icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћеонид ƒев€тых
Ћюди, биографии

Ќадежда »вановна —аврасова, кто она?

  • 2165
  • 6

Ќадежда »вановна —аврасова, кто она?

ѕ
Ђѕусть ведает один Ѕог мои недостойны€ и скудны€ во им€ ≈го приношени€, да они и не мои собственно, а Ѕожие же; а € только немощное орудие в деснице ≈гоЕї

Ќадежда »вановна —аврасова.

Ц јнтихрист, он и есть јнтихрист, Ц сказала старушка, со значением огл€дев собеседниц. Ц Ќе иначе Ц конец света гр€дет.

Ц ј каков он из себ€, јнтихрист ентот? Ц спросила одна из слушательниц старушки.

Ц  аков, каковЕ ясное дело Ц черт с рогами. ¬о ‘ранции живет. ≈во еще, это, јпполионом кличут. ќн уже там у себ€, во ‘ранции, войну зате€л, так вскорости она на весь мир перекинетс€. ј опосл€ Ц скорбь велика€ наступит и туга всем на земле живущим, а следом Ц и конец светаЕ

Ц Ќешто с ним никакого сладу нет? Ц спросила старушку с дрожью в голосе женщина лет сорока с небольшим.

Ц »-и, јнна Ћексевна, Ц прот€нула с иронией старушка. Ц  то ж с чертом-то, сладит. “олько на √оспода и уповатьЕ

Ц ј сказывают, он людей мучить любит Ц хлебом не корми. Ѕудто непокорных воле его на огне жгет, а на тех, кто ему предаютс€ Ц печать свою накладываетЕ

—ию интереснейшую и весьма поучительную беседу прервал детский всхлип. ¬се обернулись в сторону звуков: в уголке, сжавшись в комочек, плакала девочка лет двенадцати.

Ц „то с тобой, доченька? Ц подошла к ней јнна јлексеевна. Ц Ќапугали мы теб€? Ќу, не плачь. ћожет, √осподь и не допустит дожить нам до напастей сих.

Ц јх, маменька, Ц отвечала девочка. Ц Ќе за то € плачу, что антихристовых мучений боюсь. ¬от вы мне жити€ св€тых члиЕ “ам мученики св€тые с радостью терпели мучени€ за веру и умирали за ради ’риста с улыбкоюЕ

ƒевочка посмотрела на мать, и крупные слезы снова потекли по ее щекам.

Ц ј пошто плачешь тогда, Ќаденька? Ц ласково спросила јнна јлексеевна.

Ц я боюсь, что јнтихрист может разлучить нас, Ц ответила дочь и сделалась задумчивою. ј еoе € боюсь быть рабою у врага Ѕожи€Е

Ётот разговор происходил в городке јлатыре тогдашней —имбирской губернии, отделившейс€ от губернии  азанской во второй половине 90-х годов XVIII столети€. ћожет, потому он так врезалс€ в пам€ть Ќадежды »вановны, что как бы определил смысл всего ее дальнейшего существовани€ Ц Ђне быть рабою у врага Ѕожи€Еї.

ќна родилась как прошенное и моленное, по ее собственным словам, у Ѕога дит€. Ѕыла четвертым рожденным в семье ребенком, однако первые трое по€вились на свет мертвыми, и отча€вшиес€ отец с матерью дали обет, что если родитс€ дочь, назвать ее Ќадеждою, ибо на Ѕога возлагали они надежду иметь детей и видеть их живыми.

» родилась дочь, и была названа Ќадеждою, и случилось это долгожданное в семье двор€н —аврасовых событие в шестом часу пополудни 21 сент€бр€ 1783 года в городе јлатыре, что на реке —уре.

ќтец Ќадежды, »ван ћихайлович, происходил из двор€н симбирских, кои до учреждени€ в 1775 году самосто€тельной —имбирской губернии €вл€лись двор€нами губернии  азанской —имбирского уезда.

Ѕыл он некогда в военной службе, затем вышел в отставку и определилс€ в службу гражданскую по судейской части. —осто€нием владел »ван ћихайлович весьма незначительным, посему дочь его никогда в роскоши не купалась, и особенного достатку в семье не было.

 ак во многих двор€нских семь€х того времени, вс€ учеба Ќадежды составилась из домашнего воспитани€, коим руководила ее мать, јнна јлексеевна, и первым и единственным наставником ее в науках был духовник их дома, тогдашний протоиерей »ван »ванович ћилонов,

≈стественно, с таким наставником, первым предметом изучаемых наук был закон Ѕожий, а главными учебниками €вл€лись не ЂЅукварьї и Ђјрифметикаї, а ≈вангелие, „етьи-минеи, ѕсалтырь и јкафистник. ƒа, собственно, что еще нужно двор€нской дочери: знать закон Ѕожий, домоводство, четыре арифметических действи€ да читать-писать Ц ну и будет. ¬се остальное от Ц Ћукавого.

Ќадо сказать, что дом —аврасовых был одним из самых почтенных и уважаемых в городе, и доступ в него имел не вс€кий и двор€нин, проживающий в нем: јнна јлексеевна €вл€лась женщиной правил строгих и была весьма разборчива в выборе знакомств дл€ себ€ и дл€ дочери. “ем самым, из списка знакомств автоматически выпадали молодые просвещенные двор€не, могущие составить хорошую партию ее дочери, но не отличающиес€ особой религиозностью и не желающие, будучи наедине с Ќадеждой »вановной, заниматьс€, например, только совместным чтением ѕсалтыр€. ј незнание об€зательного в то врем€ французского €зыка Ц что, конечно, нисколько не умол€ло душевных дарований Ќаденьки Ц отпугивало он нее (Ђнеобразованнойї) и многих неженатых мужчин в те немногочисленные выходы ее в Ђсветї, кои разрешались јнной јлексеевной. » общалась Ќадежда »вановна с архимандритами, иеромонахами, игумень€ми и духовником »ваном »вановичем, чего впрочем, и ей самой было достаточно: замуж, похоже, абы за кого, она не рвалась.

 ак-то ей попалась книжка светских стихов: вздохи, переживани€, любовь при луне, бур€ чувств, кипение страстей и тому подобное. » то ли автор стихов был бездарен, то ли слог был плоховат, однако Ц не понравилось. » уж никогда более руки Ќадежды »вановны не держали подобных книжек, равно как и любовных романов, коими зачитывались ее сверстницы. –азвитие ее шло в направлении ином. ЂЅоже избави, Ц вспоминала Ќадежда »вановна, Ц чтобы матушка позволила мне проспать воскресную или праздничную заутреню. «а час еще до благовеста бывало встанет и разбудит мен€Е » не смей в церкви огл€дыватьс€ на сторону, или переступать с ноги на ногу, и стоишь бывало всю заутреню, как вкопанна€, не сме€ пошевелитьс€. ¬ праздничные дни матушка имела обыкновение перед обеднею прочитывать дневное евангелие, и мен€ заставл€ла слушать; а после обедни, возврат€сь домой, всегда спрашивала, что € запомнила из читанного в церкви ≈вангели€; если € не умела ничего пересказать, то матушка делала мне строгий выговор, и даже грозила лишить мен€ на следующий день праздничной службы, если € буду невнимательна к божественной службе; этого наказани€ € пуще всего бо€лась; и с каким бывало вниманием стоишь в церкви и слушаешь что поют и читают, чтобы матушка осталась довольна моим богомольем. «а то, сколько у мен€ было радости и восхищени€, если, бывало, заслужишь матушкину похвалу за свое доброе поведение в церкви, и в награду за то получишь от нее несколько копеек, чтобы положить в кошелек старостыї. ќбычай сей Ц не пропускать ни единой воскресной и праздничной служб Ц сохранилс€ у Ќадежды »вановны до самой смерти.

