icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Люди, биографии

Мог ли анархист Михаил Бакунин изменить мир?

  • 1135
  • 5

Мог ли анархист Михаил Бакунин изменить мир?

В
В Москве есть улица Бакунинская. Удивительно, что она сохранилась после почти столетних исторических пертурбаций, которые сопровождались многочисленными переименованиями. Еще удивительнее, что она появилась. В 1918 году большевики почему-то разрешили переименовать Покровскую улицу в честь известного анархиста, и к тому же, врага самого главного их святого, Маркса. Впрочем, к тому времени, в умах современников и недальних потомков его образ вполне сложился в канонический образ святого. Из тех святых, которых любят и почитают на Руси – апостола свободы, пастыря воли, главаря бунтарей, защитника униженных и оскорбленных.

Родился Михаил Александрович Бакунин(1814 —1876) в Тверской губернии в дворянской семье. Его отец, Александр Бакунин, долгое время служил по дипломатической части в Италии. Этого долгого времени хватило на то, чтобы окончить факультет натуральной истории университета в Турине, защитить диссертацию и стать доктором философии. К концу своего пребывания в Италии Александр Бакунин стал членом-корреспондентом Туринской королевской академии наук. Знание итальянского языка позволило ему первым перевести на русский поэму Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Серьезная работа!

Однако мы не об отце, мы о сыне. В 1829 году Мишель Бакунин поступает в Петербургское артиллерийское училище. Но офицером стать ему была не судьба. В 1834 году Михаила Бакунина отчисляют за грубость по отношению к начальнику училища. Военная карьера не удалась.

Немного прослужив в артиллерии, молодой человек уходит в отставку и, возвращаясь домой, до родных пенатов не доезжает, останавливается пожить в Москве. Здесь бурление мысли и заповедник вольнодумства. Ах, Станкевич! (Михаил Бакунин – один из главных членов его кружка). Ах, Белинский, Боткин, Грановский, Катков! (Последний напишет позже про Бакунина довольно злобный фельетон). О, милые, горячие Герцен с Огаревым!

Всего десять лет спустя за подобные интеллектуальные забавы Федора Достоевского чуть не расстреляют и сошлют надолго в Сибирь в солдаты. Но Михаилу Бакунину повезло больше, ибо времена еще стояли вегетарианские. В 1840 году Бакунин выезжает в Германию изучать классическую немецкую философию. С разрешения родителя, но на деньги милого Герцена.

Классическая немецкая философия никого до добра не доводила. Бакунин слушает лекции Шеллинга и становится гегельянцем. Левым гегельянцем, то есть по европейским меркам, прямым революционером.

В начале 1843 года берлинского друга М.А.Бакунина, поэта Гервига, высылают за вольнодумство из Пруссии. Друзья вместе перебираются в Швейцарию. Здесь, в вольной альпийской республике, каких борцов и бунтовщиков только нет! Михаилу Бакунину такой компот по вкусу. Кстати, среди его швейцарских друзей – один из первых коммунистов, Вильгельм Вейтлинг. «Победу новым идеям и общественным порядкам приносили только войны и революции…». Не правда ли, глубокая мысль! Воспламеняющая!

Впрочем, довольно скоро, в коммунизме Бунин разочаровался. В своей статье «Коммунизм» он сформулировал свое разочарование. По его мнению, коммунистическое руководство стремится превратить бедных и эксплуатируемых в «насилием сплочённое стадо животных, преследующих исключительно материальные цели и ничего не знающих о духовной стороне жизни»

Но возвратиться в Россию бывший поручик Михаил Бакунин отказался. За что в 1844 году был приговорен к лишению дворянства. Теперь при возвращении под руку российского императора его ждала ссылка на каторгу в Сибирь. Все имущество Бакунина в России конфисковали. Сказано же, что классическая немецкая философия до добра не доводит. Впрочем, и французский утопический социализм тоже опасен. Бедняга Достоевский это бы подтвердил. Истово перекрестившись, конечно.

