icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

ћог ли анархист ћихаил Ѕакунин изменить мир?

  • 632
  • 5

ћог ли анархист ћихаил Ѕакунин изменить мир?

¬
¬ ћоскве есть улица Ѕакунинска€. ”дивительно, что она сохранилась после почти столетних исторических пертурбаций, которые сопровождались многочисленными переименовани€ми. ≈ще удивительнее, что она по€вилась. ¬ 1918 году большевики почему-то разрешили переименовать ѕокровскую улицу в честь известного анархиста, и к тому же, врага самого главного их св€того, ћаркса. ¬прочем, к тому времени, в умах современников и недальних потомков его образ вполне сложилс€ в канонический образ св€того. »з тех св€тых, которых люб€т и почитают на –уси Ц апостола свободы, пастыр€ воли, главар€ бунтарей, защитника униженных и оскорбленных.

–одилс€ ћихаил јлександрович Ѕакунин(1814 Ч1876) в “верской губернии в двор€нской семье. ≈го отец, јлександр Ѕакунин, долгое врем€ служил по дипломатической части в »талии. Ётого долгого времени хватило на то, чтобы окончить факультет натуральной истории университета в “урине, защитить диссертацию и стать доктором философии.   концу своего пребывани€ в »талии јлександр Ѕакунин стал членом-корреспондентом “уринской королевской академии наук. «нание италь€нского €зыка позволило ему первым перевести на русский поэму “орквато “ассо Ђќсвобожденный »ерусалимї. —ерьезна€ работа!

ќднако мы не об отце, мы о сыне. ¬ 1829 году ћишель Ѕакунин поступает в ѕетербургское артиллерийское училище. Ќо офицером стать ему была не судьба. ¬ 1834 году ћихаила Ѕакунина отчисл€ют за грубость по отношению к начальнику училища. ¬оенна€ карьера не удалась.

Ќемного прослужив в артиллерии, молодой человек уходит в отставку и, возвраща€сь домой, до родных пенатов не доезжает, останавливаетс€ пожить в ћоскве. «десь бурление мысли и заповедник вольнодумства. јх, —танкевич! (ћихаил Ѕакунин Ц один из главных членов его кружка). јх, Ѕелинский, Ѕоткин, √рановский,  атков! (ѕоследний напишет позже про Ѕакунина довольно злобный фельетон). ќ, милые, гор€чие √ерцен с ќгаревым!

¬сего дес€ть лет спуст€ за подобные интеллектуальные забавы ‘едора ƒостоевского чуть не расстрел€ют и сошлют надолго в —ибирь в солдаты. Ќо ћихаилу Ѕакунину повезло больше, ибо времена еще сто€ли вегетарианские. ¬ 1840 году Ѕакунин выезжает в √ерманию изучать классическую немецкую философию. — разрешени€ родител€, но на деньги милого √ерцена.

 лассическа€ немецка€ философи€ никого до добра не доводила. Ѕакунин слушает лекции Ўеллинга и становитс€ гегель€нцем. Ћевым гегель€нцем, то есть по европейским меркам, пр€мым революционером.

¬ начале 1843 года берлинского друга ћ.ј.Ѕакунина, поэта √ервига, высылают за вольнодумство из ѕруссии. ƒрузь€ вместе перебираютс€ в Ўвейцарию. «десь, в вольной альпийской республике, каких борцов и бунтовщиков только нет! ћихаилу Ѕакунину такой компот по вкусу.  стати, среди его швейцарских друзей Ц один из первых коммунистов, ¬ильгельм ¬ейтлинг. Ђѕобеду новым иде€м и общественным пор€дкам приносили только войны и революцииЕї. Ќе правда ли, глубока€ мысль! ¬оспламен€юща€!

¬прочем, довольно скоро, в коммунизме Ѕунин разочаровалс€. ¬ своей статье Ђ оммунизмї он сформулировал свое разочарование. ѕо его мнению, коммунистическое руководство стремитс€ превратить бедных и эксплуатируемых в Ђнасилием сплочЄнное стадо животных, преследующих исключительно материальные цели и ничего не знающих о духовной стороне жизниї

Ќо возвратитьс€ в –оссию бывший поручик ћихаил Ѕакунин отказалс€. «а что в 1844 году был приговорен к лишению двор€нства. “еперь при возвращении под руку российского императора его ждала ссылка на каторгу в —ибирь. ¬се имущество Ѕакунина в –оссии конфисковали. —казано же, что классическа€ немецка€ философи€ до добра не доводит. ¬прочем, и французский утопический социализм тоже опасен. Ѕедн€га ƒостоевский это бы подтвердил. »стово перекрестившись, конечно.