–одовое имение јнны јлексеевны, село —ара, давала доход весьма незначительный. Ќыне на картах такового и не сыщешь. ќднако помирает родной д€д€ Ќадежды, двор€нин фамилии знатной и весьма древней Ц помещик Ќефедьев, коий отказывает плем€ннице по своему духовному завещанию село √ригорьево, крепкое и весьма доходное, да к тому же, всего в нескольких верстах от —ары. ј Ќадежда »вановна, к тридцати годам, хоть и была набожна и к благоде€ни€м весьма склонна, однако характер имела дюже жесткий Ц сказывалось ее длительное нахождение в незамужнем девическом состо€нии, что, надо сказать, всегда накладывает определенный отпечаток на характер и внешний облик женщины.

ќна быстро улучшила благососто€ние и свое, и матери (»ван ћихайлович к тому времени жил отдельно от них; не выдержал, очевидно, двух монашек в доме), ибо все торговые операции по продаже хлеба, который в больших количествах давало ее вновь приобретенное село √ригорьево, производила сама, благо алатырские пристани были р€дом. — приобретением села √ригорьева и берет начало ее велика€ и не имеюща€ аналогов ни до, ни после нее, более чем полувекова€ благотворительна€ де€тельность.

Ќачалось с того, что Ќадежда »вановна после каждой удачной торговой операции с григорьевским хлебом стала делать значительные вклады или денежные пожертвовани€ в свою приходскую церковь села —ары.

¬ первой половине 20-х годов XIX столети€ дела —аврасовых шли так хорошо, что надежда »вановна приобретает во владение богатое село  и€т —имбирской губернии Ѕуинского уезда, на картах республики “атарстан уже имеющеес€, ибо и доныне входит в Ѕуинский район республики.

—то€ло село на правом бережку —ви€га реки и находилось аккурат между Ѕуинском и “етюшами. —юда и переехали жить из родового села —ары јнна јлексеевна и Ќадежда »вановна.

Ќадежда »вановна стала часто бывать а  азани, и как богата€ помещица была прин€та в самых лучших двор€нских домах города. ќна сдружилась с семейством ћусиных-ѕушкиных, особенно с камергершей ≈вдокией —ергеевной, урожденной кн€жной Ѕолховской, матерью геро€ ќтечественной войны 1812 года и участника заграничных походов 1813-1815 годов ћихаила Ќиколаевича ћусина-ѕушкина, с феврал€ 1827 года исполн€вшего должность попечител€  азанского учебного округа. ќна стала часто бывать в их доме, и через ≈вдокию —ергеевну познакомилась с прибывшим в 1828 году на  азанскую епархиальную кафедру архипастырем ‘иларетом, о высокой мудрости коего, простоте и доступности уже была весьма наслышана.

Ђѕрием сделанный ей владыкою, его проста€, но глубоко-мудра€ беседа, Ц как писал журнал Ђ»звести€ по  азанской епархииї от 1871 года за є 17, Ц превзошли ее ожидани€; с сего времени она навсегда сделалась усерднейшею почитательницею преосв€щенного ‘иларета, и взаимно пользовалась и его св€тительским к себе расположениемї.

Ќадежда »вановна продолжает жертвовать церкв€м и приходам. —разу по приезду в село  и€т, она затевает ремонт приходской церкви, за что преосв€щенный, побывав в селе в 1829 году, выразил ей благодарность и признание.

ќкрыленна€ расположением ‘иларета, Ќадежда »вановна, заручившись на то разрешени€ми, начинает строительство новых храмов во всех ее четырех селах:  и€те, —аре, √ригорьеве и ћуратове, доставшемс€ ей, очевидно, после смерти либо отца в 1826 году, либо матери в 1830-м. ¬ селе этом нынешнего  айбицкого района республики, а тогда принадлежавшего —ви€жскому уезду, и доныне стоит, построенна€ в 1857 году на средства Ќадежды »вановна архитектором ‘.». ѕетонди Ђнад прахом родителей е€, бол€рина »оанна и бол€рыни јнныї,  азанско-Ѕогородицка€ церковь.

ѕосле смерти матери она переезжает в  азань, и в 1834 году делает свое первое и далеко не последнее пожертвование городу: передает 3000 рублей в пользу  азанского ѕопечительства о бедных духовного звани€. Ёто было целое состо€ние, на которое можно было прожить безбедно лет п€ть-семь, не счита€ Ђузаконенныхї государством процентов ренты. —ие благоде€ние, вкупе с ранее соде€нными, имело весьма знаменательные последстви€: ¬седержитель посредством архиепископа ‘иларета не позволил развитьс€ у Ќадежды »вановны т€желой болезни.

Ђѕолучив вследствие простуды жестокую ломоту с опухолью в ногах, Ц вспоминала позже Ќадежда »вановна, Ц € отча€лась в своем выздоровлении; лучшие казанские врачи ничего не могли сделать дл€ облегчени€ моей болезни, котора€, видимо, обращалась в вод€нуюї.

”знав о болезни одной из своей паствы, ‘иларет решает навестить ее, что, собственно, было в привычках этого замечательного главы  азанской епархии.

ќн приехал к больной, расспросил ее о болезни и посоветовал усерднее молитьс€ и более уповать на врача Ќебесного, нежели на лекарей земных, от коих и тогда, и теперь проку Ц чуть. ј уход€, попросил ее проводить его.

Ц ƒа как же € провожу вас, преосв€щенный, коли даже пошевелить ногами не могу? Ц удивилась —аврасова.

Ц ј ты попробуй, Ц сказал ¬ладыка. Ц јвось, и получитс€ с Ѕожьей-то помощью.

Ќадежда »вановна, почувствовав прилив каких-то неземных сил, приподн€лась на постели и опустила ноги, чего долго не могла уже делать без посторонней помощи. Ѕоли не было. ¬ладыка стал прощатьс€, и —аврасова, неожиданно дл€ себ€, встала и проводила его до самых дверей, чувству€ большое облегчение в ногах. — этого дн€ она стала ходить и даже съездила в ¬оронеж и  иев поклонитьс€ Ѕожиим угодникам. Ёто было насто€щее чудо, кои свершаютс€ с людьми, симпатичными Ѕогу.

¬ 1836 году  азань простилась с ‘иларетом Ц он был вызван в ѕетербург дл€ присутстви€ в —в€щенном —иноде. ѕоручив —аврасову ≈вдокие —ергеевне ћусиной-ѕушкиной и подарив Ќадежде »вановне икону со —пасителем, он отбыл и увез с собой частичку ее души. —коро —аврасовой стало скучно в  азани: шумный город с многочисленными жител€ми раздражал; балы, рауты и визиты, коими жило двор€нское общество, никогда не прельщали старую деву, а игра в карты, так попул€рна€ в  азани, считалась Ќадеждой »вановной игрищем бесовским, в чем она была совершенно недалека от истины. — новым архиепископом  азанским и —ви€жским ¬ладимиром, прибывшем в 1836 году из „ернигова, —аврасова не сблизилась, как когда-то с ‘иларетом, да и, собственно, трудно, а может, и незачем заводить новых друзей в 50 лет, ибо, обычно, ничего путного из такой дружбы, обычно, не выходит.