Но Париж стоит не только мессы. Он утешает и в случае потери родины. Бакунин жил в столице Франции с 1844 по 1847 год. Изучал он здесь не прекрасные искусства и даже не прекрасных дам. Подружившись с известным революционером Прудоном, основателем анархизма, Михаил Бакунин понял, что надо делать. Сотрясать государственные устои, потому что государство – любое! – это клетка для свободного и вольного человека. Кстати, для русского человека свобода и воля – это не синонимы. Обуржуазившимся французам это было трудно понять. В Париже, среди прочего, Бакунин впервые встречается с Марксом. И с первой же встречи они друг другу не понравились. Марксу вообще не нравились славяне, а Бакунину – евреи.

А вот славяне – как раз, наоборот. Бакунин всей душой высказывается за правое дело польских инсургентов, поднимавших восстание против России. «Угнетение Польши — позор для моей страны, а свобода Польши послужит, быть может, началом нашего освобождения». За это Бакунина по настоянию русского правительства высылают из Парижа. Тоже мне напугали ежа!.. Несколько месяцев Бакунин проводит в Брюсселе. Но французы – веселые ребята. Они устраивают бунты едва ли не каждое десятилетие. Поэтому, когда в феврале 1848 года в Париже запахло революцией, Мишель возвратился и подключился. Революция действовала на него опьяняюще. Вставал в четыре часа утра, ложился в два пополуночи. Весь день – пир без начала и без конца. Собрания, процессии, демонстрации. Одним словом, не революция, а праздник.

В то же время созревали взгляды, которые потом станут взглядами революционера-анархиста. Долой все конституции, долой все законы! «Нам нужно нечто иное: порыв, и жизнь, и новый, беззаконный, а потому свободный мир». Нам не свободу, нам волю подавай!

Бакунин оказался слишком энергичен даже для бурлящей Франции. Возникшее в Париже временное правительство нашло способ эвакуировать бунтаря. Ему дали командировку в Германию и в славянские земли. Кстати, Бакунин был одним из первых глашатаев панславизма. Все славянские народы – братские, им следует объединиться во всеславянскую федерацию. Каждый гражданин этого великого и великолепного объединения будет иметь право на участок земли. («Клаптик земли и два раба» – вот откуда произрастает веселенький мем нашего веселенького времени).

Смех смехом, но в 1849 году в Дрездене – восстание, и Михаил Бакунин – среди его руководителей. После подавления восстания Бакунина приговорили к смертной казни в Саксонии, потом передали Австрии, у которой были с боевым Мишелем свои счеты. В 1851 году австрийцы вторично приговорили Бакунина к смертной казни. Но потом передумали и через два дня после вынесения приговора, 17 мая 1851 года, передали бунтаря русскому правительству. Разберитесь, мол, сами.

Разобрались. Бакунин стал узником Алексеевского равелина Петропавловской крепости. Здесь он написал свою «Исповедь», адресованную Николаю I. «Исповедь» была опубликована 70 лет спустя, в 1921 году, и вызвала разного рода отклики. Кто-то обвинял Бакунина в предательстве своих прежних взглядов, кто-то расценивал его писания как хитрость. Николай I посчитал письмо М.Бакунина условным раскаянием, впрочем, вполне достаточным для того чтобы улучшить условия пребывания арестанта в заключении. Его перевели в Шлиссельбург. После смерти Николая I по просьбе семьи заключение в крепости заменили ссылкой в Сибирь. Бакунин жил сначала в Томске, а позже в Иркутске, куда его переправили по ходатайству одного из дальних родственников, Н.Н.Муравьева-Амурского. (Того самого, чей памятник изображен на российской купюре в 5000 рублей)

Оттуда осенью 1861 года Михаил Бакунин бежал. Через Японию и Америку он добрался в Англию. Поселившись в Лондоне, у Герцена, он стал одним из издателей знаменитого «Колокола».

Последние 16 лет своей жизни М.Бакунин колесил по Европе, организовывал различного рода анархистские организации, вступил в Первый Интернационал, поссорился с Марксом, был исключен из Интернационала. Несмотря на это, он был первым переводчиком «Манифеста Коммунистической партии» на русский язык.

