icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Юрий Пономаренко
Авто-мото

Почему падают самолёты?

  • 7057
  • 1

Почему падают самолёты?

С
Сегодня практически в каждом выпуске новостей можно узнать про очередную авиакатастрофу. Это уже не исключение, а скорее правило, как бы печально это ни было. Люди в основной массе боятся летать, предпочитая наземный транспорт. Так в чем дело, почему самолеты падают с завидной регулярностью?

Чтобы найти ответ на этот вопрос, совершенно не нужно быть экспертом в области авиастроения или обслуживания самолетов. Достаточно просто жить в этой стране и видеть, что здесь людьми управляют деньги, а не здравый смысл или забота о людях.

Многие эксперты главной причиной катастроф называют человеческий фактор, притом его даже вычислили – это около 70%. К таким причинам относится усталость или необученность пилотов, алкогольное опьянение и прочие причины, где легко можно ткнуть пальцем в виновного. Но на самом деле это не совсем так. Не всегда «черный ящик» может выдать запись типа «Вась, смотри, как я умею…»

Человеческий фактор, конечно, часто имеет место быть. Например, пилоты просто не имеют достаточного опыта полетов, а 50 часов налетов в год для военного летчика – это просто курам на смех. Майор Троянов, который разбился на территории Литвы на Су-27, за год налетал всего 14 часов. И это военный летчик-истребитель, майор! Что уж говорить об обычных курсантах, которые и управлять-то самолетом не умеют, или учились на тренажерах, а сели за штурвал настоящего самолета абсолютно другой конструкции… При этом в Израиле налет летчика – более 300 часов в год.

У нас же государство выделяет на курсанта летного училища 50 рублей в сутки на жизнь. На содержание служебной собаки, кстати, выделяется 130 рублей. Так что одной из причин «человеческого фактора» можно назвать еще и то, что пилот в полете больше озабочен своими личными проблемами, и это не так мало, как кажется. Именно по этим причинам разбилось немало самолетов. Согласитесь, трудно сосредоточиться на приборах, если думаешь, куда пойти вагоны разгружать, чтобы семья ноги не протянула…

В гражданской авиации ситуация не лучше. Мало молодых пилотов, а те, что остались с Советских времен – не имеют нужных навыков для полетов на современных иностранных самолетах, ведь Ту-154 и Боинг – это совсем не одно и то же. Зато у них имеется множество старых привычек. Поэтому у них Боинги даже взлетают так же, как Ту-154 – медленно и тяжело.

А ведь во многих экипажах нет даже бортинженера, который досконально знает всю начинку самолета. Везде автоматика, дескать. Авиакомпании экономия, а случись что – на борту нет никого, кто мог бы устранить неисправность и предотвратить катастрофу…

Но еще большее значение имеет техническое состояние самолетов. Хотя эксперты и пытаются возражать – дескать, старый самолет в хорошем состоянии ничуть не хуже нового. Все это глупая болтология. Да, самолет проверяют перед вылетом. Да, иногда ему устраивают капитальный ремонт. Но! Представьте себе поездку на старом автобусе, возрастом этак лет в 30, какой имеют большинство самолетов. Как бы вы не проверяли сей автобус перед долгой поездкой, на каждом километре будет что-нибудь ломаться, особенно то, что выглядело вполне исправно совсем недавно.

Перед вылетом самолет обрабатывают особым составом, который предотвращает его обледенение во время полета. Некоторые авиакомпании этим пренебрегают. Еще бы – стоимость обработки даже небольшого самолета доходит до 30000 рублей. А за экономию проще выплатить премию. Или за перерасход – штраф. Все упирается в деньги…

Иногда же уход за самолетом совсем никакой – лишь бы летал да прибыль приносил. В далеком 1997 году упал самолет Ан-24, принадлежавший Ставропольской авиакомпании. У него в полете отвалилась хвостовая часть, по причине «разрушения хвостовой части фюзеляжа в полете, вызванного накоплением коррозионно-усталостных повреждений конструкции». Самолет просто был насквозь гнилой, и притом это не помешало убить в нем 50 человек. И такие случаи далеко не редкость.

Видимо, не зря в развитых странах самолет после 5 лет эксплуатации продают, а взамен покупают новый. Ну а наши покупают то, на чем другие уже боятся летать. Да еще на обслуживании пытаются экономить, а получается – на нашей безопасности. Попросту – спекулируют жизнью пассажиров. Кстати, один капремонт Ту-154 стоит порядка 600 тысяч долларов, и нужно его проводить раз в 6 лет. Далеко не все авиакомпании так тратятся – как правило, обходятся суммой в 10 раз меньшей.

Но есть и еще один «фактор». Все кругом заполонили некачественные запчасти. И это относится даже к самолетам, где требования, казалось бы, очень высокие. Так нет же – и здесь часто попадаются поделки «китайских братьев», или вообще неизвестно откуда появившиеся. Все это опять-таки от жадности руководства авиакомпаний, которые покупают запчасти там, где дешевле, а не у производителя. Помнится, было не так давно в новостях – при посадке у самолета лопнули шины, которые имели неизвестное происхождение. Да хорошо, что не все, и самолет смог остановиться на тех, что остались…

В общем, отношение к авиаперевозкам у нас сегодня такое, чтобы получить побольше прибыли, и притом поменьше потратиться. Впрочем –так везде. Даже на военных летчиках экономят, которых осталось – то всего ничего! Вот это и есть настоящий «человеческий фактор», а вовсе не тот Вася, который разбил самолет, потому что летел на нем в первый раз, или потому, что отдыхал он очень давно, ведь нужно обеспечивать семью, да и сменить его особо некому.

А мы боялись, что не привыкнем жить при капитализме… Привыкли, да еще как – мы даже американцев, этих "буржуев", переплюнули в своей жадности. Те хоть своих не убивают в «летающих гробах», а мы – запросто.

Чтобы узнать, сколько сегодня появилось жертв этой жадности, иногда доходящей до глупости – достаточно включить телевизор, там обязательно скажут.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+