» Ќадежда »вановна начинает погл€дывать в сторону —ви€жска: городок спокойный, уездный, жителей всего-то около двух с половиной тыс€ч, да и к селу ћуратову ближе. ј главное, похож был сей город —ви€жск на большой монастырь, в коем дела богоугодные делать легче, да и к Ѕогу ближе. » в начале 40-х годов собирает Ќадежда »вановна свои манатки, прощаетс€ с  азанью, городом губернским, и отбывает на посто€нное местожительство в —ви€жск, городок уездный, коий имел в те времена три каменных дома, 260 домов дерев€нных, 6 богоугодных заведений, около 25 лавок на ветхом и запущенном √остином дворе, 4 питейных дома, одну общественную баню, но зато: четыре монастыр€, шесть приходских церквей и одну соборную, то есть менее 50 домов в одном церковном приходе. Ђ“ам больше церквей, нежели хороших домовї, Ц так описала јлександра ‘укс город —ви€жск в своей книге Ђ«аписки о чувашах и черемисах  азанской губернииї, вышедшей в  азани в 1840 году. »менно в Ђсви€жскийї период жизни Ќадежды »вановны —аврасовой были сделаны самые значительные и многочисленные ее пожертвовани€.

¬ 1841 году Ќадежда »вановна своим Ђиждивениемї выстроила дл€ ’ристовых невест девичьего »оанно-ѕредтеченского монастыр€ каменный двухэтажный корпус келий Ђна 12 сажен€х длины и 6 шириныї. (—ажень Ц мера длины, равна€ 213 сантиметрам). «дание сие по сей день цело.

¬ 1842 году в монастырской церкви во им€ Ђпреподобного —ерги€ –адонежского чудотворцаї Ќадежда »вановна устроила новый вызолоченный иконостас, а на иконы на Ђцарских вратахї храма одела серебр€ные оклады и ризы Ђ84 пробыї. “акже серебр€ные ризы были сделаны ею еще на п€ть икон —ергиевского храма. ѕозже, в 1918-м оклады и ризы были Ђэкспроприированыї дл€ нужд  расной армии и всплыли в 20-30-х годах XX столети€ на антикварных аукционах ѕарижа и Ѕерлина.

¬ 1843 году Ќадежда »вановна стала делать пожертвовани€ и в —ви€жский ”спенско-Ѕогородицкий мужской монастырь, который больше никогда не видел столь значительных вкладов, как были произведены дл€ него великой благотворительницей за два с половиной дес€тилети€.

—начала —аврасова произвела, скажем так, косметический ремонт храмов монастыр€ и обновила в них церковную утварь. «атем, в том же 1843 она устроила новую раку дл€ мощей св€тител€ √ермана, основател€ и первого архимандрита ”спенского Ѕогородицкого монастыр€, ибо прежн€€, изготовленна€ еще в 1696 году, пришла в ветхость и рассохлась. Ќова€ рака была сделана из кипарисового дерева, обложена серебром и обита пунцовым бархатом. »менно ее Ц бархат даже не потер€л первоначального цвета Ц вскрыли в 1922 году по решению “ат÷» а новые сви€жские власти перед закрытием монастыр€.

«атем ею был исправлен и подновлен п€ти€русный иконостас в ”спенском соборе, позлащен балдахин над мощами св€тител€ √ермана и п€ть киотов. ≈ще Ќадежда »вановна в том же году устроила три серебр€ные чеканной работы ризы на три образа в иконостасе ”спенского собора и посто€нно подновл€ла оклады и ризы икон монастыр€.

”стройство раки св€тителю √ерману стоило благотворительнице 2250 рублей, позолота иконостаса, балдахина и п€ти киотов 1500 рублей, а все серебр€ные ризы Ц 6692 рубл€. »того пожаловани€ Ќадежды »вановны только в 1843 году и только —ви€жскому мужскому монастырю составили 12742 рубл€ Ц сумма на то врем€ весьма и весьма значительна€.

¬ 1844 году —аврасова устроила в √ермано-ћитрофановской церкви монастыр€ новый трехъ€русный иконостас с резными витыми колоннами и золотом. 26 сент€бр€ храм был осв€щен во им€ св€тителей √ермана  азанского и ћитрофана ¬оронежского. ¬се обновлени€ в этом храме стоили Ќадежде »вановне 1944 рубл€. ѕосле божественной литургии к архиепископу ¬ладимиру, осв€щавшему храм, пришла депутаци€, состо€ща€ из городского головы, городничего и некоторых почтенных граждан города. ƒепутаци€ Ђсловесно испрашивала у преосв€щенного благословени€ обратитьс€ к благотворительнице г. —аврасовой насчет исправлени€ градского собора, пришедшего тогда в крайнее во всех част€х положение. ¬ыслушав за€вление городской депутации, владыка одобрил усердие граждан к своему собору, и, обратившись к г. —аврасовой, как прихожанке оного, предложил ее вниманию просьбу граждан, заметив, что в стечении насто€щих обсто€тельств он видит волю Ѕожию. ƒвижима€ тем же усердием о благососто€нии св. Ѕожиих церквей, Ц как писал один из номеров журнала Ђ»звести€ по  азанской епархииї, Ц г. —аврасова тут же беспрекословно согласилась на возобновление соборного в г. —ви€жске храма, который действительно находилс€ тогда в крайнем упадкеї.

ƒл€ реконструкции собора был привлечен ведущий губернский архитектор ‘.». ѕетонди, построивший к тому времени в  азани здание городской ƒумы, центральный корпус –одионовского института Ѕлагородных девиц, несколько дес€тков городских особн€ков дл€ знати и купцов и зан€тый в означенное врем€ возведением углового здани€ Ђ азанского подворь€ї, известного многим поколени€м казанцев как гостиница Ђ азаньї. Ќа исправление храма был составлен проект, и после утверждени€ его Ђвысочайшейї инстанцией, работы начались. Ђѕо возобновлению собора, усердием и иждивением г-жи —аврасовой сделано было тогда следующее: 1) пристроены к храму два вышесказанные придела (ѕресв€той Ѕогородицы и ѕетропавловский Ц Ћ.ƒ.), кровл€ на всем храме покрыта железом и окрашена масл€ною краскою, стены извне отштукатурены и обелены, окна в алтаре главного храма и в куполе расширены, отчего свет внутри храма усилен вдвойне. 2) ¬нутри храма, в приделах устроены новые иконостасы и вызолочены на полимент, написаны вновь местные иконы в придельных храмах; старый в главном соборе иконостасЕпеределанЕ —тены внутри оштукатурены и окрашены, а фоны сводов в придельных храмах и в некоторых местах стены главного храма расписаны св€щенно-историческими изображени€ми. 3) ѕри входе в главный храм пристроены каменные Ц с правой стороны караулка, а с левой церковна€ кладова€ї. (»звести€ по  азанской епархии, 1871, є 20, стр. 619-620).

 роме того, Ќадежда »вановна сделала 10 серебр€ных риз на иконы, новую церковную утварь в необходимых количествах и 26 сент€бр€, ровно через п€ть лет, в 1849 году храм был осв€щен новым  азанским архиепископом √ригорием, сменившим на посту главы  азанской епархии в 1848 году ¬ладимира.

ƒобрые дела имеют своеобразную особенность: чем больше о них кричишь, тем меньше они заметны и значимы. Ќасто€щим добрым делам вредна широка€ огласка, за них не требуют уважени€ и наград, они значимы уже сами по себе, и тем быстрее узнают о них люди и сведает ¬седержитель, чем с меньшей помпой совершены сии благоде€ни€.

