Эхнатон… Что мы знаем об этом ярком египетском правителе, который на века вошел в историю, как еретик и великий религиозный реформатор? Кто он? Вероотступник или первый монотеист? После смерти его имя было резко и жестоко вычеркнуто из истории и потребовалось немало времени, дабы заполнить все пробелы и пролить свет на жизнь и деятельность этого неординарного египетского фараона, период правления которого не схож ни на один другой за всю историю Египта.
Его уникальная личность по сей день остается одной из самых загадочных, интригующих и неизученных не только в египетской, но и в мировой истории. Эхнатон - несомненно один из самых популярных среди египетских правителей.
Внешний облик этого удивительного человека – это и вовсе предмет бесконечных споров. Какие только гипотезы не выдвигаются в попытках объяснить его необычную и довольно странную внешность, в частности, фигуру и форму лица. Предполагается даже, что виной тому были определенные недуги. Однако самой правдоподобной версией кажется стремление фараона изображать себя разительно отличающимся от всех предшествующих правителей.
До того, как Эхнатон ввел культ солнечного диска Атона и объявил его единым божеством, а себя его жрецом, звали его Аменхотеп IV. Так же, как и его отец, Аменхотеп III, вопреки сложившейся вековой традиции, он женился на дочери одного из вельмож - очаровательной красавице Нефертити, которая в дальнейшем активно и всецело поддерживала своего любимого супруга во всех религиозных преобразованиях.
Что интересно, первые годы царствования Аменхотепа IV ничто не предвещало радикальных перемен в жизни египетского общества, но в дальнейшем фараон начинает стремительно и решительно осуществлять свои кардинальные преобразования и введением единобожия повергает общество в глубочайший шок. Однако стоит все же отметить, что еще во времена соправления со своим отцом Аменхотеп IV выделяет именно Атона среди прочих многочисленных богов египетского пантеона.
На протяжении нескольких тысячелетий египтяне могли вольно выбирать в кого веровать и кому поклоняться, отныне же Аменхотеп IV (что означает «Амон доволен») объявляет Атона единым богом, а себя его жрецом, изменяет свое тронное имя на Эхнатон, что с древнеегипетского переводится как «угодный Атону».
В те древние времена роль посредника между человеком и богами выполняли исключительно жрецы, теперь эту роль исполняет сам фараон – Эхнатон. Сказать, что египетское общество пребывало в глубоком шоке и ужасе – ничего не сказать. Втайне люди продолжали поклоняться своим старым богам, не желая предавать свои взгляды, устоявшиеся религиозные убеждения и отказываться от многобожия. Нововведения Эхнатона и культ бога Атона были им чужды.
На 6 году правления религиозные преобразования Эхнатона достигают пика - он переносит столицу из Фив, центра жречества Амона, в Ахетатон, что с древнеегипетского означает «Горизонт Атона». Царская чета дает клятву отныне никогда не покидать так называемую обитель бога солнца Атона. Эхнатон и Нефертити объявляют себя богами на земле, они - своего рода воплощение первой божественной пары - Шу и Тефнут.
Религиозная реформа Эхнатона находит свое отражение и в искусстве: фараон стремится к максимальной искренности, честности и душевности во всем.
В своем правлении Эхнатон всецело погружен в религиозные преобразования, в результате чего Египет теряет связи со странами Ближнего Востока и утрачивает контроль над Сирией и Палестиной.
Увы, но религия Эхнатона так и не была принята, не прижилась вопреки всем его стараниям и усилиям. После смерти великого реформатора жрецы восстановили свою власть и влияние, вернув всех былых богов. Египтяне не были готовы к единобожию. Религиозная реформа Эхнатона потерпела крах, поскольку идеи и верования были навязаны, грубо говоря, насильно внедрены. А любое навязывание так или иначе неизбежно вызывает отторжение и крайнее неприятие. Обществу требовалось время, чтобы прийти к единобожию постепенно и по собственному желанию, а не путем настойчивого навязывания.
По своим взглядам, убеждениям и верованиям Эхнатон намного опережал свою эпоху, потому так и не был понят и вошел в историю не иначе, как еретик, вероотступник и чуть ли не коварный злодей. Общество во все времена было жестко по отношению к личностям, которые тем или иным образом отличались своими идеями и взглядами.
Несмотря на месть жрецов и их яростное стремление раз и навсегда вычеркнуть Эхнатона из истории, его прекрасное имя по-прежнему живет и хотя мы не можем максимально объективно судить, каким был этот неординарный человек, одно бесспорно – он великая личность не только в египетской, но и в мировой истории.