icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Люди, биографии

Растить детей в духе здравого смысла. Революция в воспитании доктора Спока.

  • 223
  • 10

Растить детей в духе здравого смысла. Революция в воспитании доктора Спока.

В

Вы думаете, опыты ставят только на мышах, собачках и обезьянах? Ошибаетесь. Испокон веков главный «лабораторный объект» – это дети. Любое общество ломает ребенка под себя. Нужна масса послушных и готовых отдать свою жизнь за лидера граждан? Возьмите пример с Северной Кореи. Востребованы преданные стране люди-роботы? Изучите приемы воспитания, разработанные в Японии.

Всего сто лет назад в Европе и в Америке педиатрами были расписаны все действия родителей и воспитателей, вплоть до того, сколько раз в сутки нужно брать дитя на руки. Добавьте сюда опыт каждой супружеской пары, полученный в собственной семье. Да, деткам из прошлого не позавидуешь! На фоне этого воспитательного мракобесия появился луч света - доктор Спок. Он был настоящим революционером, бунтовщиком и низвергателем пуританской системы воспитания, принятой в Америке.

Как было принято воспитывать детей в то время?

Строго и по-армейски сурово.

  •  Младенцу положено получать еду пять раз в день. Первое кормление в 6 утра, второе в 10 и т. д. В перерывах разрешалось дать ложку кипяченой воды. Такой режим питания соблюдался до трех лет. Дальше ребенка переводили на четырехразовое питание. Завтрак, ланч, обед и ужин – всё, как у взрослых.
  •  Брать ребенка на руки полагалось только для пеленания.
  •  Сюсюкать категорически запрещалось: это вредит психике младенца. 
  • Носить на руках, укачивать или еще хуже – «просто так, потому что захотелось взять на руки», тем более нельзя: эти действия балуют ребенка и вредят его воспитанию. Хотите общаться с младенцем? Садитесь рядом, разговаривайте с ним, но на руки – ни-ни.
  • Также были запрещены поцелуи. Целовать дитятко нельзя. Кто это придумал, так и осталось невыясненным. Современные педагоги считают, что английские пуритане, а те кивают на строгость традиционных шотландских и немецких семей.

Что предложил доктор Спок?

Он предложил то, чего никогда не было в общепринятой системе воспитания – идею любви. Он заявил, что нет никаких законов, запрещающих родителям любить своих детей и (это самое главное!) демонстрировать свою любовь детям. То есть, нет никаких запретов, нет правил, которые требуется строго исполнять. Шокированы были все. Фундамент рушился под ногами. Дальше было еще революционнее. На вопрос «А как же все-таки растить детей?» Спок давал такие советы:

  •  Любить. Сильно любить и, главное, не скрывать свою любовь, а всячески ее выражать – целовать дитя, постоянно с ним разговаривать и сюсюкать, если очень хочется.
  • Уважать свое дитя. И неважно, сколько ему дней от роду. Это уже личность. Ее нужно холить и лелеять, а вот донимать нотациями, всячески давить и калечить дурацкими правилами нельзя.
  • Ребенка не только можно, его нужно брать на руки. Сколько раз в день? Да сколько захочется, можете его вообще с рук не спускать.
  • С ребенком нужно играть, в игре происходит его развитие.
  • С самых первых дней жизни ребенка родители должны понять, что перед ними личность. Она, как и все, требует понимания и уважения. Это значит, что с ребенком нужно вести диалог.

А чего нельзя делать? Категорически запрещается: калечить психику ребенка излишней строгостью, бесконечными запретами и суровыми наказаниями. Не нужно стараться переделывать ребенка, обычно это ни к чему хорошему не приводит.

А кто такой доктор Спок?

«Великий революционер» родился в 1903 году в штате Коннектикут. Отец – адвокат, мать – домохозяйка. С первого взгляда, обычная семья. Все одноклассники и друзья Бенджамина выросли в таких – суровый папа, который приходит домой только отдыхать, и жесткая мама, все приказы которой требуется выполнять мгновенно. Замешкался? Получи наказание. Варианты разные – от стояния в углу и лишения десерта до порки. Бенджамин очень любил своих родителей, их похвала его окрыляла Но случалось это крайне редко. Чаще всего это делал отец, а вот на лице матери дети всегда видели только нахмуренные брови. Добиться от нее слов одобрения было практически невозможно.