Ќе требовала признательности и Ќадежда »вановна, и последние разговоры немногих, кои смели думать, что все благоде€ни€ ее делаютс€ из каких-либо личных выгод или тщеслави€ смолкли, когда —аврасова наотрез отказалась от какой-либо себе награды, что прочил архиепископ √ригорий и даже собиралс€ ходатайствовать о том перед —в€тейшим —инодом.

Ќе забывала она и девичий »оанно-ѕредтеченский монастырь, с коего и начала свои благоде€ни€, переселившись в —ви€жск.

¬ 1851 году она изготавливает на престол главного храма серебр€ное облачение, устраивает на монастырском дворе колодец в 18 сажен глубины и разводит фруктовый сад на монастырском погосте, от коего ныне осталс€ один пшик. «ато территори€ монастыр€ Ц сплошной погост, устроенный в 30-е годы верными ленинцами с иезуитской доктриной Ђцель оправдывает средстваї, ибо превратилась обитель си€ в тюрьму-каземат, а земли ее Ц в братские могилы.

ѕродолжает жертвовать Ќадежда »вановна и главному городскому собору: устраивает иконы, льет колокол в 308 с лишним пудов, шьет облачени€ св€щенникам, сооружает каменную с железной решеткой ограду, делает серебр€ные облачени€ на престолы, льет серебр€ные ризыЕ ¬сего в 1863-1870 годах —аврасовой только на соборный храм было потрачено 12 438 рублей Ц огромна€ сумма!

ѕомимо женского и мужского монастырей и соборной городской церкви, Ќадежда »вановна в 1866 году слила колокол в 149 пудов с лишним, взорванный вместе с церковью в числе четырех —ви€жских храмов, помешавших советской власти.

¬ 1868 году ее Ђиждивениемї сооружены каменные с железной решеткою ограды дл€ —офийской, Ѕлаговещенской и ÷аревоконстантиновской церквей.  роме того, многие сви€жские храмы получили и денежные пожертвовани€, как на благоустройство церквей, так и на содержание церковнослужителей.

ѕродолжала Ќадежда »вановна жертвовать и —в€жскому мужскому монастырю, обща€ сумма благоде€ний коему перевалила к середине 60-х годов XIX столети€ за 23 тыс€чи рублей.

Ќе забывала —аврасова и губернскую  азань. “ак, в 1852 году ею было сделано серебр€ное напрестольное облачение, сто€щее Ђне менее 2 300 руб.ї дл€ девичьего Ѕогородицкого монастыр€. „ерез дес€ть лет она пожертвовала ’ристовым невестам золотые св€щенные сосуды, кресты и оклады на общую сумму 4 813 рублей. ќна же в 1868 году пожертвовала казанскому Ѕлаговещенскому собору 3 000 рублей, а в 1869-м еще 1 600 на сооружение серебр€ного престола.

¬ течение 1851-1869 годов —аврасова сделала пожертвовани€ церкв€м сел:  и€т Ѕуинского уезда, ¬ладимирское и Ёбалаки, ћуратово, Ќовоспасское, что входило в состав —пасского уезда, ¬веденска€ слобода уезда —ви€жского и в село  иртели —имбирского уезда —имбирской губернии.

» одному Ѕогу известно, сколько Ќадежда »вановна сделала денежных и вещевых благоде€ний сиротам и бедным.

Ќадо сказать, что слава о ней, как о великой благодетельнице и благотворительнице разошлась по всей  азанской губернии и даже далее, и пот€нулись к ней разного рода просители: кто молил пожертвовать на храм, кто на приход, а кто просто просил вспоможени€ лично дл€ себ€. „а€ни€ посетителей она удовлетвор€ла не вдруг: вначале провер€ла, насколько справедливы их просьбы и действительны их нужды. –азного рода аферистов определ€ла сразу, и дворовые ее взашей выгон€ли таковых со двора, заказыва€ им накрепко забыть дорогу к ее дому.

ƒействительно нуждающимс€ жертвовала щедро, следу€ раз и навсегда установленному ей самой дл€ себ€ правилу: давать больше, чем бы хотелось дать. ¬ последние годы стремилась быстро и в достаточных количествах помогать бедным храмам с малыми приходами, коим самим было никак не справитьс€ с нищетой.

Ќе было случа€, чтобы она не сдержала данного слова Ц черта, много говор€ща€ о человеке и ставша€ едва ли не аномальной в нынешнее врем€.

√овор€т, она была вспыльчива, и ей приходилось посто€нно усмир€ть себ€, что давалось с большим трудом. —о своими людьми была строга, но справедлива, быстро умела распознать ложь и различить истинную прив€занность от притворной.

Ќе терпела меж своими людьми пь€нства, воровства и нищенства. «а пь€нство и воровство строго наказывала, однако, охотно помогала нуждающимс€, особенно в случае неурожа€, падежа скота, пожаров и иных напаст€х. Ђ–аз случилось, Ц писали Ђ»звести€ по  азанской епархииї, Ц что в одном из ее имений вс€ деревн€ выгорела, и даже хлеб бывший в гумнах погорел. ”знав о несчастии, г-жа —аврасова спешит на помощь бедствующим. «релище пожара и слезы и старых и малых, припавших к коленам госпожи, тронули до того добрую помещицу, что она тут же распор€дилась закупить несколько дес€тков плотов строевого лесу, раздала безвозмездно кресть€нам лес, и деревн€ в тот же год обустроилась вновь. ќдин из кресть€н бывшего е€ имени€, села ћуратова, такой сделал о ней отзыв: Ђбарын€ наша хоть и много от нашей барщины нажила себе капиталу, за то нам же и отдала то, что от нас нажила, выстроив нам знатную каменную церковь, какой мы миром никогда бы не соорудилиї.

ќднако годы брали свое. ≈ще с осени 1869 года она стала жаловатьс€ на бессонницу и слабость. ¬ середине марта 1870-го она стала готовитьс€ к смерти: прин€ла таинство, приобщилась св€тых даров и 24 числа, выслушав молитву на исход души в полном сознании, мирно и спокойно отошла в мир иной. 27 марта покойницу отпели в главном —ви€жском храме, коему в свое врем€ немало благодетельствовала —аврасова. —течение собравшихс€ воздать последнее целование усопшей было так велико, что храм едва вместил всех желающих. ”же давно Ђим€ —аврасовой, Ц писали некрологи, Ц как благотворительницы храмов Ѕожиих известно было не только во многих местах обширной –оссии, но и во св. граде »ерусалиме и во св. горе јфонской, куда она также сделала щедрые вклады на пользу св. ’рамовЕ ѕодобные боголюбцы, столь редкие, особенно в наш холодный усердием к ÷еркви Ѕожией век, достойны того, чтобы пам€ть о них и их благоде€ни€х сохран€лась в отдаленном потомстве, как урок истинного христианского благочести€ї.

 азалось, о ком, о ком, а уж о Ќадежде »вановне —аврасовой, столь неоценимо много сделавшей дл€ Ѕога и людей, действительно, будут помнить даже Ђв отдаленном потомствеї, и им€ сей благотворительницы будет незабвенно из века в век.

ќднако, это только казалосьЕЂѕусть ведает один Ѕог мои недостойны€ и скудны€ во им€ ≈го приношени€, да они и не мои собственно, а Ѕожие же; а € только немощное орудие в деснице ≈гоЕї

Ќадежда »вановна —аврасова.

