Слыхала я; он хитрый искуситель.
Вы, говорят, безбожный развратитель,
Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
Вы погубили?»
А.С. Пушкин «Каменный гость»
Дон Жуан (дон Хуан) – впервые это имя появилось в 1630 году в пьесе испанского драматурга Тирсо де Молина «Севильский обольститель и каменный гость». Сюжетом пьесы стала подлинная история, произошедшая в XIV веке в Севилье. А прототипом легендарного героя является дон Хуан де Тенорио – представитель одного из знатных аристократических родов Севильи.
Дон Хуан де Тенорио – гордый испанский аристократ. Он безумно отважен, дерзок и безнравственен. Всю свою жизнь он посвятил поискам чувственных удовольствий. Его любовные похождения, насилие и дерзкие дуэли держали в ужасе всю Севилью. Ради обладания женщиной дон Хуан попирает не только земные, но и божеские законы. Помимо аристократок и простолюдинок он соблазняет даже монашек. Для католической Испании – это особо крамольное действие. Но закон молчал. Ведь его ближайшим другом и наперсником был сам король Кастилии Педро I Жестокий (1334—1369).
Как-то раз, вместе с королем предаваясь распутству, дон Хуан похитил и соблазнил дочь командора Гонзало де Уллоа, убив его самого. Правосудие по-прежнему бездействовало. Тогда монахи–францисканцы сами решили наказать развратника и убийцу. Они решили сыграть на его пороках. От имени молодой замужней женщины монахи ночью назначают дону Хуану свидание в той самой церкви, где похоронен убитый им командор. Придя в церковь, монахи убивают дона Хуана и там же его и хоронят. А во избежание королевского гнева, распускают слух, что дон Хуан за свои грехи низвергнут в ад статуей командора. В XIV веке такое объяснение считалось вполне правдоподобным.
Пьеса Тирсо де Молина отличается от подлинной истории только финалом. В пьесе после убийства командора, дон Хуан бежит из Севильи. Но возвратившись через некоторое время, он совершенно случайно попадает на могилу командора, на которой была надпись, грозящая местью убийце. Прочитав надпись, дон Хуан, бахвалясь, приглашает статую на ужин. Статуя приходит и, в свою очередь, приглашает дона Хуана к себе. Дон Хуан не может нарушить слова, поэтому приходит на могилу командора. После ужина они оба проваливаются в преисподнюю. Слуга дона Хуана сообщает королю, что его господина постигла божья кара.
В пьесе Тирсо де Молина Дон Жуан — соблазнитель, которого влечет не столько наслаждение, сколько сам процесс борьбы за подчинение женщины своей воле. Дон Жуан – хищник и завоеватель, лёгкие победы ему безразличны: «Всегда моим величайшим удовольствием было соблазнить женщину и, обесчестив, покинуть её». Таково было первое художественное произведение о Дон Жуане.
В 1630 году пьеса была поставлена в Севилье и имела небывалый успех. А всего через три года пьеса с успехом шла уже в Италии. Только итальянцы добавили в нее комизма и свели к минимуму все трагичное и мрачное. После Италии настала очередь Франции. В 1665 году Ж.Б. Мольер написал комедию «Дон Жуан, или Каменный пир», а в 1677 году к этому же сюжету обращается и Т. Корнель. По-французски Хуан звучит как Жуан, именно с легкой руки французов так и стало впоследствии произноситься это имя.
О Дон Жуане писали К.Гольдони, Н. Ленау, А.Мюссе, Дж.Г. Байрон, П. Мериме, А.С.Пушкин, А.К.Толстой, А.Блок. Всего насчитывается около ста сорока произведений мировой литературы, посвященных известному соблазнителю. Зачастую герой становился совсем не похожим на своего прототипа: был мечтателем, романтиком, борцом за свободу. А с течением времени резкие черты характера Дон Жуана постепенно заменяются более привлекательными и, в конце концов, герой севильской легенды становится довольно таки обаятельным персонажем.
Дон Жуан наравне с Дон Кихотом, Фаустом, Гамлетом является так называемым «вечным образом» в литературе, т.е. этот образ приобрел общечеловеческое значение. Это имя вышло далеко за рамки литературного произведения и употребляется не только применительно к литературному персонажу. Его имя стало нарицательным, часто употребляется в роли эпитета.
В общечеловеческом понимании «донжуан» – распутник, волокита, соблазнитель, разбивающий женские сердца. Наивысший эмоциональный подъем многие «донжуаны» испытывают именно в момент соблазнения и преодоления препятствий. А когда женщина, наконец-то, уступает их домогательствам, они теряют к ней всякий интерес. А многие мужчины считают комплиментом услышать в свой адрес «донжуан». Хотя, по правде говоря, это и неудивительно, ведь зачастую распутство гораздо привлекательней добродетели. Кстати, в Севилье даже установлен памятник дону Хуану де Тенорио - распутнику, прославившему Севилью на весь мир.