icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Праздники

Народный эпос удостоили праздника? Финский «Калевала».

  • 187
  • 5

Народный эпос удостоили праздника? Финский «Калевала».

Е
Если растению обрубить корни, растение погибнет, лишившись возможности получать питание и силу от земли, на которой оно выросло… но то же самое происходит и с людьми, с народами. Любому народу нужны поколения предков, стоящие за спиной, нужна традиция – нужно Слово, идущее из глубины веков… Выражением такого слова становится эпос. Потому-то так ценили во все века – и продолжают ценить – греки «Илиаду» и «Одиссею», индийцы – «Рамаяну», исландцы и норвежцы – «Старшую Эдду», а немцы – «Песнь о Нибелунгах»… но не было такого масштабного эпического произведения у карелов и финнов. Оно родилось довольно поздно – в 1835 году – но это не отменяет того, что оно пришло из глубины веков. Имя ему – «Калевала».

Путь к «Калевале» был отнюдь не простым. С 20-х годов XIX века Рейнгольд Беккер, издававший в городе Або в Финляндии еженедельную газету, опубликовал в ней несколько рун – именно так называются эпические песни карелов и финнов (не стоит смешивать это понятие с другими рунами – древнескандинавским магическим алфавитом). Они состоят из восьмисложных строк, которые не рифмуются, но связаны аллитерцией. Обычно руны исполняли два певца, которые договаривались о сюжете песни, садились рядом, брались за руки и покачивались взад-вперед. Пока один из них пел, другой обдумывал следующую строфу. Руны могли исполняться под аккомпанемент кантеле – карело-финнского «родственника» гуслей… После этой публикации интерес к рунам возрастал – их собирали и публиковали и другие фольклористы. Одним из них был Элиас Леннрот.

Этот человек – сын сельского портного, зарабатывающий на жизнь трудом бродячего певца, самостоятельно освоивший латынь и в конце концов окончивший университет в качестве филолога – совершил одиннадцать фольклорных экспедиций. В то же время другие исследователи фольклора – уже знакомый нам Р. Беккер и З. Топелиус – высказывают идею: а не являются ли разрозненные руны «осколками» масштабного эпоса, существовавшего когда-то?

Эту идею подхватил и развил Э.Леннрот. Из собранных им на востоке Карелии рун он составил эпическую поэму, состоящую из 50 частей, тоже названных рунами. 28 февраля этот свод, получивший название «Калевала», был передан составителем в типографию.

«Калевала» надолго стала предметом споров – не все соглашались считать произведение памятником народного творчества, многие полагали, что это сочинение самого Э. Леннрота. Все же исследования, проведенные филологами в последующие годы, убедительно доказали, что перу самого Леннрота принадлежит там не более 6% – остальные же 94% записаны их от рунопевцев, так что «Калевалу» смело можно считать древним эпосом.

Так и считают в Финляндии. А тот судьбоносный день, когда Э.Леннрот передал в типогрфию свою рукопись – 28 февраля – стал в этой стране праздником. Каждый год в этот день устраивается костюмированное шествие, театрализованные представления на тему сюжетов из «Калевалы», фольклорные песенные марафоны. Принять участие в праздничных мероприятиях может любой желающий – даже иностранец – достаточно взять напрокат костюм. Поистине, трудно представить лучший способ окунуться в финскую культуру!

tra
Анатолий Ягодкин

Спасибо, мне как уроженцу Петрозаводска очень приятно, что об этом пишут и знают! Прям приятно, родиной повеяло! В Карелии почти культ "Калевалы".

spe
Юлия Дворникова

А ещё есть рок-группа "Калевала". Под настроение очень хорошо слушается!

tra
Анатолий Ягодкин

Юлия, знаю такую группу и даже беседовал с Ксюхой лично в ходе работы в музыкальной журналистике. Только не рок, а фолк-металл, если быть точным или "тяжелый фолк", как будет совсем правильно ( о "металле" в России идут споры). Но они никакого отношения к эпосу кроме названия не имеют. Угро-финских мотивов в творчестве лично я не слышу, да их и нет. Русские - да, бесспорно. Чего стоит один кавер на Бородина! ( "Улетай на крыльях ветра")

mas
Марк Блау

У меня такое впечатление, что карелы и фины отличются только местом проживания по отношению к границе с Россией.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+