Ц јнтихрист, он и есть јнтихрист, Ц сказала старушка, со значением огл€дев собеседниц. Ц Ќе иначе Ц конец света гр€дет.

Ц ј каков он из себ€, јнтихрист ентот? Ц спросила одна из слушательниц старушки.

Ц  аков, каковЕ ясное дело Ц черт с рогами. ¬о ‘ранции живет. ≈во еще, это, јпполионом кличут. ќн уже там у себ€, во ‘ранции, войну зате€л, так вскорости она на весь мир перекинетс€. ј опосл€ Ц скорбь велика€ наступит и туга всем на земле живущим, а следом Ц и конец светаЕ

Ц Ќешто с ним никакого сладу нет? Ц спросила старушку с дрожью в голосе женщина лет сорока с небольшим.

Ц »-и, јнна Ћексевна, Ц прот€нула с иронией старушка. Ц  то ж с чертом-то, сладит. “олько на √оспода и уповатьЕ

Ц ј сказывают, он людей мучить любит Ц хлебом не корми. Ѕудто непокорных воле его на огне жгет, а на тех, кто ему предаютс€ Ц печать свою накладываетЕ

—ию интереснейшую и весьма поучительную беседу прервал детский всхлип. ¬се обернулись в сторону звуков: в уголке, сжавшись в комочек, плакала девочка лет двенадцати.

Ц „то с тобой, доченька? Ц подошла к ней јнна јлексеевна. Ц Ќапугали мы теб€? Ќу, не плачь. ћожет, √осподь и не допустит дожить нам до напастей сих.

Ц јх, маменька, Ц отвечала девочка. Ц Ќе за то € плачу, что антихристовых мучений боюсь. ¬от вы мне жити€ св€тых члиЕ “ам мученики св€тые с радостью терпели мучени€ за веру и умирали за ради ’риста с улыбкоюЕ

ƒевочка посмотрела на мать, и крупные слезы снова потекли по ее щекам.

Ц ј пошто плачешь тогда, Ќаденька? Ц ласково спросила јнна јлексеевна.

Ц я боюсь, что јнтихрист может разлучить нас, Ц ответила дочь и сделалась задумчивою. ј еoе € боюсь быть рабою у врага Ѕожи€Е

Ётот разговор происходил в городке јлатыре тогдашней —имбирской губернии, отделившейс€ от губернии  азанской во второй половине 90-х годов XVIII столети€. ћожет, потому он так врезалс€ в пам€ть Ќадежды »вановны, что как бы определил смысл всего ее дальнейшего существовани€ Ц Ђне быть рабою у врага Ѕожи€Еї.

ќна родилась как прошенное и моленное, по ее собственным словам, у Ѕога дит€. Ѕыла четвертым рожденным в семье ребенком, однако первые трое по€вились на свет мертвыми, и отча€вшиес€ отец с матерью дали обет, что если родитс€ дочь, назвать ее Ќадеждою, ибо на Ѕога возлагали они надежду иметь детей и видеть их живыми.

» родилась дочь, и была названа Ќадеждою, и случилось это долгожданное в семье двор€н —аврасовых событие в шестом часу пополудни 21 сент€бр€ 1783 года в городе јлатыре, что на реке —уре.

ќтец Ќадежды, »ван ћихайлович, происходил из двор€н симбирских, кои до учреждени€ в 1775 году самосто€тельной —имбирской губернии €вл€лись двор€нами губернии  азанской —имбирского уезда.

Ѕыл он некогда в военной службе, затем вышел в отставку и определилс€ в службу гражданскую по судейской части. —осто€нием владел »ван ћихайлович весьма незначительным, посему дочь его никогда в роскоши не купалась, и особенного достатку в семье не было.

 ак во многих двор€нских семь€х того времени, вс€ учеба Ќадежды составилась из домашнего воспитани€, коим руководила ее мать, јнна јлексеевна, и первым и единственным наставником ее в науках был духовник их дома, тогдашний протоиерей »ван »ванович ћилонов,

≈стественно, с таким наставником, первым предметом изучаемых наук был закон Ѕожий, а главными учебниками €вл€лись не ЂЅукварьї и Ђјрифметикаї, а ≈вангелие, „етьи-минеи, ѕсалтырь и јкафистник. ƒа, собственно, что еще нужно двор€нской дочери: знать закон Ѕожий, домоводство, четыре арифметических действи€ да читать-писать Ц ну и будет. ¬се остальное от Ц Ћукавого.

Ќадо сказать, что дом —аврасовых был одним из самых почтенных и уважаемых в городе, и доступ в него имел не вс€кий и двор€нин, проживающий в нем: јнна јлексеевна €вл€лась женщиной правил строгих и была весьма разборчива в выборе знакомств дл€ себ€ и дл€ дочери. “ем самым, из списка знакомств автоматически выпадали молодые просвещенные двор€не, могущие составить хорошую партию ее дочери, но не отличающиес€ особой религиозностью и не желающие, будучи наедине с Ќадеждой »вановной, заниматьс€, например, только совместным чтением ѕсалтыр€. ј незнание об€зательного в то врем€ французского €зыка Ц что, конечно, нисколько не умол€ло душевных дарований Ќаденьки Ц отпугивало он нее (Ђнеобразованнойї) и многих неженатых мужчин в те немногочисленные выходы ее в Ђсветї, кои разрешались јнной јлексеевной. » общалась Ќадежда »вановна с архимандритами, иеромонахами, игумень€ми и духовником »ваном »вановичем, чего впрочем, и ей самой было достаточно: замуж, похоже, абы за кого, она не рвалась.

 ак-то ей попалась книжка светских стихов: вздохи, переживани€, любовь при луне, бур€ чувств, кипение страстей и тому подобное. » то ли автор стихов был бездарен, то ли слог был плоховат, однако Ц не понравилось. » уж никогда более руки Ќадежды »вановны не держали подобных книжек, равно как и любовных романов, коими зачитывались ее сверстницы. –азвитие ее шло в направлении ином. ЂЅоже избави, Ц вспоминала Ќадежда »вановна, Ц чтобы матушка позволила мне проспать воскресную или праздничную заутреню. «а час еще до благовеста бывало встанет и разбудит мен€Е » не смей в церкви огл€дыватьс€ на сторону, или переступать с ноги на ногу, и стоишь бывало всю заутреню, как вкопанна€, не сме€ пошевелитьс€. ¬ праздничные дни матушка имела обыкновение перед обеднею прочитывать дневное евангелие, и мен€ заставл€ла слушать; а после обедни, возврат€сь домой, всегда спрашивала, что € запомнила из читанного в церкви ≈вангели€; если € не умела ничего пересказать, то матушка делала мне строгий выговор, и даже грозила лишить мен€ на следующий день праздничной службы, если € буду невнимательна к божественной службе; этого наказани€ € пуще всего бо€лась; и с каким бывало вниманием стоишь в церкви и слушаешь что поют и читают, чтобы матушка осталась довольна моим богомольем. «а то, сколько у мен€ было радости и восхищени€, если, бывало, заслужишь матушкину похвалу за свое доброе поведение в церкви, и в награду за то получишь от нее несколько копеек, чтобы положить в кошелек старостыї. ќбычай сей Ц не пропускать ни единой воскресной и праздничной служб Ц сохранилс€ у Ќадежды »вановны до самой смерти.

