Иисус Христос открыл тайну ученикам, говоря о своих будущих страданиях. Вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, он взошел на гору Фавор помолиться. И тут, во время молитвы, Христос преобразился, и свет исходил от него такой, что затмевал солнце. А рядом с ним его ученики увидели двух ветхозаветных праведников - Илию и Моисея. Два пророка - суть олицетворение Закона и служения. Вершину горы накрыло облако, пронзаемое лучами света, в то время, как лицо Спасителя и его одежды блистали, словно снег от лучей светила. Из того облака ученики услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 1-8)
Увидев Учителя во славе, ученики его упали ниц, благоговея и страшась. Апостол Петр сказал Христу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии», — не зная, что говорил» (Лк. 9. 33). Апостол, произнося эти слова, был озарен неизреченным светом силы Божества.
В этой фразе много сказано для нас: стремление приобщить мир нетленному свету – свету Преображения, к радости чуда. Слова говорят нам и о пророчестве: куща значит - обитель на земле, или святой дом для алчущих и страждущих, для жаждущих правды Божией. Пусть приходят они и приобщаются святыни – тем самым, Церковь исполнит свою миссию на земле. Пусть свет Преображения разливается по Вселенной, окрашивая действительность в белый цвет. Пусть сияет она, как просияли на горе Фавор одежды Спасителя. Пусть гонит уныние и сомнения, пусть дарит надежду на лучшее в этой жизни. Преображение было показано ученикам, дабы укрепить их веру и придать сил для грядущих испытаний. В этот праздник духовенство облачается в белые праздничные одежды – олицетворяя тем самым Преображение Иисуса Христа.
В наше время Церковь преображает многих. Люди приходят в святой Дом с мешком гнилостных запасов за плечами: обид, горя, лжи, лицемерия, блуда и т.д., - с огромным желанием освободиться, очистить душу от пороков, приобщиться чистейшему свету. Постепенно, через покаяние, исповедь и причастие - раны очищаются от гноя, и человек, подобно Господу, - преображается, облачая душу в белые ризы. Церковь укрепляет веру приходящих под ее покров и ищущих защиты. Она дает силы от новых искушений и дьявольских нападений.
История праздника Преображения Господня начинается с IV века. В 1457 году папой Каликстом он был введен в календарь Западной Церкви.
Христиане в этот день освящают плоды, говоря тем самым, что природа, пришедшая в расстройство с того момента, как в человеке поселился грех – ожидает Преображения, то есть обновления свой зеленой жизни. И человек и природа обретают в этом празднике Воскресение Христа.
К началу августа на востоке поспевают виноград и злаковые культуры – христиане приносят плоды своих трудов в храм в знак благодарности Богу за милостивое дарование им пищи. В первые века часть собранного урожая христиане жертвовали храму для совершения великого из таинств – Евхаристии. В России же, вместо винограда верующие освящают яблоки. Поэтому Преображение имеет еще одно название – Яблочный Спас.
Праздник служит предзнаменованием началу горячей поры сбора урожая и заготовок на зиму. Яблоки сушат, консервируют, замачивают. Люди искренне верят, что на Преображение плоды освящаются, становясь волшебными.
Считается, что с Яблочным Спасом приближаются первые холода. В старину существовал обычай – в широком поле люди песнями провожали первый закат осеннего солнца. Есть поверье - если в этот день погода ясная – будет суровая зима.