icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ёли€ ƒворникова
ѕраздники

¬ каких странах празднуют день »вана  упала?

  • 977
  • 9

¬ каких странах празднуют день »вана  упала?

—кажите, пожалуйста, кто не знает что такое Ќочь »вана  упала?

¬от как в √устынской летописи XVII века описываетс€ этот слав€нский праздник: ЂЕ и этому  упалу пам€ть совершают. — вечера собираетс€ чадь (люди) и сплетают себе венцы из съедобных и иных трав и корений, и, перепо€савшись вс€кими растени€ми, разжигают большой огонь, где поставл€ют зелЄную вицу (прут, ветвь) и, вз€вшись за руки, около обращаютс€ окрест оного огн€ посолонь, распева€ свои бесовские песни, а потом через огонь перескакивают, самих себ€ тому же бесу  упалу в жертву принос€т. » когда ночь мимо проходит, тогда идуть к реке, где с великим кричанием умываютс€ течной водой.ї

ѕодобное непотребство, естественно, строго порицалось церковью, поэтому, среди вопросов, которые св€щенник об€зан был задать верующему на исповеди, был и такой: Ђ  –ождеству праздника »оанна ѕредтечи бесновани€ какова и пл€сани€ не творил ли? ¬ лес по траву и по корени€ волховские не ходил ли?ї

√решник, который, скорее всего, и Ђходилї, и Ђтворилї немедленно раскаивалс€, а св€щеннослужитель его тут же и прощал до следующего праздника »вана  упалы.

ѕочему?

ƒа всЄ тот же ЂслоЄный пирожокї из одного праздника, св€занного с €зыческим божеством, с другим Ц сугубо христианским.

ѕразднование происходит, как упоминалось выше, на канун –ождества »оанна  рестител€ (7 июл€ ст.ст.), как раз в этот день и было Ђназначено крещение –усиї кн€зем ¬ладимиром —в€тославичем, после чего христианство получило статус государственной религии.

—лучилось это в конце X века, согласно летописной хронологии в 988г.

Ќо вот в Ђѕовести временных летї находим: Ђ¬ъ лѣто ҂Њ҃ ф҃ п҃ в҃ Еї, что значит: Ђ¬ год 6582 (1074)ї, и названо это событие не Ђ рещение –усиї, а Ђ рещение земли –усской.ї

Ќу, просто невозможно за один день охватить такую гигантскую территорию!

ƒа и день был выбран именно этот не зр€, как мы поймЄм позже.

–азом обратить всех €зычников в христиан так же невозможно!

¬от и понадобилась почти сотн€ лет, чтобы убедить людей в Ђправильности своего решени€ї.

Ќет, не была крещена –усь ЂогнЄм и мечомї, огонь и меч Ц дл€ другого. «десь надо долго и терпеливо внушать €зыческому слав€нскому народу христианские истины. Ќет, за один день это сделать было никак нельз€.

ј попробуй помахать мечом Ц такой отпор получишь, что запылает –усь, тут не только объединить не получитс€, сам власть потер€ешь.

» кн€зь ¬ладимир очень хорошо это понимал, так как сам был слав€нин, и знал свой народ.

Ќо и едина€ религи€ была очень нужна!

ѕрежде всего Ц дл€ коренного изменени€ международного положени€ слав€нского государства, где не было единени€ между отдельными кн€жествами, дл€ развити€ дипломатических отношений с другими странами и пр. и пр.

» немаловажно, что христианство весьма способствовало укреплению единой кн€жеской власти, по тому, как кн€зь-царь воспринималс€, как Ђѕомазанник Ѕога на землеї. „тобы не возникал вопрос: Ђ акого?ї - бог должен был быть един! ѕусть даже в трЄх лицах!

–азные историки по-разному оценивают значение прин€ти€ такового решени€, но все сход€тс€ в одном: насилием и запугиванием сломить сопротивление €зычества было бы невозможно, поэтому и Ђкрещение –усиї происходило очень медленно, хот€ –усь и была знакома с Ѕелым Ѕогом со времЄн правлени€ кн€гини ќльги, котора€ прин€ла крещение и была христианкой, в отличии от собственного сына Ц —в€тослава, отца ¬ладимира.

Ѕольшинство жителей  иевской –уси крестилось на прот€жении всего времени правлени€ кн€з€ ¬ладимира, но были и те, кто сопротивл€лс€ ≈диному Ѕелому Ѕогу вплоть до середины XI века!

