icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ѕраздники

Ќародный эпос удостоили праздника? ‘инский Ђ алевалаї.

  • 321
  • 5

Ќародный эпос удостоили праздника? ‘инский Ђ алевалаї.

≈сли растению обрубить корни, растение погибнет, лишившись возможности получать питание и силу от земли, на которой оно вырослоЕ но то же самое происходит и с людьми, с народами. Ћюбому народу нужны поколени€ предков, сто€щие за спиной, нужна традици€ Ц нужно —лово, идущее из глубины вековЕ ¬ыражением такого слова становитс€ эпос. ѕотому-то так ценили во все века Ц и продолжают ценить Ц греки Ђ»лиадуї и Ђќдиссеюї, индийцы Ц Ђ–ама€нуї, исландцы и норвежцы Ц Ђ—таршую Ёддуї, а немцы Ц Ђѕеснь о ЌибелунгахїЕ но не было такого масштабного эпического произведени€ у карелов и финнов. ќно родилось довольно поздно Ц в 1835 году Ц но это не отмен€ет того, что оно пришло из глубины веков. »м€ ему Ц Ђ алевалаї.

ѕуть к Ђ алевалеї был отнюдь не простым. — 20-х годов XIX века –ейнгольд Ѕеккер, издававший в городе јбо в ‘инл€ндии еженедельную газету, опубликовал в ней несколько рун Ц именно так называютс€ эпические песни карелов и финнов (не стоит смешивать это пон€тие с другими рунами Ц древнескандинавским магическим алфавитом). ќни состо€т из восьмисложных строк, которые не рифмуютс€, но св€заны аллитерцией. ќбычно руны исполн€ли два певца, которые договаривались о сюжете песни, садились р€дом, брались за руки и покачивались взад-вперед. ѕока один из них пел, другой обдумывал следующую строфу. –уны могли исполн€тьс€ под аккомпанемент кантеле Ц карело-финнского Ђродственникаї гуслейЕ ѕосле этой публикации интерес к рунам возрастал Ц их собирали и публиковали и другие фольклористы. ќдним из них был Ёлиас Ћеннрот.

Ётот человек Ц сын сельского портного, зарабатывающий на жизнь трудом брод€чего певца, самосто€тельно освоивший латынь и в конце концов окончивший университет в качестве филолога Ц совершил одиннадцать фольклорных экспедиций. ¬ то же врем€ другие исследователи фольклора Ц уже знакомый нам –. Ѕеккер и «. “опелиус Ц высказывают идею: а не €вл€ютс€ ли разрозненные руны Ђосколкамиї масштабного эпоса, существовавшего когда-то?

Ёту идею подхватил и развил Ё.Ћеннрот. »з собранных им на востоке  арелии рун он составил эпическую поэму, состо€щую из 50 частей, тоже названных рунами. 28 феврал€ этот свод, получивший название Ђ алевалаї, был передан составителем в типографию.

Ђ алевалаї надолго стала предметом споров Ц не все соглашались считать произведение пам€тником народного творчества, многие полагали, что это сочинение самого Ё. Ћеннрота. ¬се же исследовани€, проведенные филологами в последующие годы, убедительно доказали, что перу самого Ћеннрота принадлежит там не более 6% Ц остальные же 94% записаны их от рунопевцев, так что Ђ алевалуї смело можно считать древним эпосом.

“ак и считают в ‘инл€ндии. ј тот судьбоносный день, когда Ё.Ћеннрот передал в типогрфию свою рукопись Ц 28 феврал€ Ц стал в этой стране праздником.  аждый год в этот день устраиваетс€ костюмированное шествие, театрализованные представлени€ на тему сюжетов из Ђ алевалыї, фольклорные песенные марафоны. ѕрин€ть участие в праздничных меропри€ти€х может любой желающий Ц даже иностранец Ц достаточно вз€ть напрокат костюм. ѕоистине, трудно представить лучший способ окунутьс€ в финскую культуру!


deb
јнатолий ягодкин

—пасибо, мне как уроженцу ѕетрозаводска очень при€тно, что об этом пишут и знают! ѕр€м при€тно, родиной пове€ло! ¬  арелии почти культ " алевалы".

spe
ёли€ ƒворникова

ј ещЄ есть рок-группа " алевала". ѕод настроение очень хорошо слушаетс€!

deb
јнатолий ягодкин

ёли€, знаю такую группу и даже беседовал с  сюхой лично в ходе работы в музыкальной журналистике. “олько не рок, а фолк-металл, если быть точным или "т€желый фолк", как будет совсем правильно ( о "металле" в –оссии идут споры). Ќо они никакого отношени€ к эпосу кроме названи€ не имеют. ”гро-финских мотивов в творчестве лично € не слышу, да их и нет. –усские - да, бесспорно. „его стоит один кавер на Ѕородина! ( "”летай на крыль€х ветра")

mas
ћарк Ѕлау

” мен€ такое впечатление, что карелы и фины отличютс€ только местом проживани€ по отношению к границе с –оссией.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+