icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
—емен ÷ыгановский
»нтересные факты

¬ каком театре висит сама€ красива€ люстра?

  • 1774
  • 10

¬ каком театре висит сама€ красива€ люстра?

Ћ
Ћюстра Ц это потолочный светильник, который обеспечивает €ркое и равномерное освещение в больших помещени€х. Ћюстры по€вились, когда освещение было свечное и, благополучно пережив эру газового освещени€, стали электрическими, а в последнее врем€ даже светодиодными.

”стройство любой люстры довольно простое. ќна состоит из нескольких ламп (которые иногда выполн€ютс€ в виде свечей). Ћампы закрепл€ютс€ на металлической арматуре. ќт того, как эта арматура собрана, зависит внешний вид люстры. Ћампы окружаютс€ различными устройствами дл€ рассеивани€ света. –ассеивающие устройства усиливают €ркость освещени€ и повышают коэффициент полезного действи€ люстры. ќчень часто рассеивающие элементы изготавливают из хрустал€. ’рустальна€ люстра сверкает, искритс€ и радует глаз.  ак уже говорилось, люстра подвешиваетс€ к потолку и может спускатьс€ дл€ замены осветительных элементов или дл€ чистки.

Ћюстры по€вились в ≈вропе в —редние века. ќни примен€лись в первую очередь дл€ освещени€ больших помещений, дворцов и церквей.

¬ православных церкв€х центральна€ люстра называетс€ паникадилом. Ёто слово имеет греческое происхождение и восходит к слову Ђполикандилонї (Ђмногосвечиеї). Ќо русский €зык освоил это красивое слово, по-хулигански переставив буквы. ¬ результате многотонную люстру часто стали путать с кадилом, небольшим сосудом дл€ курени€ благовоний во врем€ молитвы. ” Ё.Ѕагрицкого в поэме Ђƒума про ќпанасаї

–евольвер висит на цепке

ќт паникадила

” церковной люстры Ђцепочкаї была така€ больша€, что револьвер на нее не подвесишь! “о, что сближение церковной люстры и кадильницы было достаточно распространенным, свидетельствует и ошибка ». —. “ургенева, в повести Ђ—тепной король Ћирї, где дь€чок раздувает ладан в старом медном паникадиле.

Ћюстры по-прежнему используют дл€ освещени€ (не осв€щени€!) храмов: и церквей, и синагог, и мечетей.  стати, сама€ больша€ в мире люстра была зажжена в конце июн€ 2010 года в мечети в ƒохе (это столица ближневосточного государства  атар). ¬ этой люстре излучают свет 165 тыс€ч светодиодов, которыми управл€ет специальное электронное устройство.

ƒругими помещени€ми, в которых одновременно собиралось множество людей, в ≈вропе стали театры. ќсвещение закрытого со всех сторон зрительного зала было большой проблемой, дл€ решени€ которой стали примен€ть люстры. ѕеред началом представлени€ люстры спускали в партер и Ђзаправл€лиї гор€щими свечами. ¬рем€ горени€ свечей было равно продолжительности одного действи€. ƒействие кончалось, зрители выходили из зала, люстру опускали и Ђзар€жалиї гор€щими свечами дл€ следующего действи€. —идеть под такой люстрой было небольшое удовольствие. —верху капал расплавленный воск и портил одежду у тех, кому не повезло зан€ть места в партере. «десь было два выхода. «рители надевали широкополые шл€пы дл€ защиты от воска. јдминистраци€ же старалась повесить люстру не над партером, как это прин€то сейчас, а над сценой. ≈стественно, что во времена свечных люстр, спектакли шли при полном освещении. Ёто следует помнить, когда читаем у ѕушкина:

“еатр уж полон, ложи блещут,

ѕартер и кресла Ц все кипит.

¬ райке нетерпеливо плещут

», взвившись, занавес шумит.

“еатральные люстры были не только осветительными приборами, но одновременно они €вл€лись украшением зала. » довольно скоро знаменитые оперные театры стали Ђмер€тьс€ї друг с другом и этим украшением.