–одовое имение јнны јлексеевны, село —ара, давала доход весьма незначительный. Ќыне на картах такового и не сыщешь. ќднако помирает родной д€д€ Ќадежды, двор€нин фамилии знатной и весьма древней Ц помещик Ќефедьев, коий отказывает плем€ннице по своему духовному завещанию село √ригорьево, крепкое и весьма доходное, да к тому же, всего в нескольких верстах от —ары. ј Ќадежда »вановна, к тридцати годам, хоть и была набожна и к благоде€ни€м весьма склонна, однако характер имела дюже жесткий Ц сказывалось ее длительное нахождение в незамужнем девическом состо€нии, что, надо сказать, всегда накладывает определенный отпечаток на характер и внешний облик женщины.

ќна быстро улучшила благососто€ние и свое, и матери (»ван ћихайлович к тому времени жил отдельно от них; не выдержал, очевидно, двух монашек в доме), ибо все торговые операции по продаже хлеба, который в больших количествах давало ее вновь приобретенное село √ригорьево, производила сама, благо алатырские пристани были р€дом. — приобретением села √ригорьева и берет начало ее велика€ и не имеюща€ аналогов ни до, ни после нее, более чем полувекова€ благотворительна€ де€тельность.

Ќачалось с того, что Ќадежда »вановна после каждой удачной торговой операции с григорьевским хлебом стала делать значительные вклады или денежные пожертвовани€ в свою приходскую церковь села —ары.

¬ первой половине 20-х годов XIX столети€ дела —аврасовых шли так хорошо, что надежда »вановна приобретает во владение богатое село  и€т —имбирской губернии Ѕуинского уезда, на картах республики “атарстан уже имеющеес€, ибо и доныне входит в Ѕуинский район республики.

—то€ло село на правом бережку —ви€га реки и находилось аккурат между Ѕуинском и “етюшами. —юда и переехали жить из родового села —ары јнна јлексеевна и Ќадежда »вановна.

Ќадежда »вановна стала часто бывать а  азани, и как богата€ помещица была прин€та в самых лучших двор€нских домах города. ќна сдружилась с семейством ћусиных-ѕушкиных, особенно с камергершей ≈вдокией —ергеевной, урожденной кн€жной Ѕолховской, матерью геро€ ќтечественной войны 1812 года и участника заграничных походов 1813-1815 годов ћихаила Ќиколаевича ћусина-ѕушкина, с феврал€ 1827 года исполн€вшего должность попечител€  азанского учебного округа. ќна стала часто бывать в их доме, и через ≈вдокию —ергеевну познакомилась с прибывшим в 1828 году на  азанскую епархиальную кафедру архипастырем ‘иларетом, о высокой мудрости коего, простоте и доступности уже была весьма наслышана.

Ђѕрием сделанный ей владыкою, его проста€, но глубоко-мудра€ беседа, Ц как писал журнал Ђ»звести€ по  азанской епархииї от 1871 года за є 17, Ц превзошли ее ожидани€; с сего времени она навсегда сделалась усерднейшею почитательницею преосв€щенного ‘иларета, и взаимно пользовалась и его св€тительским к себе расположениемї.

Ќадежда »вановна продолжает жертвовать церкв€м и приходам. —разу по приезду в село  и€т, она затевает ремонт приходской церкви, за что преосв€щенный, побывав в селе в 1829 году, выразил ей благодарность и признание.

ќкрыленна€ расположением ‘иларета, Ќадежда »вановна, заручившись на то разрешени€ми, начинает строительство новых храмов во всех ее четырех селах:  и€те, —аре, √ригорьеве и ћуратове, доставшемс€ ей, очевидно, после смерти либо отца в 1826 году, либо матери в 1830-м. ¬ селе этом нынешнего  айбицкого района республики, а тогда принадлежавшего —ви€жскому уезду, и доныне стоит, построенна€ в 1857 году на средства Ќадежды »вановна архитектором ‘.». ѕетонди Ђнад прахом родителей е€, бол€рина »оанна и бол€рыни јнныї,  азанско-Ѕогородицка€ церковь.

ѕосле смерти матери она переезжает в  азань, и в 1834 году делает свое первое и далеко не последнее пожертвование городу: передает 3000 рублей в пользу  азанского ѕопечительства о бедных духовного звани€. Ёто было целое состо€ние, на которое можно было прожить безбедно лет п€ть-семь, не счита€ Ђузаконенныхї государством процентов ренты. —ие благоде€ние, вкупе с ранее соде€нными, имело весьма знаменательные последстви€: ¬седержитель посредством архиепископа ‘иларета не позволил развитьс€ у Ќадежды »вановны т€желой болезни.

Ђѕолучив вследствие простуды жестокую ломоту с опухолью в ногах, Ц вспоминала позже Ќадежда »вановна, Ц € отча€лась в своем выздоровлении; лучшие казанские врачи ничего не могли сделать дл€ облегчени€ моей болезни, котора€, видимо, обращалась в вод€нуюї.

”знав о болезни одной из своей паствы, ‘иларет решает навестить ее, что, собственно, было в привычках этого замечательного главы  азанской епархии.

ќн приехал к больной, расспросил ее о болезни и посоветовал усерднее молитьс€ и более уповать на врача Ќебесного, нежели на лекарей земных, от коих и тогда, и теперь проку Ц чуть. ј уход€, попросил ее проводить его.

Ц ƒа как же € провожу вас, преосв€щенный, коли даже пошевелить ногами не могу? Ц удивилась —аврасова.

Ц ј ты попробуй, Ц сказал ¬ладыка. Ц јвось, и получитс€ с Ѕожьей-то помощью.

Ќадежда »вановна, почувствовав прилив каких-то неземных сил, приподн€лась на постели и опустила ноги, чего долго не могла уже делать без посторонней помощи. Ѕоли не было. ¬ладыка стал прощатьс€, и —аврасова, неожиданно дл€ себ€, встала и проводила его до самых дверей, чувству€ большое облегчение в ногах. — этого дн€ она стала ходить и даже съездила в ¬оронеж и  иев поклонитьс€ Ѕожиим угодникам. Ёто было насто€щее чудо, кои свершаютс€ с людьми, симпатичными Ѕогу.

¬ 1836 году  азань простилась с ‘иларетом Ц он был вызван в ѕетербург дл€ присутстви€ в —в€щенном —иноде. ѕоручив —аврасову ≈вдокие —ергеевне ћусиной-ѕушкиной и подарив Ќадежде »вановне икону со —пасителем, он отбыл и увез с собой частичку ее души. —коро —аврасовой стало скучно в  азани: шумный город с многочисленными жител€ми раздражал; балы, рауты и визиты, коими жило двор€нское общество, никогда не прельщали старую деву, а игра в карты, так попул€рна€ в  азани, считалась Ќадеждой »вановной игрищем бесовским, в чем она была совершенно недалека от истины. — новым архиепископом  азанским и —ви€жским ¬ладимиром, прибывшем в 1836 году из „ернигова, —аврасова не сблизилась, как когда-то с ‘иларетом, да и, собственно, трудно, а может, и незачем заводить новых друзей в 50 лет, ибо, обычно, ничего путного из такой дружбы, обычно, не выходит.

