icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Julia Kaminskaya
Ћюди, биографии

 то такой Ёхнатон? ≈ретик или человек, намного опередивший свою эпоху?

  • 1353
  • 10

 то такой Ёхнатон? ≈ретик или человек, намного опередивший свою эпоху?

 
 то такой Ёхнатон? ≈ретик или человек, намного опередивший свою эпоху?

ЁхнатонЕ „то мы знаем об этом €рком египетском правителе, который на века вошел в историю, как еретик и великий религиозный реформатор?  то он? ¬ероотступник или первый монотеист? ѕосле смерти его им€ было резко и жестоко вычеркнуто из истории и потребовалось немало времени, дабы заполнить все пробелы и пролить свет на жизнь и де€тельность этого неординарного египетского фараона, период правлени€ которого не схож ни на один другой за всю историю ≈гипта.

≈го уникальна€ личность по сей день остаетс€ одной из самых загадочных, интригующих и неизученных не только в египетской, но и в мировой истории. Ёхнатон - несомненно один из самых попул€рных среди египетских правителей.

¬нешний облик этого удивительного человека Ц это и вовсе предмет бесконечных споров.  акие только гипотезы не выдвигаютс€ в попытках объ€снить его необычную и довольно странную внешность, в частности, фигуру и форму лица. ѕредполагаетс€ даже, что виной тому были определенные недуги. ќднако самой правдоподобной версией кажетс€ стремление фараона изображать себ€ разительно отличающимс€ от всех предшествующих правителей.

ƒо того, как Ёхнатон ввел культ солнечного диска јтона и объ€вил его единым божеством, а себ€ его жрецом, звали его јменхотеп IV. “ак же, как и его отец, јменхотеп III, вопреки сложившейс€ вековой традиции, он женилс€ на дочери одного из вельмож - очаровательной красавице Ќефертити, котора€ в дальнейшем активно и всецело поддерживала своего любимого супруга во всех религиозных преобразовани€х.

„то интересно, первые годы царствовани€ јменхотепа IV ничто не предвещало радикальных перемен в жизни египетского общества, но в дальнейшем фараон начинает стремительно и решительно осуществл€ть свои кардинальные преобразовани€ и введением единобожи€ повергает общество в глубочайший шок. ќднако стоит все же отметить, что еще во времена соправлени€ со своим отцом јменхотеп IV выдел€ет именно јтона среди прочих многочисленных богов египетского пантеона.

Ќа прот€жении нескольких тыс€челетий египт€не могли вольно выбирать в кого веровать и кому поклон€тьс€, отныне же јменхотеп IV (что означает Ђјмон доволенї) объ€вл€ет јтона единым богом, а себ€ его жрецом, измен€ет свое тронное им€ на Ёхнатон, что с древнеегипетского переводитс€ как Ђугодный јтонуї.

¬ те древние времена роль посредника между человеком и богами выполн€ли исключительно жрецы, теперь эту роль исполн€ет сам фараон Ц Ёхнатон. —казать, что египетское общество пребывало в глубоком шоке и ужасе Ц ничего не сказать. ¬тайне люди продолжали поклон€тьс€ своим старым богам, не жела€ предавать свои взгл€ды, усто€вшиес€ религиозные убеждени€ и отказыватьс€ от многобожи€. Ќововведени€ Ёхнатона и культ бога јтона были им чужды.

Ќа 6 году правлени€ религиозные преобразовани€ Ёхнатона достигают пика - он переносит столицу из ‘ив, центра жречества јмона, в јхетатон, что с древнеегипетского означает Ђ√оризонт јтонаї. ÷арска€ чета дает кл€тву отныне никогда не покидать так называемую обитель бога солнца јтона. Ёхнатон и Ќефертити объ€вл€ют себ€ богами на земле, они - своего рода воплощение первой божественной пары - Ўу и “ефнут.

–елигиозна€ реформа Ёхнатона находит свое отражение и в искусстве: фараон стремитс€ к максимальной искренности, честности и душевности во всем.

¬ своем правлении Ёхнатон всецело погружен в религиозные преобразовани€, в результате чего ≈гипет тер€ет св€зи со странами Ѕлижнего ¬остока и утрачивает контроль над —ирией и ѕалестиной.

”вы, но религи€ Ёхнатона так и не была прин€та, не прижилась вопреки всем его старани€м и усили€м. ѕосле смерти великого реформатора жрецы восстановили свою власть и вли€ние, вернув всех былых богов. ≈гипт€не не были готовы к единобожию. –елигиозна€ реформа Ёхнатона потерпела крах, поскольку идеи и веровани€ были нав€заны, грубо говор€, насильно внедрены. ј любое нав€зывание так или иначе неизбежно вызывает отторжение и крайнее непри€тие. ќбществу требовалось врем€, чтобы прийти к единобожию постепенно и по собственному желанию, а не путем настойчивого нав€зывани€.

ѕо своим взгл€дам, убеждени€м и веровани€м Ёхнатон намного опережал свою эпоху, потому так и не был пон€т и вошел в историю не иначе, как еретик, вероотступник и чуть ли не коварный злодей. ќбщество во все времена было жестко по отношению к личност€м, которые тем или иным образом отличались своими иде€ми и взгл€дами.

Ќесмотр€ на месть жрецов и их €ростное стремление раз и навсегда вычеркнуть Ёхнатона из истории, его прекрасное им€ по-прежнему живет и хот€ мы не можем максимально объективно судить, каким был этот неординарный человек, одно бесспорно Ц он велика€ личность не только в египетской, но и в мировой истории.


mas
≈вгений Ѕагдерин

’ороша€ стать€, все €сно и пон€тно. ѕо всему видно ¬ы большой знаток ƒревнего ≈гипта. »нтересно было бы знать где сейчас наход€тс€ ‘ивы и јхетатон

spe
ёли€ ƒворникова

— таким удовольствием всегда читаю подобные статьи! Juli! ѕишите чаще, очень интересно!

tra
Julia Kaminskaya

ёли€, спасибо ¬ам большое за поддержку и внимание к моей статье! “ема ƒревнего ≈гипта мне очень дорога и € рада, что у мен€ есть возможность писать о личност€х, которые мен€ глубоко восхищают и неустанно вдохновл€ют. ≈ще в подростковом возрасте прикипела € любовью к ≈гипту и эта любовь со временем лишь разгораетс€.

tra
Julia Kaminskaya

≈вгений, благодарю ¬ас за внимание к моей статье! јхетатон находилс€ на территории современной египетской деревни Ёль јмарна. Ќу а воспоминанием о ‘ивах нам служат остатки  арнакского храма на территории современного Ћуксора.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+