Бенджамин рос, учился в школе, выполнял все обязанности по дому. У старшего ребенка в семье их всегда много. Потом решил стать филологом и поступил в Йельский университет. Вдали от семьи он впервые понял, что страшно зависим от мнения матери, что все свои действия заранее подгоняет под формулу «А что скажет мама?»

Бенджамин Спок - олимпийский чемпион 1924 года по академической гребле. Восьмерка гребцов из университетской команды пришла первой. Отец поздравил, обнял и пожал сыну руку. Мать кивнула и пригласила семью начать воскресный обед. Что она чувствовала в это момент, Бенджамин так и не узнал. Правда, когда он спросил ее мнение о своей книге, которой зачитывалась вся Америка, мать сказала, что там есть полезные советы. Это была скупая, но все-таки похвала.

Как Спок пришел к своей системе воспитания?

А как к ней было не прийти с такими родителями? Необходимость постоянно доказывать матери, что он личность, достойная уважения, изводила Бенджамина и породила в нем «большую гору комплексов». Огромного роста (почти два метра) парень, симпатичный и умный, олимпийский чемпион, один из лучших студентов в университете и хороший доктор с большой практикой – таким видели Бенджамина Спока окружающими. А на деле это был мальчик, который боялся нахмуренных бровей отца и грозного взгляда матери. Он нуждался в ласке и похвале, а их не было. Он «рвал жилы, чтобы их заслужить», а мать лишь поджимала губы и находила повод для очередной нотации.

Первый тираж книги Бенджамина Спока «Ребенок и уход за ним» был отправлен года в торговую сеть летом 1946 года. Эта книга не что иное, как попытка доказать матери, что детей нужно воспитывать иначе, не так, как это делала она. Прежде всего, их необходимо любить и, руководствуясь этим чувством, растить самодостаточную и свободную личность.

Чем закончился педагогический эксперимент доктора Спока?

Книгу выпустили миллионными тиражами, перевели на 42 языка. Она совершила настоящий переворот в умах молодых родителей. Спок стал для них Богом, каждому его слову верили безоговорочно. Его книгу называли «Библией для родителей». Число последователей по всему миру насчитывало несколько миллионов. У доктора брали интервью и автографы, о нем сняли документальный фильм и написали несколько книг. Грандиозный успех!

Но были и те, кто с самого начала выступал против теории Спока. О тех, кто был похож на мать доктора Бенджамина, говорить не станем. Вспомним только «провидцев», которые предсказали появление поколения шестидесятых, то есть тех деток, которых растили и воспитывали по книге Спока «Ребенок и уход за ним». Сам доктор порой тоже приходил в ужас от такого результата. По улицам бродили лохматые странные личности. Они называли себя «дети цветы», курили марихуану, требовали свободы и не желали работать. Они проповедовали сексуальную раскрепощенность, постоянно меняли партнеров, жили коммунами и «шведскими семьями». Казавшиеся незыблемыми традиции рушились на глазах.

Женщины захотели занять достойные места в мире мужчин. И заняли их, делая блестящие карьеры в бизнесе, совершая кругосветные путешествия, водя автомобили и самолеты. Самое страшное, с точки зрения Спока, заключалось в том, что в этой борьбе за равноправие полов больше всего страдали дети - у них не было семьи. Да и любить их было некому: матери и отцы пропадали на работе. Шкала ценностей безвозвратно изменилась, и Бенджамин Спок расценивал это, как провал свей теории воспитания.

Кстати!

В семье доктор не был последователем своей собственной теории. По его словам, он был «отравлен холодностью отца и категоричностью матери». Так что его сыновьям, да и жене тоже доставалось «по ежедневному скандалу за каждый пустяк». Это и понятно: учить всегда легче, чем самому жить по правилам.

Доктор Бенджамин Спок ушел из жизни в солнечной Калифорнии весной 1998 года. Ему было 94 года   

pro
Елена Коробова

Зачастую так и бывает: всегда советовать проще, чем самому соблюдать то, что рекомендуешь. Халида,+++++

top
Halida Rojkova

То есть его книга - это мечта о нормальной семье, в которой царят любовь и взаимопонимание. Но мечта так и осталась мечтой, увы.

spe
Владислав Черных

У него в книжке какая-то сферическая семья в вакууме. Толку от этого опуса не густо...

top
Halida Rojkova

Как показало время, каждый нашел в его книге то, что было ему близко. Кто-то любил свое дитя и баловал его безмерно, а кто-то пытался построить идеальную семью и замучил себя и всех вокруг. Так бывает, увы )

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+