icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јнатолий ягодкин
Ћюди, биографии

 то такой —ерен  ьеркегор?

  • 1401
  • 5

 то такой —ерен  ьеркегор?

ѕ


ѕо улицам ночного  опенгагена гул€ет странный молодой человек. ѕро таких, как он, сегодн€ говор€т - Ђгородской сумасшедшийї. ќн получил богатое наследство и всю жизнь нигде не работал, но он был не из тех, кого порт€т деньги и кто проводит врем€ в праздности. ¬ его жизни были и посещение публичных домов, и любовна€ страсть, но главным стало осмысление собственного существовани€, поиск пути к богу. Ѕольшую часть жизни он проводил, сто€ у пюпитра за написанием книг. ќн прожил всего 42 года, но успел оставить потомкам обширнейшее наследие.

“ак жил великий датский философ —ерен  ьеркегор. ѕон€ть философию  ьеркегора можно только пон€в его жизнь и наоборот, факты из биографии  ьеркегора, его поступки, которые могут показатьс€ странными на первый взгл€д, станов€тс€ €сны после обращени€ к трудам и мысл€м  ьеркегора.

¬еликий датчанин

‘илософию  ьеркегора нередко осмысливают через —ократа Ц легендарного древнегреческого мыслител€, на которого сам философ неоднократно ссылалс€, называ€ его своим учителем. ¬первые услышав общеприн€тое русское произношение фамилии  ьеркегор, некоторые думают, что он, как и —ократ, представитель греческой философии, но на самом деле это не так.  ьеркегор Ц великий датский философ, живший в первой половине XIX века и предвосхитивший развитие европейской философской мысли в новейшее врем€.

—ерен  ьеркегор Ц второе по известности им€ в датской литературе, после √анса ’ристиана јндерсена, а по значимости и вли€нию на мировую литературу и философию, скорее, даже и первое.

— точки зрени€ датского €зыка, правильнее говорить  ирекгаард (дат. Kierkegaard). “акой вариант фамилии датского мыслител€ встречаетс€, например, у Ћьва Ўестова, русского философа, почитател€ творчества  ьеркегора.

ќтец экзистенциализма

—овременникам он казалс€ высокомерным чудаком, возомнившим себ€ гением. ќн восстал против обыденности и хотел побудить человека обратитьс€ к собственной жизни, к самому себе, осмыслить своЄ существование, услышать голос бога. ќщущение собственной исключительности сопровождало его всю недолгую жизнь. ќн скрывалс€ под разными псевдонимами, но вовсе не за тем, чтобы скрыть собственную личность, а дл€ того, чтобы показать человеческое существование во всем его многообразии, пример€€ на себ€ разные маски.

√орожане и критики не принимали его, посмеивались над ним, называ€ Ђход€чий или-илиї, по названию одного из его известных трактатов ЂEnten-Ellerї(или-или). Ќеопределенными и странными, наполненными вечным сомнением, казались современникам философи€ и образ жизни  ьеркегора. –азве тогда могли они подумать, что этого человека назовут Ђотцом экзистенциализмаї. ќн стал одним из первых, кто развернул философию Ђвнутрьї, обратилс€ к проблеме быти€ человека.

∆изнь как предчувствие смерти. ѕуть к религии и богу

–одилс€  ьеркегор  в 1813 году. ќтец —ерена - бывший кресть€нин, подавшийс€ в купцы и сколотивший большое состо€ние ћикаэль  ьеркегор. Ѕудущий философ был младшим, седьмым сыном своего отца. ∆ена ћикаэл€ и мать его старших детей умерла, и —ерен по€вилс€ на свет благодар€ интрижке отца со служакой. “от факт, что он был рожден Ђво грехеї определил многое в траектории духовного развити€  ьеркегора. Ёто стало дл€ него одним из поводов к осмыслению собственной жизни.

»з семерых братьев п€теро умерли в раннем возрасте. ќтец считал, что над их семьей висит родовое прокл€тие.  ьеркегор почувствовал скоротечность и краткость собственной жизни. — ранних лет он как будто предчувствовал свою скорую смерть. Ёто ощущение отразитс€ в его творчестве и побудит к философствованию. Ђ»з записок ещЄ живущегої - так назовет  ьеркегор свою первую книгу, критический очерк на повесть своего земл€ка и современника √. ’. јндерсена.

