Вот как в Густынской летописи XVII века описывается этот славянский праздник: «… и этому Купалу память совершают. С вечера собирается чадь (люди) и сплетают себе венцы из съедобных и иных трав и корений, и, перепоясавшись всякими растениями, разжигают большой огонь, где поставляют зелёную вицу (прут, ветвь) и, взявшись за руки, около обращаются окрест оного огня посолонь, распевая свои бесовские песни, а потом через огонь перескакивают, самих себя тому же бесу Купалу в жертву приносят. И когда ночь мимо проходит, тогда идуть к реке, где с великим кричанием умываются течной водой.»
Подобное непотребство, естественно, строго порицалось церковью, поэтому, среди вопросов, которые священник обязан был задать верующему на исповеди, был и такой: «К Рождеству праздника Иоанна Предтечи беснования какова и плясания не творил ли? В лес по траву и по корения волховские не ходил ли?»
Грешник, который, скорее всего, и «ходил», и «творил» немедленно раскаивался, а священнослужитель его тут же и прощал до следующего праздника Ивана Купалы.
Почему?
Да всё тот же «слоёный пирожок» из одного праздника, связанного с языческим божеством, с другим – сугубо христианским.
Празднование происходит, как упоминалось выше, на канун Рождества Иоанна Крестителя (7 июля ст.ст.), как раз в этот день и было «назначено крещение Руси» князем Владимиром Святославичем, после чего христианство получило статус государственной религии.
Случилось это в конце X века, согласно летописной хронологии в 988г.
Но вот в «Повести временных лет» находим: «Въ лѣто ҂ѕ҃ ф҃ п҃ в҃ …», что значит: «В год 6582 (1074)», и названо это событие не «Крещение Руси», а «Крещение земли Русской.»
Ну, просто невозможно за один день охватить такую гигантскую территорию!
Да и день был выбран именно этот не зря, как мы поймём позже.
Разом обратить всех язычников в христиан так же невозможно!
Вот и понадобилась почти сотня лет, чтобы убедить людей в «правильности своего решения».
Нет, не была крещена Русь «огнём и мечом», огонь и меч – для другого. Здесь надо долго и терпеливо внушать языческому славянскому народу христианские истины. Нет, за один день это сделать было никак нельзя.
А попробуй помахать мечом – такой отпор получишь, что запылает Русь, тут не только объединить не получится, сам власть потеряешь.
И князь Владимир очень хорошо это понимал, так как сам был славянин, и знал свой народ.
Но и единая религия была очень нужна!
Прежде всего – для коренного изменения международного положения славянского государства, где не было единения между отдельными княжествами, для развития дипломатических отношений с другими странами и пр. и пр.
И немаловажно, что христианство весьма способствовало укреплению единой княжеской власти, по тому, как князь-царь воспринимался, как «Помазанник Бога на земле». Чтобы не возникал вопрос: «Какого?» - бог должен был быть един! Пусть даже в трёх лицах!
Разные историки по-разному оценивают значение принятия такового решения, но все сходятся в одном: насилием и запугиванием сломить сопротивление язычества было бы невозможно, поэтому и «крещение Руси» происходило очень медленно, хотя Русь и была знакома с Белым Богом со времён правления княгини Ольги, которая приняла крещение и была христианкой, в отличии от собственного сына – Святослава, отца Владимира.
Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего времени правления князя Владимира, но были и те, кто сопротивлялся Единому Белому Богу вплоть до середины XI века!
Дольше всего открыто поклонялись старым кумирам жители Ростовско-Суздальской земли и мурманские племена. Известны даже «Идольские бунты», которые карались жестоко, вот тут в ход шли и огонь, и меч.
Но, в основном, официальной Церкви приходилось всё-таки мириться с упрямством славян, более того, она сделала беспрецедентный шаг, освятив некоторые языческие праздники!
Среди них особое место занимает не только Масленица и Мокошены дни (св. Параскева Пятничная), и прочие, но и Иван Купало.
Праздник Ивана Купала (Купало, Купайло) приходится на день летнего солнцестояния, когда цветение природы достигает своего пика.
А когда на старый дохристианский праздник «наслоился», если можно так сказать, чисто христианский праздник Рождества Иоанна Крестителя (все помнят, что крещение совершается троекратным погружением в воду?), имя божества было окончательно переосмыслено и перенесено на христианского святого, а смысл праздника стал восприниматься, как массовое ритуальное купание и прыгание через очистительное пламя.
Так обряд празднования Ивана Купалы объединил в себе и поклонение природным стихиям, и поклонение христианскому святому.
Так где же и поныне празднуют Ивана Купалу?
Да по всей территории, которая была заселена славянскими племенами!
У бассейна Вислы проживали венеды, между верховьями Вислы, по течению Дуная и Днестра жили склавины; между Днестром и Днепром – анты.
В общем, по всей территории Центральной и Восточной Европы жили южные, западные и восточные славяне!
От Оки и до Карпат, от Среднего Подднепровья и до Невы – славянские земли!
Поляне и древляне, основавшие Киев-град, прекрасно себя чувствовали на земле современной Украины и на Полесье.
Дреговичи освоили современную территорию Гомельской, Минской и Брестской областей Белоруссии.
Кривичи и полочане населяли Псковские, Могилёвские, Тверские, Витебские и Смоленские обл. РФ, захватывая восточную часть Латвии.
Выселенцы кривичей – северяне селились в Черниговской, Сумской, Белгородской областях.
Радмичи и витячи – выселенцы ляхов, населяли междуречье Днепра и Десны, селились по всему течению Сожи, ставили поселения и на Москве-реке.
Коренные жители Новгорода и те, кто жил на соседних с Новгородом землях именовали себя «новгородскими», хотя на самом деле были славянами ильменьскими.
Жили славяне и берегах Волыни, и на берегах Буга, на побережье Чёрного моря.
На территории современной Молдовы жили уличи.
Уже в V веке были известны поселения славян на Эльбе (Лабе), на Висле до Одра, а там и до Балтийского побережья жили себе, жили- не тужили лютичи и вилийцы, племена бодричей и чуди.
И у всех этих славян был общий язык, пусть даже несколько видоизменённый.
Этот язык-основа сохранялся ещё до первой половины I тысячелетия н.э.
Русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, хорваты, сербы и др. имеют не только общий язык, но и общие праздники.
Словаки, босняки, кашубы, горанцы, торбяши и македонцы, сербы, хорваты и черногорцы, так же, как и русские, украинцы и белорусы, все народы и страны, имеющие в корне старославянский язык, празднуют почти одинаковые праздники.
Если учитывать, что славянское меньшинство имеется так же в государствах Западной Европы, Кавказа, Азии, Канаде и Америки, то давайте пригласим все 350 млн. славян на праздник Ивана Купала!!!