» Ќадежда »вановна начинает погл€дывать в сторону —ви€жска: городок спокойный, уездный, жителей всего-то около двух с половиной тыс€ч, да и к селу ћуратову ближе. ј главное, похож был сей город —ви€жск на большой монастырь, в коем дела богоугодные делать легче, да и к Ѕогу ближе. » в начале 40-х годов собирает Ќадежда »вановна свои манатки, прощаетс€ с  азанью, городом губернским, и отбывает на посто€нное местожительство в —ви€жск, городок уездный, коий имел в те времена три каменных дома, 260 домов дерев€нных, 6 богоугодных заведений, около 25 лавок на ветхом и запущенном √остином дворе, 4 питейных дома, одну общественную баню, но зато: четыре монастыр€, шесть приходских церквей и одну соборную, то есть менее 50 домов в одном церковном приходе. Ђ“ам больше церквей, нежели хороших домовї, Ц так описала јлександра ‘укс город —ви€жск в своей книге Ђ«аписки о чувашах и черемисах  азанской губернииї, вышедшей в  азани в 1840 году. »менно в Ђсви€жскийї период жизни Ќадежды »вановны —аврасовой были сделаны самые значительные и многочисленные ее пожертвовани€.

¬ 1841 году Ќадежда »вановна своим Ђиждивениемї выстроила дл€ ’ристовых невест девичьего »оанно-ѕредтеченского монастыр€ каменный двухэтажный корпус келий Ђна 12 сажен€х длины и 6 шириныї. (—ажень Ц мера длины, равна€ 213 сантиметрам). «дание сие по сей день цело.

¬ 1842 году в монастырской церкви во им€ Ђпреподобного —ерги€ –адонежского чудотворцаї Ќадежда »вановна устроила новый вызолоченный иконостас, а на иконы на Ђцарских вратахї храма одела серебр€ные оклады и ризы Ђ84 пробыї. “акже серебр€ные ризы были сделаны ею еще на п€ть икон —ергиевского храма. ѕозже, в 1918-м оклады и ризы были Ђэкспроприированыї дл€ нужд  расной армии и всплыли в 20-30-х годах XX столети€ на антикварных аукционах ѕарижа и Ѕерлина.

¬ 1843 году Ќадежда »вановна стала делать пожертвовани€ и в —ви€жский ”спенско-Ѕогородицкий мужской монастырь, который больше никогда не видел столь значительных вкладов, как были произведены дл€ него великой благотворительницей за два с половиной дес€тилети€.

—начала —аврасова произвела, скажем так, косметический ремонт храмов монастыр€ и обновила в них церковную утварь. «атем, в том же 1843 она устроила новую раку дл€ мощей св€тител€ √ермана, основател€ и первого архимандрита ”спенского Ѕогородицкого монастыр€, ибо прежн€€, изготовленна€ еще в 1696 году, пришла в ветхость и рассохлась. Ќова€ рака была сделана из кипарисового дерева, обложена серебром и обита пунцовым бархатом. »менно ее Ц бархат даже не потер€л первоначального цвета Ц вскрыли в 1922 году по решению “ат÷» а новые сви€жские власти перед закрытием монастыр€.

«атем ею был исправлен и подновлен п€ти€русный иконостас в ”спенском соборе, позлащен балдахин над мощами св€тител€ √ермана и п€ть киотов. ≈ще Ќадежда »вановна в том же году устроила три серебр€ные чеканной работы ризы на три образа в иконостасе ”спенского собора и посто€нно подновл€ла оклады и ризы икон монастыр€.

”стройство раки св€тителю √ерману стоило благотворительнице 2250 рублей, позолота иконостаса, балдахина и п€ти киотов 1500 рублей, а все серебр€ные ризы Ц 6692 рубл€. »того пожаловани€ Ќадежды »вановны только в 1843 году и только —ви€жскому мужскому монастырю составили 12742 рубл€ Ц сумма на то врем€ весьма и весьма значительна€.

¬ 1844 году —аврасова устроила в √ермано-ћитрофановской церкви монастыр€ новый трехъ€русный иконостас с резными витыми колоннами и золотом. 26 сент€бр€ храм был осв€щен во им€ св€тителей √ермана  азанского и ћитрофана ¬оронежского. ¬се обновлени€ в этом храме стоили Ќадежде »вановне 1944 рубл€. ѕосле божественной литургии к архиепископу ¬ладимиру, осв€щавшему храм, пришла депутаци€, состо€ща€ из городского головы, городничего и некоторых почтенных граждан города. ƒепутаци€ Ђсловесно испрашивала у преосв€щенного благословени€ обратитьс€ к благотворительнице г. —аврасовой насчет исправлени€ градского собора, пришедшего тогда в крайнее во всех част€х положение. ¬ыслушав за€вление городской депутации, владыка одобрил усердие граждан к своему собору, и, обратившись к г. —аврасовой, как прихожанке оного, предложил ее вниманию просьбу граждан, заметив, что в стечении насто€щих обсто€тельств он видит волю Ѕожию. ƒвижима€ тем же усердием о благососто€нии св. Ѕожиих церквей, Ц как писал один из номеров журнала Ђ»звести€ по  азанской епархииї, Ц г. —аврасова тут же беспрекословно согласилась на возобновление соборного в г. —ви€жске храма, который действительно находилс€ тогда в крайнем упадкеї.

ƒл€ реконструкции собора был привлечен ведущий губернский архитектор ‘.». ѕетонди, построивший к тому времени в  азани здание городской ƒумы, центральный корпус –одионовского института Ѕлагородных девиц, несколько дес€тков городских особн€ков дл€ знати и купцов и зан€тый в означенное врем€ возведением углового здани€ Ђ азанского подворь€ї, известного многим поколени€м казанцев как гостиница Ђ азаньї. Ќа исправление храма был составлен проект, и после утверждени€ его Ђвысочайшейї инстанцией, работы начались. Ђѕо возобновлению собора, усердием и иждивением г-жи —аврасовой сделано было тогда следующее: 1) пристроены к храму два вышесказанные придела (ѕресв€той Ѕогородицы и ѕетропавловский Ц Ћ.ƒ.), кровл€ на всем храме покрыта железом и окрашена масл€ною краскою, стены извне отштукатурены и обелены, окна в алтаре главного храма и в куполе расширены, отчего свет внутри храма усилен вдвойне. 2) ¬нутри храма, в приделах устроены новые иконостасы и вызолочены на полимент, написаны вновь местные иконы в придельных храмах; старый в главном соборе иконостасЕпеределанЕ —тены внутри оштукатурены и окрашены, а фоны сводов в придельных храмах и в некоторых местах стены главного храма расписаны св€щенно-историческими изображени€ми. 3) ѕри входе в главный храм пристроены каменные Ц с правой стороны караулка, а с левой церковна€ кладова€ї. (»звести€ по  азанской епархии, 1871, є 20, стр. 619-620).

 роме того, Ќадежда »вановна сделала 10 серебр€ных риз на иконы, новую церковную утварь в необходимых количествах и 26 сент€бр€, ровно через п€ть лет, в 1849 году храм был осв€щен новым  азанским архиепископом √ригорием, сменившим на посту главы  азанской епархии в 1848 году ¬ладимира.

ƒобрые дела имеют своеобразную особенность: чем больше о них кричишь, тем меньше они заметны и значимы. Ќасто€щим добрым делам вредна широка€ огласка, за них не требуют уважени€ и наград, они значимы уже сами по себе, и тем быстрее узнают о них люди и сведает ¬седержитель, чем с меньшей помпой совершены сии благоде€ни€.

Ќе требовала признательности и Ќадежда »вановна, и последние разговоры немногих, кои смели думать, что все благоде€ни€ ее делаютс€ из каких-либо личных выгод или тщеслави€ смолкли, когда —аврасова наотрез отказалась от какой-либо себе награды, что прочил архиепископ √ригорий и даже собиралс€ ходатайствовать о том перед —в€тейшим —инодом.