ќтец  ьеркегора был незаур€дным человеком, дл€ своего сына он стал Ђпервым духовным учителемї. ¬о многом под вли€нием отца и событий своего детства —ерен выбрал дл€ себ€ богословский путь. ¬ 1830 году он поступает на теологический факультет  опенгагенского университета. √де он учитс€ дес€ть лет. ¬ какой-то момент к нему приходит разочарование в теологии. ќн не хочет видеть себ€ приват-доцентом. ”чение уходит на второй план в его жизни.  ьеркегора часто называют религиозным философом и теологом, однако его философи€ Ц это, скорее, преодоление классической теологии, в привычном еЄ понимании. ‘илософи€  ьеркегора Ц это глубокое, личностное понимание бога, духовное познание.

1838 год Ц умирает отец  ьеркегора, дл€ него это был год Ђдуховного возрождени€ї. ќн возвращаетс€ к обучению в университете, и в этот же год начинаетс€ его литературна€ карьера, он публикует свою первую книгу. ¬ 1841 г. он защищает диссертацию о —ократе и получает степень магистра теологии.

 ьеркегор и любовь

Ѕудучи ещЄ студентом,  ьеркегор встречает 15-летнюю школьницу по имени –егина. »стори€ любви  ьеркегора и –егины ќльсен, пожалуй, самый известный сюжет из его биографии. »менно с –егиной ассоциируют  орделию Ц героиню Ђƒневника обольстител€ї, самого известного произведени€  ьеркегора, которое €вл€етс€ составной частью одной трактата Ђ»ли-илиї.

Ёто была больша€ и взаимна€ любовь. ѕара получила одобрение родителей и обручилась. »х отношени€ продолжались год. Ќеожиданно дл€ всех  ьеркегор разрывает помолвку. Ђ≈сли бы у мен€ была вера, € бы осталс€ с –егинойї - скажет он.  ьеркегор понимал любовь как всецелое посв€щение себ€ человеку. ¬оспылать страстью Ц вот этого он бо€лс€. —трасть дл€  ьеркегора Ц преп€тствие дл€ религиозной веры. ќн отказываетс€ от любви ради обретени€ веры и приближени€ к богу. Ѕлагодар€ –егине он стал другим и любовь должна была отступить. 

„ерез историю отношений —ерена и –егины раскрываютс€ многие грани философии и личности  ьеркегора. Ќе смотр€ на непродолжительность этих отношений, девушка сыграла огромную роль в жизни  ьеркегора. ѕозже она станет женой своего наставника ‘ридриха Ўлегел€. Ђ—ейчас она принадлежит тебе, но в историю она войдет со мнойї, - скажет  ьеркегор немецкому писателю, супругу –егины. “ак и получилось.

‘инал отношений –егины и  ьеркегора объ€сн€етс€ и Ђиндивидуальностьюї  ьеркегора, его неготовностью влитьс€ в массу. ЂЌемало мужчин сделались гени€ми благодар€ девушке, сделались геро€ми благодар€ девушке, сделались поэтами или св€тыми благодар€ девушке. Ќо скажите, кто в действительности сделалс€ гением, героем, поэтом или св€тым, благодар€ девушке, ставшей его женой? Ѕлагодар€ ей он становитс€ титул€рным советником, генералом, отцом семействаї - в этой цитате отражаетс€ не только отношени€  ьеркегора к браку, как к показателю Ђнормыї, с которой он себ€ не соотносил, но и объ€сн€ютс€ многие моменты  его философии. ¬ одном р€ду с Ђгенералом и отцом семействаї дл€  ьеркегора стоит и фигура приват-доцента. ѕочетный преподаватель университета, уважаемый человек и примерный семь€нин зачастую изображаетс€ комично на страницах книг  ьеркегора.

“ри стадии человеческого существовани€

¬ учебниках по философии в главе Ђ—ерен  ьеркегорї обычно свод€т его философию к осмыслению трех стадий человеческого существовани€: эстетической, этической и религиозной.  лассическа€ наука всЄ пытаетс€ загнать в схему. ќднако это совершенно не соответствует  ьеркегору. ≈го нельз€ объ€снить в виде схемы.  ьеркегор всегда выходит за рамки этих схем. ¬се темы в его философии переплетаютс€, и ответы на вопросы приход€т на уровне ощущени€.

ќбъ€сн€€  ьеркегора, Ђтри стадииї можно представить как Ђтри способа житьї. Ёстетик Ц человек, живущий сегодн€шним днем, вечный подросток, творец. Ётик Ц человек, живущий нормами и законами, жизнь которого определена категорий выбора. ѕодлинно религиозный человек Ц человек, вопрошающий бога, предчувствующий, ощущающий свою греховность, человек-искупитель, познавший собственное невежество и стрем€щийс€ его преодолеть.

