icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ƒом и семь€

 то такой сват?

  • 3784
  • 0

 то такой сват?

ј
Ђј ткачиха с поварихой, с сватьей бабой ЅабарихойЕї, Ц читаем мы в бессмертной пушкинской Ђ—казке о царе —алтанеї. Ќевольно возникает вопрос: а кто была эта сама€ баба Ѕабариха?  ем она приходилась несчастной молодой царице и еЄ злым и завистливым сЄстрам?  то така€ Ђсвать€ї или Ц в мужском варианте Ц Ђсватї?

ѕервое, что приходит на ум Ц это, конечно, Ђсваты едутї, Ђсватовї засылать и т.п. Ц словом, то что св€зано с обр€дом сватовства. »менно со сватовства начиналс€ свадебный обр€д, когда представители от потенциального жениха приезжали к родител€м потенциальной невесты делать предложение, причЄм присутствие самого жениха было не об€зательно, а то и не вполне желательно. ¬ такую Ђделегациюї могли входить его родители, другие родственники, в христианскую эпоху Ц крЄстный отец и крЄстна€ мать. Ќо особа€ роль принадлежала профессиональным посредникам в такого рода делах. »х роль была особенно важна в тех случа€х, когда исход Ђпереговоровї не был €сен заранее, когда можно было предполагать, что родители будут отказывать не следу€ обычаю, а всерьЄз Ц и так же всерьЄз придЄтс€ уговариватьЕ “ак вот, эти профессионалы назывались свахами (если это были женщины) или сватами (если это были мужчины). Ќазвание Ђсватыї распростран€лось и на всю Ђделегациюї (кто мог в неЄ входить Ц мы уже говорили).

 ак и всЄ, что касалось свадьбы, сватовство обставл€лось многочисленными обр€дами: засылать сватов надлежало не один раз Ц первой свахе прин€то было отказывать; во избежание Ђсглазаї сваты должны были приезжать после захода солнца (впрочем, помимо Ђмистическойї стороны дела у такого обр€да была и реальна€ основа: в тЄмное врем€ суток меньше соседей обратит внимание на сватовство, меньш8е будет позора, если откажут), по дороге сватам не рекомендовалось ни с кем говорить, а лучше Ц вообще ни с кем не встречатьс€; если сговор состо€лс€ Ц после ухода сватов кто-нибудь из женщин (как правило, мать невесты) должен был св€зать вместе ухват и кочергуЕ

„то же касаетс€ профессиональных сватов и в особенности свах, то они могли выступать не только в роли посредников между женихами и невестами, но и в роли своеобразной Ђслужбы знакомствї (как это происходило, блест€ще показывает ј.Ќ.ќстровский в пьесе Ђ∆енитьба Ѕальзаминоваї).

“ак что же, Ѕабариха устраивала свадьбу цар€ —алтана? ѕочему же тогда она так хотела разрушить этот брак? Ќет, конечно, она ведь не Ђсвахаї, а Ђсвать€ї Ц это женский эквивалент слова Ђсватї совсем в другом значении, хот€ и оно имеет отношение к браку. —ватами (в женском варианте Ц Ђсвать€миї) называютс€ родители одного из супругов по отношению к родител€м другого. »ногда это называние распростран€етс€ на родственников супругов вообще, а не только на родителей. “аким образом, если баба Ѕабариха дл€ сестЄр царицы Ц Ђсвать€ї, то царю —алтану она приходитс€ кровной родственницей (вр€д ли матерью Ц иначе на это было бы пр€мо указано, а вот тЄтка Ц очень может быть). ћожет быть, ей не нравилось, что плем€нник-царь женилс€ на простолюдинке?

¬ слове Ђсватї отражена одна из коренных сторон брака Ц сли€ние двух родов в единое целое, ведь этимологически оно выводитс€ от той же основы, что и слово Ђсвойї. ѕосле свадьбы представители двух родов делаютс€ друг дл€ друга Ђсвоимиї, родственниками, хот€ и не состо€т в кровном родстве.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+