Сегодня таких мастериц становится все меньше и меньше, и былые народные свадебные гуляния, длившиеся по несколько дней, уходят в прошлое безвозвратно. Так анахронизмом стали свадебные причитания, которыми девушки-подружки провожают во взрослую жизнь невесту. Матери тоже уже не льют слезы, а о невестах и говорить нечего.
А зря, а то бы все точно знали, откуда взялся фразеологизм «Танцевать от печки». Родители невесты подводили ее к отцу и матери жениха за благословением. Молодуха пела или речитативом произносила песню-клятву, суть которой сводилась к тому, что она готова забыть свою прежнюю жизнь. Она понимает, что отныне она замужняя женщина и хозяйка в новом доме. Ей предстоит заботиться о муже, его родителях, о своих детях, а беззаботная жизнь не для нее. В песне есть слова: «И пойду я от печки, считая половицы». Иными словами, начну сначала свою жизнь, а там уж, как получится. Переводим на язык фразеологизмов: начну все сначала раз уж замуж вышла.
В 1871 году писатель В. Слепцов знакомит публику с фрагментами романа «Хороший человек». Незамысловатый сюжет рассказывает о человеке, жизнь которого сложилась не так, как он хотел. Мечты юности разбились о «трудности жизни». Обстоятельства оказались сильнее, а душевный стержень, к сожалению, «не успел закалиться». После бесплодных попыток устроить свою жизнь и скитаний по чужбине Сергей Теребенев возвращается на Родину. Он терпел поражения во всех начинаниях, неудачи подстерегали его на каждом шагу. Год за годом ничего не менялось, просвета не было, и возвращение домой – это не ностальгия, а вынужденная мера.
Сергей бродит по комнатам, вспоминая свое детство, ему кажется, что он слышит голоса родителей, старой няни, прислуги. А в этом зале его учили танцевать. У стены стояла большая белая печь, украшенная старинными изразцовыми плитками. Сергей провел пальцем по узору плитки и вспомнил уроки танцев. Учитель был строг и неуклюжести не терпел. «Извольте, сударь, вернуться к печке!» Сергей плелся, краснея от досады и в душе ругая себя, маман и учителя. «Начинаем все сначала! Первое па – от печки». Озарение пришло неожиданно. С этой минуты Теребенев понял, что любая неудача и даже их количество – это не повод раскисать.
Герой прав. При любой неудаче лучше всего вернуться к самому началу – к печке. «От нее танцуя», вспомнить все промахи, подвергнуть их тщательному анализу и выявить ошибки. Не стоит лить бальзам на свои раны и искать оправдания. Полезнее постараться понять, что послужило причиной поражения. Понять и сделать выводы.
Грабли бьют больно, и постоянно наступать на них не стоит. Лучший способ избежать удара – подойти, поднять и поставить грабли там, где никто на них не наступит. Но это умеют немногие, остальных жестоко учит Жизнь. И чаще всего после очередной неудачи мы говорим: «Здравствуйте, грабли! Это снова я». Но не будем унывать! У нас же есть печка! Отойдем к ней поближе, пожелаем себе удачи и танцевальным шагом начнем все сначала.