Но ковер – не только признак достатка. Ковер всегда еще и произведение искусства. И стоит такое произведение, как правило, не дешево. Ведь для его изготовления требуется долгий и кропотливый ручной труд.
Ковры изготавливают из шерстяной пряжи, которую окрашивают в разные цвета с помощью естественных или химических красок. Химические краски – более сочные, яркие и более устойчивые. Источником естественных красок являются корни растения морены, охра, шафран, индиго, ромашка и многие другие растения, минералы и даже животные. Так, из маленького жучка кошенили получают яркую алую краску.
Сам процесс ковроткачества немного напоминает обычное ткачество. Основа ковра – это нити, на которые в определенном порядке повязываются окрашенные шерстяные или шелковые нити. Нити повязываются вручную. Для этого нужны тонкие пальцы и изрядная ловкость. Поэтому при производстве ковров издавна образовалась своеобразная специализация. Мужчины стригут баранов, женщины плетут шерстяные нити, а мужчины красят получившиеся нити в самые разные цвета. Потом женщины ткут из шерстяных ниток ковры, а мужчины этими коврами торгуют.
С каких пор люди занимаются ковроткачеством? Тканые картины, напоминающие современные гобелены, были найдены в гробницах египетских фараонов и датируются 10 веком до н.э. Но самый древний ворсовый ковер, известный в наше время, был создан в 5 веке до н.э. Ковер этот был найден в курганном могильнике на Алтае, но это совсем не значит, что именно там он был изготовлен. По мнению историков, район «изобретения» и массового изготовления ковров – Центральная и Западная Азия. Да и сейчас самые красивые ковры производят в Иране (Персии), Азербайджане, Туркмении, в Армении и в Турции. Скорее всего ковры начали ткать кочевники, у которых было в достатке шерсти, а кроме того, была необходимость в утеплении их юрт. Ведь климат на Иранском нагорье, в Средней Азии и в Афганистане континентальный – летом жарища, а зимой – пронизывающий холодный ветер и даже снег.
Один из главных центров производства ковров – Иран. «Персидский ковер» в – это бренд, характеризующий ковры высочайшего качества и неповторимой красоты. Старейший из известных в наше время ковров, как установили историки, был произведен в Персии в 5 веке до н.э. Дворцы персидских царей украшало огромное количество ковров, и это было еще одним символом их потрясающего богатства.
У персидского шаха Хосрова I (6 век н.э.) во дворце был гигантский ковер размером 122 метра в длину, 30 метров в ширину, который весил несколько тонн. Ковер этот назывался «Весенний» и на нем был изображен цветущий парк. Этот ковер считается самым дорогим ковром в истории.
Ковры изготавливали в разных городах Персии, и каждый город производил свои особые ковры. В Тебризе производили яркие шерстяные и шелковые ковры с растительным рисунком. Самый известный из тебризских ковров называется «Шейх-Сефи». Этот ковер 16-го века имеет ширину 5.34 м, а его длина составляет 10.51 м. Сейчас он хранится в Лондоне в музее Виктории и Альберта.
В 1514 году Тебриз захватили турки. Великолепные ковры тебризских мастеров стали трофеями (очень дорогими трофеями). Самих же ковроделов взяли в плен и переселили в пределы Османской империи. Таким образом ковроткачество распространилось по территории всей Малой Азии.
Туркменские ковры – это тема для отдельного рассказа. Туркменские ковры яркие, с необычным узором и, кроме того, «говорящие». Каждое из туркменских племен изготавливало ковры со своим особенным узором. Вроде того, как в Шотландии каждый клан имел свой узор килта. Таким образом, ковры были свидетельством племенной принадлежности, своеобразным знаменем.
В Туркмении находится единственный в мире музей Туркменского ковра, а в последнее воскресенье мая в этой стране отмечают День Туркменского ковра.
Свои особенности имеет ковроткачество в Армении и в Узбекистане.
Одним из самым дорогих ковров в мире в настоящее время считается ковер, который в 19-м веке сплели в Индии, в княжестве Барода. Его размер не слишком велик – 173 см на 264 см. Но он расшит жемчугом и украшен бриллиантами, рубинами и изумрудами. На шелковый ковер нашито в общей сложности 2.2 миллиона бусин и жемчужин. Махараджа, заказавший ковер, предполагал отправить его в качестве подарка в Медину и украсить находящуюся там гробницу пророка Мухаммада. Но махараджа внезапно скончался, и ковер перешел во владение его родственников. Этот ковер был продан на аукционе «Сотбис» в столице Катара Дохе за 5 миллионов долларов.
Но чемпионом по цене является персидский ковер, изготовленный в начале 17 века. В июне 2013 года его продали на торгах аукционного дома «Сотбис» за 33,7 миллиона долларов.
Этот ковер поступил на аукцион из вашингтонского музея «Corcoran Gallery of Art». В начале 20-го века его подарил музею финансовый магнат Уильям Кларк.