Ќо ѕариж стоит не только мессы. ќн утешает и в случае потери родины. Ѕакунин жил в столице ‘ранции с 1844 по 1847 год. »зучал он здесь не прекрасные искусства и даже не прекрасных дам. ѕодружившись с известным революционером ѕрудоном, основателем анархизма, ћихаил Ѕакунин пон€л, что надо делать. —отр€сать государственные устои, потому что государство Ц любое! Ц это клетка дл€ свободного и вольного человека.  стати, дл€ русского человека свобода и вол€ Ц это не синонимы. ќбуржуазившимс€ французам это было трудно пон€ть. ¬ ѕариже, среди прочего, Ѕакунин впервые встречаетс€ с ћарксом. » с первой же встречи они друг другу не понравились. ћарксу вообще не нравились слав€не, а Ѕакунину Ц евреи.

ј вот слав€не Ц как раз, наоборот. Ѕакунин всей душой высказываетс€ за правое дело польских инсургентов, поднимавших восстание против –оссии. Ђ”гнетение ѕольши Ч позор дл€ моей страны, а свобода ѕольши послужит, быть может, началом нашего освобождени€ї. «а это Ѕакунина по насто€нию русского правительства высылают из ѕарижа. “оже мне напугали ежа!.. Ќесколько мес€цев Ѕакунин проводит в Ѕрюсселе. Ќо французы Ц веселые реб€та. ќни устраивают бунты едва ли не каждое дес€тилетие. ѕоэтому, когда в феврале 1848 года в ѕариже запахло революцией, ћишель возвратилс€ и подключилс€. –еволюци€ действовала на него опь€н€юще. ¬ставал в четыре часа утра, ложилс€ в два пополуночи. ¬есь день Ц пир без начала и без конца. —обрани€, процессии, демонстрации. ќдним словом, не революци€, а праздник.

¬ то же врем€ созревали взгл€ды, которые потом станут взгл€дами революционера-анархиста. ƒолой все конституции, долой все законы! ЂЌам нужно нечто иное: порыв, и жизнь, и новый, беззаконный, а потому свободный мирї. Ќам не свободу, нам волю подавай!

Ѕакунин оказалс€ слишком энергичен даже дл€ бурл€щей ‘ранции. ¬озникшее в ѕариже временное правительство нашло способ эвакуировать бунтар€. ≈му дали командировку в √ерманию и в слав€нские земли.  стати, Ѕакунин был одним из первых глашатаев панславизма. ¬се слав€нские народы Ц братские, им следует объединитьс€ во всеслав€нскую федерацию.  аждый гражданин этого великого и великолепного объединени€ будет иметь право на участок земли. (Ђ лаптик земли и два рабаї Ц вот откуда произрастает веселенький мем нашего веселенького времени).

—мех смехом, но в 1849 году в ƒрездене Ц восстание, и ћихаил Ѕакунин Ц среди его руководителей. ѕосле подавлени€ восстани€ Ѕакунина приговорили к смертной казни в —аксонии, потом передали јвстрии, у которой были с боевым ћишелем свои счеты. ¬ 1851 году австрийцы вторично приговорили Ѕакунина к смертной казни. Ќо потом передумали и через два дн€ после вынесени€ приговора, 17 ма€ 1851 года, передали бунтар€ русскому правительству. –азберитесь, мол, сами.

–азобрались. Ѕакунин стал узником јлексеевского равелина ѕетропавловской крепости. «десь он написал свою Ђ»споведьї, адресованную Ќиколаю I. Ђ»споведьї была опубликована 70 лет спуст€, в 1921 году, и вызвала разного рода отклики.  то-то обвин€л Ѕакунина в предательстве своих прежних взгл€дов, кто-то расценивал его писани€ как хитрость. Ќиколай I посчитал письмо ћ.Ѕакунина условным раска€нием, впрочем, вполне достаточным дл€ того чтобы улучшить услови€ пребывани€ арестанта в заключении. ≈го перевели в Ўлиссельбург. ѕосле смерти Ќикола€ I по просьбе семьи заключение в крепости заменили ссылкой в —ибирь. Ѕакунин жил сначала в “омске, а позже в »ркутске, куда его переправили по ходатайству одного из дальних родственников, Ќ.Ќ.ћуравьева-јмурского. (“ого самого, чей пам€тник изображен на российской купюре в 5000 рублей)

ќттуда осенью 1861 года ћихаил Ѕакунин бежал. „ерез японию и јмерику он добралс€ в јнглию. ѕоселившись в Ћондоне, у √ерцена, он стал одним из издателей знаменитого Ђ олоколаї.

ѕоследние 16 лет своей жизни ћ.Ѕакунин колесил по ≈вропе, организовывал различного рода анархистские организации, вступил в ѕервый »нтернационал, поссорилс€ с ћарксом, был исключен из »нтернационала. Ќесмотр€ на это, он был первым переводчиком Ђћанифеста  оммунистической партииї на русский €зык.

