icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юлия Дворникова
Праздники

В каких странах празднуют день Ивана Купала?

  • 2115
  • 9

В каких странах празднуют день Ивана Купала?

С
Скажите, пожалуйста, кто не знает что такое Ночь Ивана Купала?

Вот как в Густынской летописи XVII века описывается этот славянский праздник: «… и этому Купалу память совершают. С вечера собирается чадь (люди) и сплетают себе венцы из съедобных и иных трав и корений, и, перепоясавшись всякими растениями, разжигают большой огонь, где поставляют зелёную вицу (прут, ветвь) и, взявшись за руки, около обращаются окрест оного огня посолонь, распевая свои бесовские песни, а потом через огонь перескакивают, самих себя тому же бесу Купалу в жертву приносят. И когда ночь мимо проходит, тогда идуть к реке, где с великим кричанием умываются течной водой.»

Подобное непотребство, естественно, строго порицалось церковью, поэтому, среди вопросов, которые священник обязан был задать верующему на исповеди, был и такой: «К Рождеству праздника Иоанна Предтечи беснования какова и плясания не творил ли? В лес по траву и по корения волховские не ходил ли?»

Грешник, который, скорее всего, и «ходил», и «творил» немедленно раскаивался, а священнослужитель его тут же и прощал до следующего праздника Ивана Купалы.

Почему?

Да всё тот же «слоёный пирожок» из одного праздника, связанного с языческим божеством, с другим – сугубо христианским.

Празднование происходит, как упоминалось выше, на канун Рождества Иоанна Крестителя (7 июля ст.ст.), как раз в этот день и было «назначено крещение Руси» князем Владимиром Святославичем, после чего христианство получило статус государственной религии.

Случилось это в конце X века, согласно летописной хронологии в 988г.

Но вот в «Повести временных лет» находим: «Въ лѣто ҂ѕ҃ ф҃ п҃ в҃ …», что значит: «В год 6582 (1074)», и названо это событие не «Крещение Руси», а «Крещение земли Русской.»

Ну, просто невозможно за один день охватить такую гигантскую территорию!

Да и день был выбран именно этот не зря, как мы поймём позже.

Разом обратить всех язычников в христиан так же невозможно!

Вот и понадобилась почти сотня лет, чтобы убедить людей в «правильности своего решения».

Нет, не была крещена Русь «огнём и мечом», огонь и меч – для другого. Здесь надо долго и терпеливо внушать языческому славянскому народу христианские истины. Нет, за один день это сделать было никак нельзя.

А попробуй помахать мечом – такой отпор получишь, что запылает Русь, тут не только объединить не получится, сам власть потеряешь.

И князь Владимир очень хорошо это понимал, так как сам был славянин, и знал свой народ.

Но и единая религия была очень нужна!

Прежде всего – для коренного изменения международного положения славянского государства, где не было единения между отдельными княжествами, для развития дипломатических отношений с другими странами и пр. и пр.

И немаловажно, что христианство весьма способствовало укреплению единой княжеской власти, по тому, как князь-царь воспринимался, как «Помазанник Бога на земле». Чтобы не возникал вопрос: «Какого?» - бог должен был быть един! Пусть даже в трёх лицах!

Разные историки по-разному оценивают значение принятия такового решения, но все сходятся в одном: насилием и запугиванием сломить сопротивление язычества было бы невозможно, поэтому и «крещение Руси» происходило очень медленно, хотя Русь и была знакома с Белым Богом со времён правления княгини Ольги, которая приняла крещение и была христианкой, в отличии от собственного сына – Святослава, отца Владимира.

Большинство жителей Киевской Руси крестилось на протяжении всего времени правления князя Владимира, но были и те, кто сопротивлялся Единому Белому Богу вплоть до середины XI века!

Дольше всего открыто поклонялись старым кумирам жители Ростовско-Суздальской земли и мурманские племена. Известны даже «Идольские бунты», которые карались жестоко, вот тут в ход шли и огонь, и меч.