–ассматривают Ђтри стадииї  ьеркегора и как Ђпостепенное развитие личностиї, в котором эстетика есть молодость, этика - зрелость, а религиозность представл€етс€ как финал жизни, как Ђпредчувствиеї бога. ¬ приведенной выше цитате можно увидеть Ђпереходї от этике к эстетике, когда на первом этапе мужчина ради женщины стремитьс€ стать Ђгениемї, а на втором Ц этическом Ц Ђотцом семействаї.

ќднако ни первое, ни второе из приведенных нами пониманий не будет до конца правильным и истинно кьеркегоровским. Ёти стадии у  ьеркегора существуют как параллельно, так и последовательно. „еловек всегда осознает себ€ Ђв промежуткеї. ќтветом на Ђили-илиї €вл€етс€ взыскующий  индивидуум. ѕри этом некоторые люди так и не могут преодолеть свою стадию, остава€сь Ђэтикамиї или Ђэстетикамиї. ∆изнь самого  ьеркегора всегда протекала между, и представл€ла собой путь к "религиозности". 

„еловеческое существование стремитс€ к Ђрелигиозностиї, а подлинное познание есть познание самого себ€, которое невозможно без познани€ бога. ќсознание невозможности познани€ бога есть признание собственной греховности, нахождени€ Ђвне истиныї. »менно из религиозности  ьеркегора исходит тема Ђсмертиї и Ђтрагичности существовани€ї, разработанные философами-экзистенциалистами.

 ьеркегор совершенно особый мыслитель. ќбъ€снить его философию т€жело, порой невозможно, еЄ, как и всЄ глубоко личное, надо прочувствовать. ћожно без преувеличени€ сказать, что Ђ ьеркегор дл€ каждого свойї.

—реди наиболее известных произведений  ьеркегора, кроме трактата Ђ»ли-илиї стоит назвать: Ђ—трах и трепетї, ЂЅолезнь к смертиї, Ђ—тадии жизненного путиї, Ђ‘илософские крохиї и заключительное ненаучное послесловие к ним. Ћюбопытно, что Ђѕослесловие к философским крохамї в несколько раз превышает по объему само произведение.

 ьеркегор и европейска€ философи€

—овременники не услышали  ьеркегора. ¬се книги он издавал за собственные средства, он хотел быть услышанным, но как истинного творца слава его не интересовала, ему важно было сказать то, о чем невозможно молчать. √олос  ьеркегора, раздавшийс€ из далекой —еверной ƒании, был услышан далеко за пределами скандинавского полуострова.  ьеркегор начал писать Ђпролог экзистенциализмаї. ƒругой великий Ђпредшественник экзистенциализмаї, философ рубежа XIX Ц XX веков, испанец ћигель де ”намуно назвал  ьеркегора Ђсвоим братомї. "јгонизм"  в философии ”намуно, €вно соотноситс€ с Ђрелигиозностьюї  ьеркегора.

Ђќткрытие  ьеркегораї состо€лось уже после его смерти, умер философ в  опенгагене в 1855 году во врем€ эпидемии гриппа. ≈го соотечественник, датский литературовед √еорг Ѕрандес стал одним из первых, кто обратил внимание на его наследие.  нигу о  ьеркегоре Ѕрандес публикует в 1877. Ќаследие  ьеркегора пришло в европейскую философию XX века, многие его идеи были Ђподхваченыї и переосмыслены ћартином ’айдеггером, одним из главных представителей европейской экзистенциальной философии. 


mas
ћарк Ѕлау

¬ соответствии с тем, чему нас учили на м.-л. философии,  ьеркергор - субъективный идеалист?

deb
јнатолий ягодкин

ћарк, в советском союзе  ьеркегора не любили, как и всЄ что имело приставку религиозный или было св€зано со словом теологи€. ¬ его философии никто не разбиралс€. ’орошо, что в ваше врем€ в университетском курсе философии о нем упоминали. —ейчас всю философию за 8 лекций читают.  акой  ьеркегор,  анта бы успеть.

“амара, € бы не сказал. "ƒневник обольстител€" совсем другое представление рисует. ќн бо€лс€ страсти. "Ёротика губит эстетику" по  ьеркегору. ј "ƒневник" - записки эстетика по сути.

deb
»ван »ванов

ѕрочитал с удовольствием, будет полезно дл€ многих, автору спасибо!

pro
—емен ÷ыгановский

ƒа, интересна€ стать€. "Ёротика губит эстетику" - это как раз бо€знь женщин.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+