Вопрос «Сколько игрушек нужно ребенку?» далеко не праздный. Присмотритесь к тому, как малыш играет. Обратите внимание на то, что часть игрушек он вообще не берет в руки. Они ему не интересны. Он либо «вырос из них», как груднички вырастают из своих ползунков, либо что-то в их дизайне или назначении ему не по душе. И не стоит обращать внимания на то, что соседский мальчик (девочка) с удовольствием играют именно с теми игрушками, которые забросил ваш малыш. Дети разные, поэтому предпочтения не могут быть одинаковыми. А навязывать вообще ничего нельзя: если не нравится, то ребенок или сломает эту игрушку, или спрячет ее.
Как-то беседовала с одной из бабушек, которая «выгуливала» внука на детской площадке. Спросила ее, почему она носит за своим внуком такой огромный пакет с игрушками. «Что ж мы бедные что ли, или нам нечем ребенка порадовать»? – бабушка обиженно поджала губы. А ее малыш, кстати сказать, играл в песочнице, держа в одной руке палку, а в другой – совочек и ничего из пакета ни разу не попросил.
Помните старый французский фильм «Игрушка» с блистательным Пьером Ришаром в главной роли? У избалованного дитяти были все игрушки из всех магазинов, а он ими не играл. Он хотел простого человеческого общения, внимания со стороны отца, который его очень любил. Но отец демонстрировал свои чувства только тем, что тратил на ребенка огромные деньги. Получается, что детям от нас, взрослых, не игрушки нужны, а внимание и понимание? А мы привычно достаем бумажник и покупаем… А что, собственно, мы покупаем, приобретая для своего ребенка новую игрушку? Психологи бьют тревогу, говоря о том, что происходит подмена понятий. Мы любовь ребенка пытаемся купить игрушкой.
«Бабушка, а что ты мне купила»? – спрашивает малыш. Слово «бабушка» в этом предложении можно заменить словами «папа, мама, дедушка, тетя, дядя», суть от этого не изменится. Особенно это касается «приходящих» отцов. После развода они раз-два в месяц, а то и реже общаются с ребенком и без игрушек не приходят. И у ребенка создается иллюзия: приход папы – это праздник. В нем есть парк, аттракционы, мороженое и игрушки, причем каждый раз новые. Очень часто такие, какие ребенок заказывает. Папа – волшебник, который исполняет желания.
А жизнь с мамой – это серые будни с требования, упреками, выполнением домашних заданий, уборкой тех же игрушек, покупкой хлеба и выбрасыванием ненавистного пакета с мусором. На следующей встрече папа, конечно, услышит, какой он замечательный и как сильно его любит ребенок. Конфликт начинает зреть, а во что он выльется, зависит только от внутренней культуры родителей.
Еще одна причина покупки большого количества игрушек прячется в детстве старшего поколения. Ну не было у нас ТАКИХ игрушек! Да собственно, у многих из нас их не было вообще. Наши папы и дедушки мастерили для нас кораблики, домики для кукол, мамы шили наряды для наших «дочек» из обрезков и учили нас тому же. Мы не варили супчики в игрушечных кастрюльках, мы стояли возле наших мам и лепили настоящие пельмени и вареники. Высунув от усердия языки, резали настоящим (!) ножом настоящие овощи. И это тоже была игра.
Не наигралось старшее поколение в детстве, вот и покупает внукам все, что видит на прилавках. Да еще и гордится тем, что у дитяти игрушек так много, что некуда складывать. А ребенок, получив очередную порцию «любви» в виде новой машинки (куклы, мишки, зайки и т. д.), увлеченно играет с пакетом, в котором принесли эту новинку. Знаете, почему? Играя с пакетом, крышкой от кастрюли, скалкой или папиным ботинком, дитя фантазирует. Придумывает действующих лиц, раздает им роли, говорит от имени всех. А что главное в игре? Правильно, сама игра, то есть процесс! Любая игра должна обучать, а многие современные игрушки, к сожалению, лишены этой функции.
И последнее. Большое количество игрушек воспитывает в ребенке потребительское отношение. Нужно? Попросил и получил. Не дали? Потребовал, покричал, поплакал, сотворил небольшую истерику, и все равно получилось так, как ему было нужно. Сломал – выбросил. Почему так легко расстается с вроде бы любимой игрушкой? Потому что точно знает: купят еще.
Все выше перечисленное не является призывом бойкотировать магазины игрушек. Просто стоит, прежде чем покупать, задать себе несколько вопросов, хорошенько подумать и ответить на них честно.
- Нужна ли вашему ребенку именно эта игрушка?
- Какую конкретную пользу его развитию она принесет?
- Не является ли она дублем какой-то уже купленной игрушки?
Не мешало бы выяснить, что хочет ребенок, если, конечно, он умеет говорить. А если не умеет, то сначала наблюдаем за ним, выявим предпочтения и только потом купим. Покупка игрушки, как и любого другого подарка, должна быть праздником, а не обыденностью. Не стоит забывать об этом, попадая в красочный мир магазинов игрушек.