—ледует сказать, что никто никогда не проводил официального конкурса театральных люстр. ѕоэтому в ответе на вопрос, сформулированный в заголовке, полное раздолье дл€ волюнтаризма (не побоимс€ этого слова).   тому же люстра всегда €вл€етс€ частью убранства зрительного зала и смотритс€ в едином ансамбле с этим залом, с убранством кресел и лож, с лепниной и настенными украшени€ми. Ќаконец, люстра может быть даже героем театральных легенд, чем добавл€ть славы театру.

“ак, в ѕарижской ќпере, 20 ма€ 1896 года шла ныне забыта€ опера Ђ√еллаї из древнегреческой жизни. (√елла из Ђћастера и ћаргаритыї здесь не при чем). ¬ конце первого акта примадонну вызвали на бис. ¬ этот момент все в зале увидели под потолком €ркую вспышку. ѕослышалс€ громкий звук, полетели клубы пыли, и двухсоттонна€ хрустальна€ люстра покачнулась. ≈сли бы она рухнула вниз, как говор€т некоторые легенды, количество жертв измер€лось бы сотн€ми. Ќо к счастью люстра удержалась на месте, сорвалс€ же один из 700-килограммовых противовесов, которые удерживали люстру. ѕротивовес пробил стену 4-го €руса, произвел серьезные разрушени€, но жертв оказалось только две женщины. ќдна из них была ранена, а друга€ (сидевша€ в кресле є13!) Ц убита. Ќет, все же без чертовщины здесь не обошлось. ј если припомнить, что всего за два дн€ до этого в далекой ћоскве произошла давка на ’одынском поле... Ќедаром через несколько лет французский писатель √астон Ћеру (Gaston Leroux) написал готический роман Ђѕризрак ќперыї, действие которого разворачиваетс€ в здании парижской ќперы, а люстра-таки обрушиваетс€ в зрительный зал! “ак что теперь многие считают, что люстра все-таки падала.

 ак уже говорилось, вес люстры в ѕарижской ќпере Ц двести тонн. ќна обильно декорирована хрусталем и величественно сверкает перед началом спектакл€ и в антрактах. ƒополнительное великолепие люстре придает потолок-плафон, расписанный в 1964 году ћарком Ўагалом. Ќет, воистину прекрасное создание!

Ќо, как уже было сказано, никаких официальных конкурсов на звание Ђлучшей люстрыї никогда не проводилось. ѕоэтому и огромна€ хрустальна€ люстра Ѕольшого театра может считатьс€ самой красивой театральной люстрой, хот€ никогда в зал она не падала.  то-то же будет отстаивать первенство люстры миланского театра Ћа-—кала. Ћюстра, правду сказать, достаточно скромна€ по сравнению с парижской. Ќо ведь это же Ћа-—кала!

ј вот в американском городе  ливленде (штат ќгайо) самую большую в мире люстру повесили не в зрительном зале, а снаружи, на площади Playhouse Square. —юда, на эту площадь, выход€т фасады п€ти городских театров. ¬ысота люстры Ц 6 метров, ее хрустальна€ Ђодеждаї состоит из 4200 кусочков. » при этом люстра не упадет и не будет повреждена даже очень сильными ветрами, которые в этих кра€х не редкость.


pro
—емен ÷ыгановский

ј вот еще образцы люстр. ¬ыбирайте самую красивую!

1-4 - ѕарижска€ опера (ќпера √арнье)
5-6 - Ѕольшой театр, ћосква
7 - Ћа-—кала (ћилан)
8 - Ѕудапешт

top
Halida Rojkova

Ќе стать€, а насто€щее исследование! ќ люстрах и добавить нечего! «амечательна€ работа - много интересной информации!++++

deb
»ван »ванов

ќбожаю такие люстры, спасибо большое, прочитал с удовольствием!

mas
ћарк Ѕлау

ѕожалуй, что парижска€ люстра красивее прочих.

spe
ёли€ ƒворникова

“ут уж: "Ќа вкус и цвет..." ¬еликолепие - и только! ј сколько информа! “олько +++++++++++++++++++!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+