ƒольше всего открыто поклон€лись старым кумирам жители –остовско-—уздальской земли и мурманские племена. »звестны даже Ђ»дольские бунтыї, которые карались жестоко, вот тут в ход шли и огонь, и меч.

Ќо, в основном, официальной ÷еркви приходилось всЄ-таки миритьс€ с упр€мством слав€н, более того, она сделала беспрецедентный шаг, осв€тив некоторые €зыческие праздники!

—реди них особое место занимает не только ћасленица и ћокошены дни (св. ѕараскева ѕ€тнична€), и прочие, но и »ван  упало.

ѕраздник »вана  упала ( упало,  упайло) приходитс€ на день летнего солнцесто€ни€, когда цветение природы достигает своего пика.

ј когда на старый дохристианский праздник Ђнаслоилс€ї, если можно так сказать, чисто христианский праздник –ождества »оанна  рестител€ (все помн€т, что крещение совершаетс€ троекратным погружением в воду?), им€ божества было окончательно переосмыслено и перенесено на христианского св€того, а смысл праздника стал восприниматьс€, как массовое ритуальное купание и прыгание через очистительное плам€.

“ак обр€д праздновани€ »вана  упалы объединил в себе и поклонение природным стихи€м, и поклонение христианскому св€тому.

“ак где же и поныне празднуют »вана  упалу?

ƒа по всей территории, котора€ была заселена слав€нскими племенами!

” бассейна ¬ислы проживали венеды, между верховь€ми ¬ислы, по течению ƒуна€ и ƒнестра жили склавины; между ƒнестром и ƒнепром Ц анты.

¬ общем, по всей территории ÷ентральной и ¬осточной ≈вропы жили южные, западные и восточные слав€не!

ќт ќки и до  арпат, от —реднего ѕодднепровь€ и до Ќевы Ц слав€нские земли!

ѕол€не и древл€не, основавшие  иев-град, прекрасно себ€ чувствовали на земле современной ”краины и на ѕолесье.

ƒреговичи освоили современную территорию √омельской, ћинской и Ѕрестской областей Ѕелоруссии.

 ривичи и полочане насел€ли ѕсковские, ћогилЄвские, “верские, ¬итебские и —моленские обл. –‘, захватыва€ восточную часть Ћатвии.

¬ыселенцы кривичей Ц север€не селились в „ерниговской, —умской, Ѕелгородской област€х.

–адмичи и вит€чи Ц выселенцы л€хов, насел€ли междуречье ƒнепра и ƒесны, селились по всему течению —ожи, ставили поселени€ и на ћоскве-реке.

 оренные жители Ќовгорода и те, кто жил на соседних с Ќовгородом земл€х именовали себ€ Ђновгородскимиї, хот€ на самом деле были слав€нами ильменьскими.

∆или слав€не и берегах ¬олыни, и на берегах Ѕуга, на побережье „Єрного мор€.

Ќа территории современной ћолдовы жили уличи.

”же в V веке были известны поселени€ слав€н на Ёльбе (Ћабе), на ¬исле до ќдра, а там и до Ѕалтийского побережь€ жили себе, жили- не тужили лютичи и вилийцы, племена бодричей и чуди.

» у всех этих слав€н был общий €зык, пусть даже несколько видоизменЄнный.

Ётот €зык-основа сохран€лс€ ещЄ до первой половины I тыс€челети€ н.э.

–усские, украинцы, белорусы, пол€ки, чехи, словаки, болгары, хорваты, сербы и др. имеют не только общий €зык, но и общие праздники.

—ловаки, босн€ки, кашубы, горанцы, торб€ши и македонцы, сербы, хорваты и черногорцы, так же, как и русские, украинцы и белорусы, все народы и страны, имеющие в корне старослав€нский €зык, празднуют почти одинаковые праздники.

≈сли учитывать, что слав€нское меньшинство имеетс€ так же в государствах «ападной ≈вропы,  авказа, јзии,  анаде и јмерики, то давайте пригласим все 350 млн. слав€н на праздник »вана  упала!!!


spe
¬ладислав „ерных

NASA недавно назвало новооткрытый кратер на планетоиде ÷ерера " ратер  упало". ѕусть зелЄные человечки тоже празднуют )))

spe
ёли€ ƒворникова

 онечно! ѕусть попразднуют, попрыгают, покупаютс€! Ќам не жалко!!!

top
Halida Rojkova

јх, какой красивый праздник! » написано со знанием дела и проникновением в суть++++++++++

mas
ћарк Ѕлау

ј € считал, что »ван  упала - народное им€ »оанна  рестител€. ќн ведь тоже купал людей, крест€ их водой.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+