Устройство любой люстры довольно простое. Она состоит из нескольких ламп (которые иногда выполняются в виде свечей). Лампы закрепляются на металлической арматуре. От того, как эта арматура собрана, зависит внешний вид люстры. Лампы окружаются различными устройствами для рассеивания света. Рассеивающие устройства усиливают яркость освещения и повышают коэффициент полезного действия люстры. Очень часто рассеивающие элементы изготавливают из хрусталя. Хрустальная люстра сверкает, искрится и радует глаз. Как уже говорилось, люстра подвешивается к потолку и может спускаться для замены осветительных элементов или для чистки.
Люстры появились в Европе в Средние века. Они применялись в первую очередь для освещения больших помещений, дворцов и церквей.
В православных церквях центральная люстра называется паникадилом. Это слово имеет греческое происхождение и восходит к слову «поликандилон» («многосвечие»). Но русский язык освоил это красивое слово, по-хулигански переставив буквы. В результате многотонную люстру часто стали путать с кадилом, небольшим сосудом для курения благовоний во время молитвы. У Э.Багрицкого в поэме «Дума про Опанаса»
Револьвер висит на цепке
От паникадила
У церковной люстры «цепочка» была такая большая, что револьвер на нее не подвесишь! То, что сближение церковной люстры и кадильницы было достаточно распространенным, свидетельствует и ошибка И. С. Тургенева, в повести «Степной король Лир», где дьячок раздувает ладан в старом медном паникадиле.
Люстры по-прежнему используют для освещения (не освящения!) храмов: и церквей, и синагог, и мечетей. Кстати, самая большая в мире люстра была зажжена в конце июня 2010 года в мечети в Дохе (это столица ближневосточного государства Катар). В этой люстре излучают свет 165 тысяч светодиодов, которыми управляет специальное электронное устройство.
Другими помещениями, в которых одновременно собиралось множество людей, в Европе стали театры. Освещение закрытого со всех сторон зрительного зала было большой проблемой, для решения которой стали применять люстры. Перед началом представления люстры спускали в партер и «заправляли» горящими свечами. Время горения свечей было равно продолжительности одного действия. Действие кончалось, зрители выходили из зала, люстру опускали и «заряжали» горящими свечами для следующего действия. Сидеть под такой люстрой было небольшое удовольствие. Сверху капал расплавленный воск и портил одежду у тех, кому не повезло занять места в партере. Здесь было два выхода. Зрители надевали широкополые шляпы для защиты от воска. Администрация же старалась повесить люстру не над партером, как это принято сейчас, а над сценой. Естественно, что во времена свечных люстр, спектакли шли при полном освещении. Это следует помнить, когда читаем у Пушкина:
Театр уж полон, ложи блещут,
Партер и кресла – все кипит.
В райке нетерпеливо плещут
И, взвившись, занавес шумит.
Театральные люстры были не только осветительными приборами, но одновременно они являлись украшением зала. И довольно скоро знаменитые оперные театры стали «меряться» друг с другом и этим украшением.
Следует сказать, что никто никогда не проводил официального конкурса театральных люстр. Поэтому в ответе на вопрос, сформулированный в заголовке, полное раздолье для волюнтаризма (не побоимся этого слова). К тому же люстра всегда является частью убранства зрительного зала и смотрится в едином ансамбле с этим залом, с убранством кресел и лож, с лепниной и настенными украшениями. Наконец, люстра может быть даже героем театральных легенд, чем добавлять славы театру.
Так, в Парижской Опере, 20 мая 1896 года шла ныне забытая опера «Гелла» из древнегреческой жизни. (Гелла из «Мастера и Маргариты» здесь не при чем). В конце первого акта примадонну вызвали на бис. В этот момент все в зале увидели под потолком яркую вспышку. Послышался громкий звук, полетели клубы пыли, и двухсоттонная хрустальная люстра покачнулась. Если бы она рухнула вниз, как говорят некоторые легенды, количество жертв измерялось бы сотнями. Но к счастью люстра удержалась на месте, сорвался же один из 700-килограммовых противовесов, которые удерживали люстру. Противовес пробил стену 4-го яруса, произвел серьезные разрушения, но жертв оказалось только две женщины. Одна из них была ранена, а другая (сидевшая в кресле №13!) – убита. Нет, все же без чертовщины здесь не обошлось. А если припомнить, что всего за два дня до этого в далекой Москве произошла давка на Ходынском поле... Недаром через несколько лет французский писатель Гастон Леру (Gaston Leroux) написал готический роман «Призрак Оперы», действие которого разворачивается в здании парижской Оперы, а люстра-таки обрушивается в зрительный зал! Так что теперь многие считают, что люстра все-таки падала.
Как уже говорилось, вес люстры в Парижской Опере – двести тонн. Она обильно декорирована хрусталем и величественно сверкает перед началом спектакля и в антрактах. Дополнительное великолепие люстре придает потолок-плафон, расписанный в 1964 году Марком Шагалом. Нет, воистину прекрасное создание!
Но, как уже было сказано, никаких официальных конкурсов на звание «лучшей люстры» никогда не проводилось. Поэтому и огромная хрустальная люстра Большого театра может считаться самой красивой театральной люстрой, хотя никогда в зал она не падала. Кто-то же будет отстаивать первенство люстры миланского театра Ла-Скала. Люстра, правду сказать, достаточно скромная по сравнению с парижской. Но ведь это же Ла-Скала!
А вот в американском городе Кливленде (штат Огайо) самую большую в мире люстру повесили не в зрительном зале, а снаружи, на площади Playhouse Square. Сюда, на эту площадь, выходят фасады пяти городских театров. Высота люстры – 6 метров, ее хрустальная «одежда» состоит из 4200 кусочков. И при этом люстра не упадет и не будет повреждена даже очень сильными ветрами, которые в этих краях не редкость.