Но, в основном, официальной Церкви приходилось всё-таки мириться с упрямством славян, более того, она сделала беспрецедентный шаг, освятив некоторые языческие праздники!

Среди них особое место занимает не только Масленица и Мокошены дни (св. Параскева Пятничная), и прочие, но и Иван Купало.

Праздник Ивана Купала (Купало, Купайло) приходится на день летнего солнцестояния, когда цветение природы достигает своего пика.

А когда на старый дохристианский праздник «наслоился», если можно так сказать, чисто христианский праздник Рождества Иоанна Крестителя (все помнят, что крещение совершается троекратным погружением в воду?), имя божества было окончательно переосмыслено и перенесено на христианского святого, а смысл праздника стал восприниматься, как массовое ритуальное купание и прыгание через очистительное пламя.

Так обряд празднования Ивана Купалы объединил в себе и поклонение природным стихиям, и поклонение христианскому святому.

Так где же и поныне празднуют Ивана Купалу?

Да по всей территории, которая была заселена славянскими племенами!

У бассейна Вислы проживали венеды, между верховьями Вислы, по течению Дуная и Днестра жили склавины; между Днестром и Днепром – анты.

В общем, по всей территории Центральной и Восточной Европы жили южные, западные и восточные славяне!

От Оки и до Карпат, от Среднего Подднепровья и до Невы – славянские земли!

Поляне и древляне, основавшие Киев-град, прекрасно себя чувствовали на земле современной Украины и на Полесье.

Дреговичи освоили современную территорию Гомельской, Минской и Брестской областей Белоруссии.

Кривичи и полочане населяли Псковские, Могилёвские, Тверские, Витебские и Смоленские обл. РФ, захватывая восточную часть Латвии.

Выселенцы кривичей – северяне селились в Черниговской, Сумской, Белгородской областях.

Радмичи и витячи – выселенцы ляхов, населяли междуречье Днепра и Десны, селились по всему течению Сожи, ставили поселения и на Москве-реке.

Коренные жители Новгорода и те, кто жил на соседних с Новгородом землях именовали себя «новгородскими», хотя на самом деле были славянами ильменьскими.

Жили славяне и берегах Волыни, и на берегах Буга, на побережье Чёрного моря.

На территории современной Молдовы жили уличи.

Уже в V веке были известны поселения славян на Эльбе (Лабе), на Висле до Одра, а там и до Балтийского побережья жили себе, жили- не тужили лютичи и вилийцы, племена бодричей и чуди.

И у всех этих славян был общий язык, пусть даже несколько видоизменённый.

Этот язык-основа сохранялся ещё до первой половины I тысячелетия н.э.

Русские, украинцы, белорусы, поляки, чехи, словаки, болгары, хорваты, сербы и др. имеют не только общий язык, но и общие праздники.

Словаки, босняки, кашубы, горанцы, торбяши и македонцы, сербы, хорваты и черногорцы, так же, как и русские, украинцы и белорусы, все народы и страны, имеющие в корне старославянский язык, празднуют почти одинаковые праздники.

Если учитывать, что славянское меньшинство имеется так же в государствах Западной Европы, Кавказа, Азии, Канаде и Америки, то давайте пригласим все 350 млн. славян на праздник Ивана Купала!!!

spe
Владислав Черных

NASA недавно назвало новооткрытый кратер на планетоиде Церера "Кратер Купало". Пусть зелёные человечки тоже празднуют )))

spe
Юлия Дворникова

Конечно! Пусть попразднуют, попрыгают, покупаются! Нам не жалко!!!

top
Halida Rojkova

Ах, какой красивый праздник! И написано со знанием дела и проникновением в суть++++++++++

mas
Марк Блау

А я считал, что Иван Купала - народное имя Иоанна Крестителя. Он ведь тоже купал людей, крестя их водой.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+