Поздней осенью в торговле наступает такой же «мертвый сезон». Проходят осенние праздники (в разных странах они разные), до Рождества, когда принято делать друг другу подарки, еще далеко. Как дожить безбедно до предрождественских распродаж? Придумать какой-нибудь осенний праздник с обязательными подарками?
Никакого симпатичного и широко известного святого для осенних распродаж отыскать не удалось. Но это не ограничило творческую фантазию маркетологов. Любую покупку можно превратить в праздник, решили креативные американцы. Если только объявить хорошую скидку.
Так появились «черные пятницы». Название страшноватое, напоминает «черную метку» из «Острова сокровищ». Между тем, это – праздник, и праздник весьма полезный.
В первую пятницу после Дня благодарения американские магазины устраивают распродажи с рекордными скидками – от 50 до 80 процентов. Действует правило: «Пришедший раньше – выигрывает». В этот день магазины открываются необычно рано, и задолго до открытия возле них собираются очереди желающих отовариться вполне кондиционным товаром по смешным ценам. С «черной пятницы» начинаются в США рождественские распродажи.
Почему пятница, и почему «черная»? Как уже было сказано, праздник шопинга учредили сразу за Днем благодарения. День благодарения в США – четвертый четверг ноября. Значит, на следующий день, в пятницу – добро пожаловать за покупками! Поскольку День благодарения – праздник семейный, можно сходить в магазин всей семьей. Чтобы, желая сэкономить, серьезно потратиться.
А черной эта пятница великих распродаж – от бытовавшего с 19-го века бухгалтерской привычки отмечать расходы красным цветом, а доходы – черным. В этот день все магазины (говоря старосоветским языком) перевыполняли план и всегда оказывались в прибыли. Так что в конторских книгах записи за эту пятницу делались черными чернилами. Чернила-то черные, да день красный!
Впрочем, днем шопинга (даже Всемирным днем шопинга) уже несколько лет считается не «черная пятница», а 11 ноября. Можно сказать, что это китайский ответ на американский вызов. Ответ неплохо рассчитанный и потому удачный.
Всемирный День Шопинга придумал в 2009 году китайский универмаг электронной торговли «AliExpress.com». На две недели раньше «черной пятницы», не в конце ноября, а в его начале, этот Интернет-магазин и несколько других магазинов, входящих в группу «Alibaba Group» провели грандиозную распродажу со скидками не менее, чем в 50 процентов. Против таких скидок устоять было невозможно. А поскольку Интернет сейчас проник даже в самые глухие углы нашей планеты, число посетителей в китайских Интернет-магазинах, просто зашкалило.
Торговая кампания «11.11», показавшая свои огромные возможности, стала повторяться ежегодно. К ней подключились и другие китайские торговые Интернет-площадки. А сама «Alibaba Group» через несколько лет стала крупнейшим в мире Интернет-универмагом, обогнав американского гиганта eBay.
Китайцы не только снова продемонстрировали свои выдающиеся коммерческие таланты (кто бы в них сомневался!), но и ввели в мировой обиход еще один праздник. Всемирный день шопинга был приурочен к неформальному, но популярному среди китайской молодежи Дню холостяка. Об этом празднике рассказал Марк Блау в статье от 13.01.2016. Мол, холостяки реже ходят по обычным магазинам, а больше покупок делают в Интернете. На самом деле, главным было устроить праздник всемирного шопинга раньше американцев с тем, чтобы переманить некоторое количество американских денежек для покупок в Китае, а не на родной территории. Ну и «11.11» – замечательная дата, которую легко запомнить.
И несомненно, тот кто хотя бы один раз отоварился у китайцев и купил, скажем, мобильный телефон со скидкой в 50 процентов, эту дату уже не забудет.