франчайзер накладывает определенные ограничения на развитие бизнеса.

- запрещается вводить новые услуги, внедрять собственные разработки и идеи, закупать сырьё и материалы у сторонних поставщиков даже по выгодным ценам, что значительно сковывает творческие возможности предпринимателя по снижению затрат,

- не исключается риск банкротства и передачи дела другим собственникам.

Тем не менее, этот вид бизнеса в нашей стране чрезвычайно популярен, особенно для тех, кто только вступает в рискованный, но манящий и многообещающий мир бизнеса. Почти четверть всех франчайзинговых отношений в РФ приходиться на компании с мировым именем, что уже принесло нашей экономике более 650 млн.$ инвестиций.

mas
Марк Блау

Самая популярная в мире франшиза, мне кажется, "Мак-Дональдс".

top
Halida Rojkova

Использовать свои идеи выгодно, не каждый может построить бизнес с нуля.+++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+