Безусловно, звукозапись – одно из величайших изобретений человечества. Можно только пожалеть о том, что её не изобрели раньше – когда жили и творили Н.Паганини, Ф.Лист, Ф.Шопен, что мы не можем услышать, как пели окситанские трубадуры… Но, по крайней мере, к нашим услугам искусство Ф.Шаляпина и Э.Гилельса, Л.Паваротти и П.Доминго – и многих других великих, кого мы никогда не услышим на концертах – потому, что их уже нет в живых или их концерты нам недоступны. Иной раз кажется: зачем идти на концерт каких-то местных «звёзд» далеко не первой величины, если так просто можно получить искусство величайших исполнителей мира?
И всё же…
Начнём с того, что – несмотря на все успехи техники звукозаписи – ни одна запись, даже самая совершенная, не передаёт звучание музыкальных инструментов в полной мере (доводилось видеть по телевидению записи концертов, на которых я бывала – впечатление было такое, что это вообще не тот оркестр, не то исполнение – звук более «плоский», градации нюансов более грубые). С одними инструментами это более заметно, с другими менее (больше всего проблем в этом плане возникает при записи органа) – но потери в звуке остаются всегда.
Кроме того, при восприятии музыки в записи человек остаётся «отстранённым» от звукового пространства – в концертном зале (особенно с хорошей акустикой) происходит полное погружение в него. Не могу удержаться от воспоминания… Как-то раз – в составе университетского ансамбля – довелось побывать на фестивале хоров и Вокальных ансамблей в Нижнем Новгороде. На заключительном концерте всем участникам фестиваля, присутствующим в зрительном зале (а это была не одна сотня) раздали ноты песнопения Д.Бортнянского «Многая лета» – и весь зал пел вместе с хором, находящимся на сцене. С тех пор, задаваясь вопросом, как мог бы выглядеть рай, я отвечаю: примерно так! Вечное блаженство вполне можно представить себе как ощущение собственного единства с чем-то грандиозным, совершенным (а музыкальная форма современна по определению, если совершенства нет – это уже не музыка) – и живым, существующим в вечном движении.
Конечно, обычно на концертах публика не принимает участия в исполнении (хотя всякое бывает…в пору работы в русском народном хоре доводилось замечать в зале подпевающих), но ощущение собственного единения со звучащей материей в концертном зале возникает всегда.
Кроме того, концерт – это всегда живое общение исполнителя с публикой. Нет, речь не идёт о тех эстрадных «звездульках», которые спускаются в зал ради дешёвого заигрывания, общение – это само исполнение. Музыкант – если это действительно профессионал – всегда чувствует реакцию публики и всегда «общается» с ней. Вспоминаются концерты А.Цыганкова – когда это поистине великий музыкант мог бросить в зал лукавый взгляд и повернуть медиатор под другим углом, «раскрасив» тембр… и даже те произведения, которые они играл много раз, никогда не звучали у него одинаково – да, и это ещё одно достоинство посещения концертов: «живое» исполнение неповторимо, как всё живое, и если даже слышал раньше и произведение, и исполнителя, и эту вещь именно в его исполнении, никогда не знаешь заранее, что тебя ждёт – в то время как исполнение в записи зафиксировано раз и навсегда.
Не забудем и том, что на концерте вы можете реализовать самое естественное желание – поблагодарить музыканта, выразить своё восхищение посредством аплодисментов, криков «Браво!», цветов.
Наконец, поход на концерт – это выход за пределы «серых будней», это праздник – встреча с красотой. Вы не только услышите прекрасную музыку – вы войдёте в красивый зал, да и сами наденете парадную одежду, сделаете красивую причёску… Это один из тех моментов, когда понимаешь: да, всё должно быть прекрасно – и в человеке, и в мире… должно! И когда-нибудь обязательно будет! На концертах начинаешь в это верить.