Петербургский клад назвали сенсацией. Искусствоведы восторгались, фотографировали, изучали клейма, подбирали места на стендах для экспонирования. А широкая публика получила возможность еще раз вспомнить о великолепных мастерах-ювелирах - фабрикантах Сазиковых. В найденном рабочими кладе были и их работы. Впечатляет общее число – 562, это те предметы, которые изготовлены только на их фабриках.
Свой путь к славе династия Сазиковых начала в 1796 году. Правда, фамилии у них тогда еще не было, право на нее они получили в 1811 году. Федор Ермолаев и его старший сын Павел были крестьянами, но не простыми, а экономическими. А значит, имели возможность не работать на барщине, а платить оброк и заниматься любым ремеслом. Они выбрали ювелирное дело и достигли в нем совершенства. Во всяком случае, так считали те, кто покупал их изумительной красоты оклады для икон.
Перебравшись в Москву, они стали именоваться купцами, но открыли не лавку, а ювелирную мастерскую. Торговали своими изделиями, да так успешно, что и дворцовая церковь, и все большие соборы стали давать заказы только им. Пришлось нанимать работников. Сазиковы поняли, что могут создавать столовое серебро и статуэтки не хуже заграничных, а гораздо лучше. Амуры и прелестные нимфы у них тоже великолепно получались, но особым спросом в России, да и за границей тоже пользовались композиции, в которых четко просматривалась русская тематика. Именно эти изделия принесли Сазиковым мировую славу.
Вскоре мастерская стала известной московской фабрикой с миллионным доходом. Сазиковы рискнули и предприняли гениальный ход: они открыли вторую фабрику, да не где-нибудь, а в Петербурге. У Игнатия Павловича Сазикова было три сына. Старший Павел, великолепный художник, придумывал эскизы для мастеров двух фабрик. Игнатий и его младший сын Валентин работали в Петербурге, а дед, Павел Федорович, забрав к себе среднего внука Сергея, продолжил работать в Москве. Таким образом, ни один солидный заказ мимо Сазиковых не проходил. Наоборот, в очередь на изготовление столовых сервизов, роскошных ваз, канделябров, флаконов для духов, пресс-папье, кувшинов, пепельниц в виде крестьянских лаптей и портсигаров записывались представители самых богатых фамилий. Исключение делали только для царской семьи и очень быстро получили звание «Придворные поставщики его императорского величества». Работали быстро, каждое изделие было в своем роде уникальным - и никаких повторов. Серий практически не было, для каждого изделия создавали новые эскизы и штампы. В создании всех композиций принимали участие прославленные скульпторы того времени. Наверное, поэтому так эпически выглядят многие изделия Сазиковых.
Сазиковы были пионерами в литье. Круглые формы - это их открытие. Лондон в 1851 году рукоплескал русским ювелирам. Восторженные толпы собрал канделябр, изображавший раненного в бою Дмитрия Донского. На изготовление двухметрового изделия ушло сто тридцать килограммов серебра. Но поражало не это: удивительная детальная точность и мастерство ювелиров – вот что вызывало бурный восторг публики и специалистов. Большая золотая медаль Первой Всемирной выставки по праву досталась фабрикантам Сазиковым.
К сожалению, династия фабрикантов продержалась только до 1877 года, то есть до смерти Валентина и Сергея, сыновей Игнатия Сазикова. Первый работал в Москве, а в второй – в Петербурге. Дети, как могли, старались сохранить производство на прежнем уровне, но, увы, им это удавалось недолго. Четвертое поколение Сазиковых стало последним. Свои изделия они экспонировали и продавали под товарным знаком «Наследники фабрикантов Сазиковых». Объясняли смену названия так: высокую качественную планку родоначальников они продолжают держать, но изделия стали иными и по форме, и по технологии. Не лучше и не хуже, просто другими.
В последний раз фабриканты Сазиковы принимали участие во Всемирной выставке 1893 года. Было это в США, в Чикаго. Через год закрылась фабрика в Москве, через восемь лет – в Петербурге. Еще несколько лет под тем же товарным знаком работала небольшая мастерская, но и она со временем перестала принимать заказы. Четыре поколения ювелиров Сазиковых продержались чуть больше ста лет, они сумели создать превосходные изделия, которыми восхищаются во всем мире. Экспозиции всех больших музеев мира имеют работы Сазиковых – ювелиров, которые начинали как ремесленники, а стали настоящими художниками.
В качестве эпилога хотелось бы вспомнить финальную сцену из романа Тургенева «Отцы и дети». Павлу Петровичу Кирсанову напоминала о Родине серебряная пепельница в виде лаптя. Хочется думать, что выполнена она была на фабрике Сазиковых.