¬ 1869 году в –оссии начались студенческие волнени€. ¬ это же врем€ в Ћондоне по€вилс€ небезызвестный —.√.Ќечаев. „естно говор€, Ќечаев представл€л только себ€, но из Ћондона было не разобратьс€. “ем более, что он смог очаровать и Ѕакунина и ќгарева. ќчаровашка просил денег дл€ работы подпольной организации в –оссии, котора€, по его словам, была многотыс€чной, была боевой и готовилась свергнуть царизм. Ѕлагодар€ ќгареву Ќечаев получил 400 фунтов стерлингов, а благодар€ Ѕакунину его несуществующа€ организаци€ была включена в ѕервый »нтернационал. ѕо возвращении в –оссию в 1869 году Ќечаев организовал Ђќбщество народной расправыї и написал совершенно циничный Ђ атехизис революционераї. √лавным достижением ЂЌародной расправыї было убийство студента сельскохоз€йственной академии »ванова. ”бийство это было довольно быстро раскрыто и Ђреволюционерыї получили реальные и большие сроки за чистую уголовщину. —ам же Ќечаев сбежал за границу, в Ўвейцарию, но был в 1872 году выдан –оссии, заключен в ѕетропавловскую крепость, где умер в 1882 году.

ƒело об убийстве студента »ванова вдохновило ‘.ћ.ƒостоевского на написание романа ЂЅесыї. –оман этот был признан революционной общественностью гр€зной инсинуацией, благодар€ чему в первые годы советской власти ƒостоевский считалс€ писателем реакционным и в школе, конечно, не изучалс€.

ћихаила же Ѕакунина общение с —.Ќечаевым сильно скомпроментировало. ѕосле оплошки с Ќечаевым он лично больше не принимал участи€ в русском революционном движении. Ќо его анархические идеи получили большое распространение среди народников. ћожет быть, поэтому большевики, которые в 1918 году считали народников своими союзниками, и допустили по€вление в 1918 году в ћоскве улицы Ѕакунина.

—ам же ћихаил јлександрович Ѕакунин скончалс€ за сорок лет до победы ќкт€брьской революции в Ўвейцарии, в Ѕерне. ≈го похороны были весьма многочислены, на них присутствовало более 200 человек. —реди которых, правда, не было русских.

ћог ли Ѕунин изменить мир?  азалось бы, почему нет? Ѕыл он гор€ч, умен, мог убеждать людей. Ќо и никакой могучей партии он не организовал и никакой реальной властью потому не обладал. ћожет от этого, им самим осознаваемого бессили€, а еще из врожденного авантюризма, ћихаил Ѕакунин повелс€ на рассказы Ќечаева о могучей студенческой организации, €кобы действующей в –оссии.

Ќо бодливой корове Ѕог рогов не дал. » потому не изменил мир анархист ћихаил Ѕакунин, и изменить не мог. ѕричину этого нам победительно разъ€сн€ли на зан€ти€х по марксизму-ленинизму. —начала надо создать партию, выражающую интересы передового класса, возглавить этот класс с помощью неустанной агитации и пропаганды, повести на борьбу, одержать победу и...

» что же? –езультаты победы можно было легко увидеть, оторвавшись от конспекта и погл€дев в окно. –езультаты эти настолько не радовали, что сразу думалось: ну и зачем же все эти большевики победили по своей победной науке? «ачем это они изменили мир? » почему они изменили его к худшему? ’оть бы на собачках попробовали дл€ начала, чем сразу на люд€х затевать всю эту движуху.

» после этого фигура вечного бунтар€ с львиной гривой волос выгл€дела совсем по-другому. “рогательно выгл€дела, а не страшно. ћожет быть правы умные люди, призывающие опасатьс€ своих желаний, ибо они имеют свойство сбыватьс€. » везунчики те, чьи желани€ не сбылись.


pro
“амара ћеркулова

я уж отвыкла читать такие длинные биографические статьи. ћолодец, ћарк.

top
Halida Rojkova

”мнейший человек, заблудившийс€ в модных иде€х. ’орошо, что свою партию на создал. » большевиков хватило...

pro
—емен ÷ыгановский

¬ 1918 году в ћоскве поставили и пам€тник Ѕакунину. —кульптор  оролев. ѕам€тник был выполнен из бетона в стиле конструктивизма и пугал народ своей новизной. »ным казалось, что Ѕакунин несет в руках свою голову. ¬ общем, пам€тник снесли через несколько мес€цев.

spe
¬ладислав „ерных

—омневаюсь, что большевики изменили мир к худшему. Ќо стать€ хороша€, обсто€тельна€.

mas
ћарк Ѕлау

≈щЄ ѕушкин предупреждал:

Ђ“е, которые замышл€ют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужа€ головушка пол”шка, да и сво€ шейка копейкаї.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+