Вряд ли будет ошибкой сказать, что слова Дж.Локка не устарели и по сей день: порочных мальчиков (равно как и девочек) в школах меньше определённо не стало (да и пороки у современных школьников стали такими, что англичанам XVII века и не снилось). Да и современное отечественное образование не ругает только ленивый… Всё это заставляет некоторых родителей задумываться: а нельзя ли вообще обойтись без школы?
Разумеется, никто не ставит вопрос, можно ли обойтись без образования – то, что учить детей нужно, сомнений не вызывает. Но вот обязательно ли учить в школе – не предпочесть ли ей домашнее образование?
Такой вариант представляется соблазнительным ещё и потому, что в школе «много лишнего», что «никогда в жизни не пригодится» – следовательно, ведёт к «вредной для здоровья перегрузке». Пожалуй, такая позиция простительна для самих детей – но вот люди взрослые должны понимать, что предвидеть свою судьбу не дано никому, и ни мы, ни сами дети не могут знать заранее, что им пригодится, а что нет. Даже если ребёнок уже определился, кем хочет работать, когда вырастет – это ещё не раз изменится (как в силу желаний самого ребёнка, так и в силу объективных обстоятельств). К тому же, меняются сами профессии, меняются требования, которые они предъявляют к людям (возможно, лет через 10-20 без знания информатики даже дворником работать будет нельзя), меняется мир, а вместе с ним – тот круг знаний и умений, которые могу быть востребованы. Можно ли было в пору нашего с вами детства предвидеть появление Интернета, который позволил любому желающему зарабатывать копирайтингом и рерайтингом? Точнее, не любому, а только тем, кто в школе учил правила по русскому языку и упражнялся в написании сочинений и изложений – а не фыркал: мол, зачем мне всё это, я же писателем быть не собираюсь… Словом, если человек хочет выжить в меняющемся мире, отношение к знаниям, умениям и навыкам должно выражаться формулой: «Бери, пока дают».
Итак, ребёнок в любом случае должен освоить школьную программу в полном объёме. Вопрос только в том, где он будет это делать – дома или в школе.
Домашнее обучение, конечно, имеет ряд плюсов. Отношения между детьми и родителями остаются более доверительными. Можно – насколько позволяет родительский график – пойти с ребёнком в парк или в театр не только в воскресение, поехать отдыхать не только летом. А главное – что в первую очередь волнует многих родителей – ребёнок будет изолирован от дурных влияний (причём не только со стороны сверстников – так, в наше время находятся родители, считающие «дурным влиянием» преподавание теории эволюции на уроках биологии).
Но не всё так безоблачно, как может показаться. Ведь впереди у наших детей колледжи или вузы, а там и работа – так что привыкать и к «жёстким графикам», и к обществу посторонних людей придётся всё равно. И если первый раз человек столкнётся с этим в 17 лет – привыкнуть будет намного тяжелее, чем в семь.
Надо расставить все точки над i и ещё в одном вопросе: не тешьте себя надеждой, что сможете обучать детей сами. Половину того, что вы учили в школе, вы уже успели забыть, а половина того, что вы ещё помните – устарела. Так что придётся нанимать учителей – по всем предметам. Между тем, нанять репетитора хотя бы по одному-двум предметам уже недёшево – уже счёт идёт на тысячи – а сколько предметов в школьной программе? Так что полноценное домашнее обучение, которое позволит продолжить образование в вузе, колледже, техникуме или хоть в профессиональном лицее, доступно разве что детям миллионеров – дети же простых смертных могут рассчитывать только на школу.
Что же касается «порочных мальчиков» и девочек – они ведь в будущем никуда не денутся, они вырастут в порочных взрослых, среди которых предстоит жить нашим повзрослевшим детям. И чем раньше наши дети научатся противостоять дурным влияниям, выживать в волчьей стае – тем лучше!