В 1869 году в России начались студенческие волнения. В это же время в Лондоне появился небезызвестный С.Г.Нечаев. Честно говоря, Нечаев представлял только себя, но из Лондона было не разобраться. Тем более, что он смог очаровать и Бакунина и Огарева. Очаровашка просил денег для работы подпольной организации в России, которая, по его словам, была многотысячной, была боевой и готовилась свергнуть царизм. Благодаря Огареву Нечаев получил 400 фунтов стерлингов, а благодаря Бакунину его несуществующая организация была включена в Первый Интернационал. По возвращении в Россию в 1869 году Нечаев организовал «Общество народной расправы» и написал совершенно циничный «Катехизис революционера». Главным достижением «Народной расправы» было убийство студента сельскохозяйственной академии Иванова. Убийство это было довольно быстро раскрыто и «революционеры» получили реальные и большие сроки за чистую уголовщину. Сам же Нечаев сбежал за границу, в Швейцарию, но был в 1872 году выдан России, заключен в Петропавловскую крепость, где умер в 1882 году.

Дело об убийстве студента Иванова вдохновило Ф.М.Достоевского на написание романа «Бесы». Роман этот был признан революционной общественностью грязной инсинуацией, благодаря чему в первые годы советской власти Достоевский считался писателем реакционным и в школе, конечно, не изучался.

Михаила же Бакунина общение с С.Нечаевым сильно скомпроментировало. После оплошки с Нечаевым он лично больше не принимал участия в русском революционном движении. Но его анархические идеи получили большое распространение среди народников. Может быть, поэтому большевики, которые в 1918 году считали народников своими союзниками, и допустили появление в 1918 году в Москве улицы Бакунина.

Сам же Михаил Александрович Бакунин скончался за сорок лет до победы Октябрьской революции в Швейцарии, в Берне. Его похороны были весьма многочислены, на них присутствовало более 200 человек. Среди которых, правда, не было русских.

Мог ли Бунин изменить мир? Казалось бы, почему нет? Был он горяч, умен, мог убеждать людей. Но и никакой могучей партии он не организовал и никакой реальной властью потому не обладал. Может от этого, им самим осознаваемого бессилия, а еще из врожденного авантюризма, Михаил Бакунин повелся на рассказы Нечаева о могучей студенческой организации, якобы действующей в России.

Но бодливой корове Бог рогов не дал. И потому не изменил мир анархист Михаил Бакунин, и изменить не мог. Причину этого нам победительно разъясняли на занятиях по марксизму-ленинизму. Сначала надо создать партию, выражающую интересы передового класса, возглавить этот класс с помощью неустанной агитации и пропаганды, повести на борьбу, одержать победу и...

И что же? Результаты победы можно было легко увидеть, оторвавшись от конспекта и поглядев в окно. Результаты эти настолько не радовали, что сразу думалось: ну и зачем же все эти большевики победили по своей победной науке? Зачем это они изменили мир? И почему они изменили его к худшему? Хоть бы на собачках попробовали для начала, чем сразу на людях затевать всю эту движуху.

И после этого фигура вечного бунтаря с львиной гривой волос выглядела совсем по-другому. Трогательно выглядела, а не страшно. Может быть правы умные люди, призывающие опасаться своих желаний, ибо они имеют свойство сбываться. И везунчики те, чьи желания не сбылись.

pro
Тамара Меркулова

Я уж отвыкла читать такие длинные биографические статьи. Молодец, Марк.

top
Halida Rojkova

Умнейший человек, заблудившийся в модных идеях. Хорошо, что свою партию на создал. И большевиков хватило...

pro
Семен Цыгановский

В 1918 году в Москве поставили и памятник Бакунину. Скульптор Королев. Памятник был выполнен из бетона в стиле конструктивизма и пугал народ своей новизной. Иным казалось, что Бакунин несет в руках свою голову. В общем, памятник снесли через несколько месяцев.

spe
Владислав Черных

Сомневаюсь, что большевики изменили мир к худшему. Но статья хорошая, обстоятельная.

mas
Марк Блау

Ещё Пушкин предупреждал:

«Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полУшка, да и своя шейка копейка».

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+