Ќе забывала она и девичий »оанно-ѕредтеченский монастырь, с коего и начала свои благоде€ни€, переселившись в —ви€жск.

¬ 1851 году она изготавливает на престол главного храма серебр€ное облачение, устраивает на монастырском дворе колодец в 18 сажен глубины и разводит фруктовый сад на монастырском погосте, от коего ныне осталс€ один пшик. «ато территори€ монастыр€ Ц сплошной погост, устроенный в 30-е годы верными ленинцами с иезуитской доктриной Ђцель оправдывает средстваї, ибо превратилась обитель си€ в тюрьму-каземат, а земли ее Ц в братские могилы.

ѕродолжает жертвовать Ќадежда »вановна и главному городскому собору: устраивает иконы, льет колокол в 308 с лишним пудов, шьет облачени€ св€щенникам, сооружает каменную с железной решеткой ограду, делает серебр€ные облачени€ на престолы, льет серебр€ные ризыЕ ¬сего в 1863-1870 годах —аврасовой только на соборный храм было потрачено 12 438 рублей Ц огромна€ сумма!

ѕомимо женского и мужского монастырей и соборной городской церкви, Ќадежда »вановна в 1866 году слила колокол в 149 пудов с лишним, взорванный вместе с церковью в числе четырех —ви€жских храмов, помешавших советской власти.

¬ 1868 году ее Ђиждивениемї сооружены каменные с железной решеткою ограды дл€ —офийской, Ѕлаговещенской и ÷аревоконстантиновской церквей.  роме того, многие сви€жские храмы получили и денежные пожертвовани€, как на благоустройство церквей, так и на содержание церковнослужителей.

ѕродолжала Ќадежда »вановна жертвовать и —в€жскому мужскому монастырю, обща€ сумма благоде€ний коему перевалила к середине 60-х годов XIX столети€ за 23 тыс€чи рублей.

Ќе забывала —аврасова и губернскую  азань. “ак, в 1852 году ею было сделано серебр€ное напрестольное облачение, сто€щее Ђне менее 2 300 руб.ї дл€ девичьего Ѕогородицкого монастыр€. „ерез дес€ть лет она пожертвовала ’ристовым невестам золотые св€щенные сосуды, кресты и оклады на общую сумму 4 813 рублей. ќна же в 1868 году пожертвовала казанскому Ѕлаговещенскому собору 3 000 рублей, а в 1869-м еще 1 600 на сооружение серебр€ного престола.

¬ течение 1851-1869 годов —аврасова сделала пожертвовани€ церкв€м сел:  и€т Ѕуинского уезда, ¬ладимирское и Ёбалаки, ћуратово, Ќовоспасское, что входило в состав —пасского уезда, ¬веденска€ слобода уезда —ви€жского и в село  иртели —имбирского уезда —имбирской губернии.

» одному Ѕогу известно, сколько Ќадежда »вановна сделала денежных и вещевых благоде€ний сиротам и бедным.

Ќадо сказать, что слава о ней, как о великой благодетельнице и благотворительнице разошлась по всей  азанской губернии и даже далее, и пот€нулись к ней разного рода просители: кто молил пожертвовать на храм, кто на приход, а кто просто просил вспоможени€ лично дл€ себ€. „а€ни€ посетителей она удовлетвор€ла не вдруг: вначале провер€ла, насколько справедливы их просьбы и действительны их нужды. –азного рода аферистов определ€ла сразу, и дворовые ее взашей выгон€ли таковых со двора, заказыва€ им накрепко забыть дорогу к ее дому.

ƒействительно нуждающимс€ жертвовала щедро, следу€ раз и навсегда установленному ей самой дл€ себ€ правилу: давать больше, чем бы хотелось дать. ¬ последние годы стремилась быстро и в достаточных количествах помогать бедным храмам с малыми приходами, коим самим было никак не справитьс€ с нищетой.

Ќе было случа€, чтобы она не сдержала данного слова Ц черта, много говор€ща€ о человеке и ставша€ едва ли не аномальной в нынешнее врем€.

√овор€т, она была вспыльчива, и ей приходилось посто€нно усмир€ть себ€, что давалось с большим трудом. —о своими людьми была строга, но справедлива, быстро умела распознать ложь и различить истинную прив€занность от притворной.

Ќе терпела меж своими людьми пь€нства, воровства и нищенства. «а пь€нство и воровство строго наказывала, однако, охотно помогала нуждающимс€, особенно в случае неурожа€, падежа скота, пожаров и иных напаст€х. Ђ–аз случилось, Ц писали Ђ»звести€ по  азанской епархииї, Ц что в одном из ее имений вс€ деревн€ выгорела, и даже хлеб бывший в гумнах погорел. ”знав о несчастии, г-жа —аврасова спешит на помощь бедствующим. «релище пожара и слезы и старых и малых, припавших к коленам госпожи, тронули до того добрую помещицу, что она тут же распор€дилась закупить несколько дес€тков плотов строевого лесу, раздала безвозмездно кресть€нам лес, и деревн€ в тот же год обустроилась вновь. ќдин из кресть€н бывшего е€ имени€, села ћуратова, такой сделал о ней отзыв: Ђбарын€ наша хоть и много от нашей барщины нажила себе капиталу, за то нам же и отдала то, что от нас нажила, выстроив нам знатную каменную церковь, какой мы миром никогда бы не соорудилиї.

ќднако годы брали свое. ≈ще с осени 1869 года она стала жаловатьс€ на бессонницу и слабость. ¬ середине марта 1870-го она стала готовитьс€ к смерти: прин€ла таинство, приобщилась св€тых даров и 24 числа, выслушав молитву на исход души в полном сознании, мирно и спокойно отошла в мир иной. 27 марта покойницу отпели в главном —ви€жском храме, коему в свое врем€ немало благодетельствовала —аврасова. —течение собравшихс€ воздать последнее целование усопшей было так велико, что храм едва вместил всех желающих. ”же давно Ђим€ —аврасовой, Ц писали некрологи, Ц как благотворительницы храмов Ѕожиих известно было не только во многих местах обширной –оссии, но и во св. граде »ерусалиме и во св. горе јфонской, куда она также сделала щедрые вклады на пользу св. ’рамовЕ ѕодобные боголюбцы, столь редкие, особенно в наш холодный усердием к ÷еркви Ѕожией век, достойны того, чтобы пам€ть о них и их благоде€ни€х сохран€лась в отдаленном потомстве, как урок истинного христианского благочести€ї.

 азалось, о ком, о ком, а уж о Ќадежде »вановне —аврасовой, столь неоценимо много сделавшей дл€ Ѕога и людей, действительно, будут помнить даже Ђв отдаленном потомствеї, и им€ сей благотворительницы будет незабвенно из века в век.

ќднако, это только казалосьЕ


deb
“ать€на Ѕалабан

ƒа, великой души была женщина. ¬ы проделали огромный труд, Ћеонид! —пасибо, что знакомите нас с такими людьми.  стати, € бы тоже серьезно наказывала за воровство и пь€нку, поделом им. +++

deb
ёрий ѕономаренко

ƒа уж, очень познавательно. ƒавно € Ћеонида не читал, а он вон какой роман написать успел)))+++++

spe
Ќадежда «аколюкина

ќчень интересно. ’отела уже бросить, но интерес удержал)))))))))))))))))) “алант, добавить нечего+++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+